Театр строгих правил

Российский государственный академический Большой драматический театр им. Товстоногова, чьи гастроли начинаются в краевом центре 17 июня, привезёт во Владивосток пять лучших своих спектаклей: «Мария Стюарт», «Таланты и поклонники», «Калифорнийская сюита»,

30 май 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2346 от 30 май 2008
1daa231123fd869cc5cdaa26cb130fe2.jpg


Российский государственный академический Большой драматический театр им. Товстоногова, чьи гастроли начинаются в краевом центре 17 июня, привезёт во Владивосток пять лучших своих спектаклей: «Мария Стюарт», «Таланты и поклонники», «Калифорнийская сюита», «Дом, где разбиваются сердца» и «Дядюшкин сон».

БДТ в российском театральном мире считают своего рода хранителем традиций, порой его даже упрекают в консерватизме, мол, чурается эксперимента… А ценители и знатоки уверены: среди столичных и знаменитых именно Большой драматический остался верен классике, не снизился до шоу, именно здесь, на этой сцене можно увидеть ту игру, о которой без преувеличения можно сказать: школа! Высокий класс!

После смерти Кирилла Лаврова главным режиссёром театра стал – после долгих размышлений и уговоров – Тимур Чхеидзе. Между прочим, мастер привезёт во Владивосток одну из самых свежих своих работ – «Дядюшкин сон». Этой постановкой БДТ не только продолжает собственную историю обращений к творчеству великого русского писателя, которое неоднократно вдохновляло его режиссёров на создание выдающихся театральных явлений («Идиот» в постановке Товстоногова, «Кроткая» в интерпретации Додина, «Фома» («Село Степанчиково и его обитатели») в режиссуре Товстоногова), но и представит на суд зрителей неожиданного, неизвестного Достоевского…

Комический случай из жизни обитателей провинциального городка Мордасова приведёт к драматической развязке и напомнит зрителям о том, что жизнь – это невозвратный миг бытия, что счастье стремительно и коротко… Что человеческих дней череда порою лишь сладкая и печальная грёза о том, чему никогда уже не быть явью… а только сном, сном длиною в жизнь…


Для зрителей, привыкших при покупке билетов ориентироваться на имена, следует сказать: БДТ, конечно, это Алиса Фрейндлих, Олег Басилашвили, Нина Усатова, Зинаида Шарко и недавно ушедший из жизни Андрей Толубеев. Классики, нежно любимые многими поколениями артисты! Во Владивостоке Алиса Фрейндлих и Олег Басилашвили покажут одну из самых удачных и кассовых работ – «Калифорнийскую сюиту». При том, что это, безусловно, антрепризный спектакль, зрители любят его за то, что актёры работают на износ, без скидок и поблажек. Вот что пишут питерские рецензенты: «В бродвейской комедии Нила Саймона актёры открыли чудесный мир театральности: возможности изящной и радостной игры и лицедейства заложены в ней в полной мере. И, безусловно, пришедших на бенефисное представление зрителей пленит игровая стихия, царящая на сцене.

…Такие актёрские дуэты сейчас редки. Интеллектуализм, остроумие, шарм и обаяние исполнителей превращают «Калифорнийскую…» в «актёрскую сюиту», воспевающую торжество лицедейства на сцене.


Из театральных зарисовок ситуаций, в которых оказываются герои разных возрастов, социальных слоёв и несхожих характеров, возникают собирательные образы Женщины и Мужчины, участников привычной комедии жизни. Каждая разыгранная история – это встречи, измены, расставания, страдания и надежды… В общём, всё, что есть Любовь».

«Мария Стюарт» - первая постановка Тимура Нодаровича в роли главного режиссёра БДТ. Вот что писали по этому поводу критики: ««В постановке Т. Чхеидзе «Мария Стюарт» перестала быть историей о соперничестве двух королев. Мария Шотландская и Елизавета Английская в этом спектакле изначально не соперницы, не равные. И не потому, что Елизавету играет опытная Марина Игнатова, а Марию – вчерашняя выпускница Ирина Патракова. Актёрское соперничество молодая актриса выдерживает с честью. Внимание театра всецело отдано героине Игнатовой, потому что возможность выбора здесь есть только у Елизаветы. Поиск ответа на вопрос: «Казнить или не казнить Марию?» - ставит Елизавету перед выбором – как поступить? Как говорит закон, заботящийся о благе государства? Как подсказывает совесть? Или как диктуют туманящие разум страсти?

Именно поиск ответа на этот вопрос становится движущей интригой внешне сдержанного трёхчасового действия».

«Дом, где разбиваются сердца» - ответ Бернарда Шоу Антону Чехову – в постановке БДТ зрители воспринимают по-разному. Кто-то считает его скучным, кто-то, наоборот, поражается: «Как может быть скучной ТАКАЯ история?». Этот спектакль из тех, которые обязательно нужно увидеть самому, чтобы поставить оценку – «плюс» или «минус». «Спектакль «Дом, где разбиваются сердца» несентиментальный, строгий, концептуальный. И в то же время он - в полном соответствии с замыслом режиссёра - восстанавливает в правах то чувство, которое в современной действительности оказалось подменено массой суррогатов. «Спектакль всё-таки о любви, о её ценности и хрупкости. Чем ближе к старости, тем больше я убеждаюсь в величии этого чувства. Как ни банально это звучит на словах, но это так», - сказал перед премьерой Чхеидзе. Художник Георгий Алекси-Месхишвили выстроил удивительной красоты галерею, в стёклах которой дневной свет отражается всеми цветами радуги. А композитор Гия Канчели сочинил лёгкую и эффектную мелодию, сопровождающую появление каждого из персонажей в дверях галереи. Да и сами герои изначально выглядят такими прекрасными, что кажется, «зрителя ждёт какая-нибудь совершенно неправдоподобная в своей красоте история», - вот вам мнение критика. А уж вы решайте, согласны или нет.

Заметим, что ведущий художник БДТ – Эдуард Кочергин, вероятно, во Владивосток не приедет, как и спектакль, поставленный по его книге «Ангелова кукла». Но его удивительные декорации к спектаклям мы всё же увидим. В частности, в спектакле «Таланты и поклонники».

Вы только представьте, как это будет… «Гениальная по своей простоте, красоте и оригинальности декорация маститого художника Эдуарда Кочергина напоминает одновременно старинные полотна и страницы пожелтевшего фотоальбома. Сценическое пространство в течение действия претерпевает минимум изменений: время в провинциальном городке течёт размеренно и неторопливо. Такт жизни определяет взмах руки дирижёра духового оркестра, играющего в парке по вечерам. А население этого губернского города — актёры: комики, трагики, первые любовники, простаки, фаты, субретки, инженю. Только актёры они не в прямом смысле слова; как говорится, «весь мир — театр...».

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ