«Семейный очаг». Выстояли. Выдержали. И отпраздновали!

Помнится, пять лет назад, когда «В» впервые рассказал о деревне «Семейный очаг», в редакции раздались телефонные звонки. «Что за маниловщина? - спрашивали читатели. - В столь трудные времена морочите людям головы несбыточными мечтами». Наверное, у скептик

20 май 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2339 от 20 май 2008
7f2d16564de6a952cb7c29d55f985770.jpg

Помнится, пять лет назад, когда «В» впервые рассказал о деревне «Семейный очаг», в редакции раздались телефонные звонки. «Что за маниловщина? - спрашивали читатели. - В столь трудные времена морочите людям головы несбыточными мечтами».

Наверное, у скептиков был повод так говорить, ведь многим приморским жителям известно, как выглядел тогда брошенный военный гарнизон в Раздольном. От домов, построенных в начале прошлого века, оставались лишь руины, над развалинами возвышались засохшие тополя, готовые рухнуть в любой момент, маленькие озёра превратились в болотца. Глядя на всё это, и вправду только неисправимый мечтатель мог верить в возрождение.

За минувшие годы мы не раз бывали в деревне. Видели, как появились первый жилой дом, птичий двор, пасека... Но главное - поселились в семьях дети, которые уже и не надеялись обрести заботу и ласку родителей. Пусть они стали приёмными или опекаемыми - всё равно семья лучше, чем детский дом. Ребятишки росли вместе с деревней - учились, трудились на полях, гоняли в футбол, благоустраивали территорию.

Теперь деревню не узнать. Восстановленные корпуса, спортивная площадка, игровые комнаты, благоустроенные квартиры. Первые поселенцы, те, кто был постарше, уже собственными семьями обзавелись, детей начали рожать. Покидать деревню практически никто не хочет, а если и уезжают по каким-то причинам, то вскоре просятся обратно.


Как было у основателя деревни Олега ПЕТРУКА планов громадьё в самом начале, так и до сих пор он фонтанирует идеями. Не успеют одно осуществить, как задумываются о следующем. За эти годы было разное - успехи и поражения, понимание и острое неприятие как самой деревни, так и её руководителя. Однако если на месте не все сразу поняли и оценили идею, то в столице, к примеру, она была принята на ура. Олег Викторович даже получил звание «Рыцарь гуманной педагогики», знаменитый профессор Шалва АМОНАШВИЛИ назвал его «приморским Песталоцци», а однажды в Москве Петруку предложили подняться на звонницу и ударить в колокол, «чтобы вся страна слышала о благом деле».

Они имели право шумно отметить своё пятилетие - пусть маленький, но всё же юбилей. Было много гостей - от воспитанников детских домов до официальных лиц и множество подарков - от валенок до ЖК-телевизора. Приехали даже китайские и корейские студенты, обучающиеся в МГУ имени Невельского. Они, кстати, уже не первый раз в «Очаге», с восторгом рассказывают о своих впечатлениях, а МЭЙ Вэй (по-русски просто Валя) подчеркнула, что особенно поражают добрые сердца живущих в деревне.

Не смолкали в этот день песни. Когда на сцену вышла мама Вита (так здесь называют Виталину ГОНЧАРЕНКО), импровизированный зал просто взорвался аплодисментами - уж очень все любят эту женщину, воспитывающую четырёх своих и десять приёмных детей. Она - из старожилов, в первые месяцы даже сама хлеб пекла для создателей коммуны. Всё она успевает. Здесь вообще живут люди разносторонние. К примеру, в зажигательной плясунье трудно было узнать Риту ПЕТРУК - многодетную маму и верную помощницу организатора «Очага», а в лихих наездниках - бывших воспитанников детских домов, несколько лет назад впервые увидевших коней. Недаром, поздравляя уникальный коллектив, Алексей ТИМАШКОВ, когда-то сам живший в детском доме, а теперь ставший коммерческим директором Примрыбснаба, сказал: «Я вижу, что все здесь счастливы».

Судя по лицам хозяев и гостей, в «Семейном очаге» и впрямь счастливая жизнь. Конечно, с определёнными трудностями, но и их преодолевать всем вместе не так трудно и страшно. В деревне пели и плясали, хозяева проводили экскурсии по своим владениям, катали желающих на лошадях, организовали спортивные состязания, кормили всех кашей из полевой кухни, а вечером устроили красочный салют. Хорошо погуляла деревня. Ну а теперь вновь начались будни, с их заботами, трудами, преодолениями. Это значит, что уникальная деревня живёт и развивается. Вопреки всем скептикам.

Автор: Галина Кушнарева Михайловна