Читал и грабли не заметил

УРОКИ ИСТОРИИ бесполезны – с этим парадоксом трудно спорить. Если отдельные индивидуумы ещё в состоянии более или менее изящно обойти грабли, на которые наступили давеча, то народы и страны с упорством, достойным лучшего применения, натыкаются на один и т

24 июнь 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2357 от 24 июнь 2008
84cb445443ca53b58f96c931da711c4b.jpg

УРОКИ ИСТОРИИ бесполезны – с этим парадоксом трудно спорить. Если отдельные индивидуумы ещё в состоянии более или менее изящно обойти грабли, на которые наступили давеча, то народы и страны с упорством, достойным лучшего применения, натыкаются на один и тот же садовый инвентарь постоянно.

А ведь казалось бы! Сколько учим историю в школе, сколько фильмов смотрим, сколько, в конце концов, интереснейших книг выходит – мемуары, аналитика, сборники статей и писем. Читай, умоляют авторы, человечество, да делай выводы! Нет… Может, просто о хороших книгах не услышали вовремя? Так мы поможем!

Хрестоматия «Революция против свободы», выпущенная в серии «Политучёба» издательством «Европа», в общем, книжка-то тоненькая. Но читать её надо медленно, вдумчиво, а тем, кто в школе на уроках истории в окно глядел, неплохо бы знания обновить. Чтобы в конце концов урок-то усвоить. 1 марта 1881 года бомба народовольцев навсегда похоронила надежды России на постепенное реформирование и по сути сделала неизбежной революцию 1917 года. И не потому, что всё российское общество, как потерпевшее, бросилось разделять антимонархические убеждения, а потому, что взрыв похоронил идею подписания Конституции, к которой шёл император. Какими были настроения общества до взрыва, после и как именно от идеи перехода к конституционной монархии было решено отказаться – расскажет хрестоматия. Причём языком первоисточников – письмами ГЕРЦЕНА, ЧИЧЕРИНА, статьями САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА, а главное – отрывками из дневников великого князя Константина Николаевича и члена Государственного совета Егора ПЕРЕТЦА. Удивительно, как трагичен может быть довольно сухой и в целом официальный стиль, которым государственный секретарь Перетц излагает события. Почти стенограмма, а волосы на голове шевелятся. Почему? Очень просто – ведь не о чём-то там читаешь, а своими глазами видишь, как и почему Россия поворачивалась на путь, который привёл её к потрясениям масштаба катастрофического.

В меньшей степени, но о потрясениях государства российского идёт речь и в мемуарах Герхарда ШРЁДЕРА «Решения. Моя жизнь в политике», изданных также в издательстве «Европа». Рассказывая о своей политической карьере и в очень малой степени касаясь деталей автобиографических, герр Шрёдер уделил России целую главу. В которой много говорил и о Владимире ПУТИНЕ, и о России вообще… Несмотря на в целом очень немецкий – деловой, суховатый – язык, которым написана книга, язык протоколов и официальных встреч, о нашей стране в ней сказано очень по-доброму. «И ещё об одном следовало бы подумать у себя на всё ещё богатом Западе: как много сломанных судеб и перечёркнутых биографий породила эта смена курса, сколько людей в России задаются вопросом: неужели их идеалы и вправду оказались фальшивкой… Какая нагрузка на психику!».

Герхард Шрёдер не приводит жареных фактов, он много анализирует, можно сказать, препарирует современную политическую ситуацию, даёт прогнозы и советы, и по его книге, в общем, можно учиться тем, кто хотел бы сделать карьеру политика.

Нельзя сказать, что книга «Решения. Моя жизнь в политике» будет иметь судьбу бестселлера. Не тот жанр, не те объёмы, не те, в конце концов, цели. Но прочитать о том, что думает, чего боится, что предвидит и как пришёл к власти этот человек, безусловно, интересно. И вдруг всё же сможем сделать выводы и таки обойдём очередные грабли? Очень хотелось бы…

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ