Куда мы без трамваев?

КОГДА вы последний раз ездили трамваем? Наверняка большинство горожан, особенно молодёжь и люди среднего возраста, затруднятся ответить. А они есть. Каждый день трамваи ездят по городу и даже кого-то возят. Между тем автомобилисты Владивостока были бы про

18 июнь 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2354 от 18 июнь 2008
ea728b7cf52f9cc26065144ae50fdec7.jpg

КОГДА вы последний раз ездили трамваем? Наверняка большинство горожан, особенно молодёжь и люди среднего возраста, затруднятся ответить. А они есть. Каждый день трамваи ездят по городу и даже кого-то возят. Между тем автомобилисты Владивостока были бы просто счастливы, если б их и в помине не было. Мы решили попробовать разобраться: нужны ли городу трамваи?

– От этих трамваев одни пробки, – делится водитель с десятилетним стажем Евгений ПАРАМОНОВ.

Вот и первое заявление против рельсового электротранспорта, передвигающегося по городским автомобильным дорогам.

В ОАО «Электрический транспорт» (до 2005 года МУП «Трамвайно-троллейбусное управление») ответ готов.

– Уже год трамваи не ходят в дневное время по Светланской, – говорит главный инженер предприятия Алла САЛЬНИКОВА. – Мы работаем здесь всего до 10 утра. И что? Заторов стало меньше? Ничуть! Временем проверено: не трамвай являлся причиной пробок.

Водителей также не устраивает обособленное движение трамваев, например, по маршруту Сахалинская – Спортивная. Мол, вместо трамвайных путей лучше бы дополнительную полосу сделать – пробки не будет.

Алла Сальникова отвечает определённо:

– Вот так только молодёжь может рассуждать! Давайте сделаем дополнительные полосы – будем задыхаться от выхлопных газов с ещё одной полосы. Нет, во всех цивилизованных странах, некогда отказавшихся от электротранспорта, вновь к нему пришли. В Бельгии, во Франции трамвайное движение возобновилось как самое «экологичное» для городской среды. Кстати, когда тротуары в два раза уменьшили – это ситуацию с заторами тоже не спасло.

Третий момент, неприятный для водителей, в том, что трамвайные рельсы представляют опасность для автомобильных покрышек.

– Возле рельсов всегда на асфальте дыры, – поясняет водитель Парамонов. – Попадёт туда колесо – прощай, покрышка, потому как рельсы-то острые.

Но на это можно ответить и без специалистов «Электрического транспорта»: дороги у нас плохи везде, не только в районе трамвайных путей. А вы разве к этому не привыкли? И кстати говоря, трамваю дыры на асфальте тоже не нравятся – недалеко до схода вагона с рельсов. Так что, если есть финансовая возможность, предприятие сразу берётся за ремонт путей. По всем нормам и правилам необходимо ремонтировать не менее 3,5 километра трамвайного пути ежегодно. Это, конечно, непросто. Но вот в прошлом году приведён в порядок кусочек пути в районе речки Объяснения, сейчас начаты работы на кольце «Минного городка».

С водителями понятно. На очереди – «безлошадные» граждане. Казалось бы, многочисленных автобусов вполне хватает для передвижения по городу.

– Но кто ж, кроме нас, подумает о пенсионерах и других малообеспеченных категориях жителей Владивостока? – задаёт вопрос начальник планового отдела ОАО «Электрический транспорт» Ольга МУТОВИНА. – Мы по льготам

возим и школьников, и студентов, и вообще наш тариф – 7 рублей. Кроме того, в автобусе всегда душно и тесно. Вместимость одного трамвая раза в два – два с половиной больше. К примеру, в один трамвай поместится 4-5 автобусов № 90, которые, кстати, и загромождают Светланскую.

И по безопасности трамвай превосходит любую маршрутку. Потому как система проверки водителей и подвижного состава работает так же чётко, как в советское время. Осмотр каждое утро перед выходом на линию, текущий ремонт раз в месяц и плановый – раз в год (ремонт электрооборудования, механической части, с разборкой тележек, покраска, салонные работы) – это всё никуда не делось.

Кроме того, срок эксплуатационной службы у трамвая больше, чем у автобуса, – 16 лет против восьми. Это выгодней.

Оказывается, без трамвая не смогут те, кто пользуется электричкой. Автобус начинает движение в 7 утра, трамвай – в 5, и на нём спокойно можно успеть доехать с Тихой на железнодорожный вокзал к нужному времени.

– Ещё очень важный вопрос, о котором все забывают, – сколько налогов в казну поступает от нашего предприятия, – продолжает Ольга Мутовина. – Мы только по одному налогу с фонда оплаты труда ежемесячно отчисляем 1 миллион 700 тысяч рублей. Потому что у нас идёт учёт по любым параметрам, самый главный из которых – учёт перевезённых пассажиров по фактически проданным билетам. Каждый день кассиры выдают кондукторам и водителям билеты, за которые они в конце смены обязаны отчитаться. У автобусников про такие суммы налогов даже речи не идёт.

Конечно, о прибыльности электротранспорта говорить не приходится. Впрочем, это данность для всего мира. Чтобы хоть как-то окупать расходы на постоянно растущую в цене электроэнергию, запчасти и прочее, с пассажиров пришлось бы брать 12-15 рублей за проезд. Но тариф устанавливает администрация города, понимая, что это социально значимый транспорт.

Не стоит забывать и об экскурсионных трамваях, которые можно заказать хоть на собственную свадьбу, хоть на день рождения. А ретровагоны так вообще – единственные в России.

Правда, о новых, более удобных трамвайных маршрутах не стоит даже задумываться. Слишком это накладно. Ведь трамвай, к примеру, на Чуркин планировали пустить ещё 40 лет назад…

Автор: Вера Конюхова Александровна