«Чёртово колесо» не в ладах с законом

НА ЛЮБИМОЙ НАБЕРЕЖНОЙ владивостокцев, на Спортивной Гавани, с приходом лета вновь появилась небезызвестная «тошниловка» – аттракцион под названием «Камикадзе». Каким-то ненадёжным он казался ещё в прошлом году. И как выяснилось, не зря. Оказывается, такая

4 июнь 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2348 от 4 июнь 2008
5b3f32118cf6e029dc007964623014fb.jpg

НА ЛЮБИМОЙ НАБЕРЕЖНОЙ владивостокцев, на Спортивной Гавани, с приходом лета вновь появилась небезызвестная «тошниловка» – аттракцион под названием «Камикадзе». Каким-то ненадёжным он казался ещё в прошлом году. И как выяснилось, не зря. Оказывается, такая составляющая индустрии развлечений, как механические аттракционы, не регулируется в России ничем и никем.

Простите, кто здесь главный?

– Наша деятельность не сертифицируема и не лицензируема, – рассказывает генеральный директор парка «Карусель» на Спортивной Гавани Татьяна РАДИОНОВА. – Нет ни таких законов, ни таких служб. Любой может купить аттракцион и поставить его куда угодно. Конечно, предварительно взяв в аренду участок земли.

К слову, «Камикадзе» именно так и поставили. Но об этом позже.

«В настоящее время нет федеральных законов, специально регламентирующих порядок установки и эксплуатации аттракционов, – гласит раздел «Требования к установке и эксплуатации аттракционов» на сайте Союза ассоциаций и партнёров индустрии развлечений (САПИР). – Не предусмотрены порядок ввода в эксплуатацию аттракциона, получение разрешения на его эксплуатацию, обязательное страхование от несчастных случаев, ГОСТы, требования к персоналу, обслуживающему аттракцион.

Органами исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления могут быть утверждены правила установки и эксплуатации аттракционов, специальные условия получения разрешений на ввод аттракциона в эксплуатацию (заключения санитарных врачей, коммунальных и технических служб, проверяющих заземление и электрику, пожарного надзора, администрации). В Москве постановлением правительства Москвы от 2006 года было утверждено «Временное положение о порядке регистрации, надзоре за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией аттракционной техники в городе Москве». Также необходимо учитывать требования, предъявляемые органами государственного пожарного надзора, установленные приказом МЧС РФ от 17.03.2003 г № 132».

Подобных нормативных актов у нас просто нет. В контролирующих технические сооружения органах, Управлении по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Приморскому краю, например, также ответили, что в данном вопросе некомпетентны. МЧС работает только по факту происшествия. Вот пару лет назад спасатели МЧС выезжали по вызову милиции на Шамору, где какая-то неприятность случилась с «тарзанкой». Делом занималась прокуратура. Хотя после этого таких вызовов больше не было.

10 лет – уже старость

Но тем не менее карусели во Владивостоке действительно никому не подконтрольны. Если что кого и интересует, так это исключительно земля под аттракционом. А основа безопасности детишек и любящих острые ощущения взрослых – только честное слово владельцев парков. Среди которых, кстати, нет ни одного муниципального. Муниципальные парки отдыха есть только на западе и на Сахалине. У нас отдых горожан – чистая коммерция.

Конечно, запугивать никого не хочется. Но ведь прокуратура и всевозможные надзорные службы начинают массовые проверки только тогда, когда самое страшное уже случилось.

Как-то: в бассейне дети отравились хлором, на карусели ослабли ремни безопасности, вагончики «Американских горок» зависли вверх тормашками…

Техника есть техника, и некоторые моменты невозможно предотвратить, – говорит Татьяна Радионова. – Поэтому мы добровольно тратимся на освидетельствование аттракционов, сами раз в год приглашаем специалистов Ростехмонтажоборудования, обучаем своих сотрудников в Москве на специализированных предприятиях, как это и было в советские годы.

Срок службы каруселей, говорят специалисты, не более 10 лет. По истечении этого времени дальнейшую судьбу механизма должна решать специальная комиссия либо производитель аттракциона, выдавая заключение: либо сдать на металлолом, либо разрешить работать дальше. Так, в 2006 году были демонтированы «Американские горки», один из первых аттракционов на набережной. И то потому, что после восьми лет эксплуатации их ремонт обходился слишком дорого. Колесу обозрения, произведённому на ОАО «Аттракцион» в городе Ейске, всего четыре года. Ему ещё крутиться и крутиться.

Кстати, большинство каруселей произведено не в Китае, как можно было бы предположить, а в российских городах – Москве, Питере, Новосибирске, Красноярске, а также в Белоруссии. Впрочем, китайские аттракционы (на набережной это «Автодром», «Сафари», «Морской бой») ничем не отличаются от наших по безопасности и другим параметрам.

Стоимость каруселей – от 300 тысяч до 10 миллионов рублей. И немаленькие цены на билеты этим объясняются. Часть суммы, которую вы платите за то, чтоб испытать чувства страха и восторга, идёт на ремонт. То есть на то, чтоб страх в один прекрасный момент не перешёл в предсмертный ужас…

Камикадзе из Техаса

Однако вернёмся к «Камикадзе», единственной на всё Приморье карусели подобного рода, стоящей отдельно на набережной. Нельзя сказать, что она совсем никого не интересует.

– Руководство УВД по городу Владивостоку дало указание провести проверку законности деятельности развлекательных аттракционов на Спортивной Гавани. И в первую очередь – этого стоящего стационарно аттракциона, – комментирует заместитель начальника отдела по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства УВД по городу Владивостоку Александр АБРОСИМОВ. – Её владельцы начали писать в прокуратуру и управление собственной безопасности УВД, что мы мешаем им работать. Между тем данный аттракцион является источником повышенной опасности. Однако из-за пробела в законодательстве технических разрешений на его эксплуатацию не требуется. Предприниматели отвечают только в гражданско-правовом порядке. Им вообще сдали участок земли в субаренду под благоустройство. Какую эстетическую и культурную ценность представляет собой данный аттракцион? На наш взгляд, он не является объектом благоустройства. И кроме того, в этом году не проводились испытания аттракциона на предмет безопасности, потому что они отнимают много времени и средств. Всё это вызывает обеспокоенность руководства УВД.

У самих владельцев «Камикадзе», ИП СЕРДЮКОВА Е. Е., иное мнение на этот счёт. Они приобрели его на аукционе в прошлом году. Ранее, с 2000 года, карусель итальянского производства развлекала праздную публику в американском штате Техас.

– В эксплуатации аттракциона мы придерживаемся законопроекта, который сейчас лежит в Госдуме, – говорит его администратор Михаил СЕРДЮКОВ. – Мы абсолютно уверены в надёжности нашего аттракциона, он ежедневно проходит техническое обслуживание, которым занимаются люди, прошедшие обучение в Москве и имеющеи соответствующий диплом. Мы ежегодно осуществляем проверку и получаем допуск к эксплуатации в компетентных органах. К нам неоднократно приходили с проверками сотрудники милиции. Но по какой-то причине «стеснялись» представить документы, необходимые проверяющим органам для проведения таких проверок. Несмотря на это, мы всё-таки представляли всю имеющуюся у нас документацию на эксплуатацию аттракциона.

СПРАВКА «В»

Сегодня на федеральном уровне отсутствует нормативное определение термина «аттракцион», не регламентированы также специальные требования к документации, необходимой при приобретении и установке аттракционов. 4 апреля 2006 года в Государственную думу РФ был внесён проект федерального закона «О специальном техническом регламенте «Безопасность устройств для развлечений». Проект был направлен на предварительное рассмотрение в комитеты. На рассмотрение Государственной думы не выносился. В нём дано определение аттракциона, а также определены требования к безопасности производства, хранению, перевозке, реализации, использованию, утилизации и эксплуатации аттракционов.

Автор: Вера Конюхова Александровна