Споёт ли Мадонна во Владивостоке?

Это только в каких-нибудь США звёзды шоу-бизнеса могут жить припеваючи только на одних авторских отчислениях, которые исправно платит каждый бар, в котором крутятся их песни. В России артисты зарабатывают даже не продажей собственных дисков, а исключитель

16 май 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2338 от 16 май 2008
be4e4bf9306beb8114959aec4245211f.jpg

Это только в каких-нибудь США звёзды шоу-бизнеса могут жить припеваючи только на одних авторских отчислениях, которые исправно платит каждый бар, в котором крутятся их песни. В России артисты зарабатывают даже не продажей собственных дисков, а исключительно концертами. Вот и едут в далёкий Владивосток.

Звёздная интуиция

За последнее время каких только афиш не появлялось на владивостокских заборах. Большой театр, «Скорпионс», Максим Галкин и Эдита Пьеха… Готовы лететь девять часов, чтобы часа два выступать перед публикой, которую они, как ни крути, считают провинциальной. А может, и не готовы вовсе, может, их приходится уговаривать, заманивать большими гонорарами? Впрочем, если звезда получила гонорар, ещё не означает, что она здесь выступит.

- В этом бизнесе ничего нельзя просчитать, – рассказывает Ольга Свищ, директор празднично-концертного агентства «Комильфо». – Составь хоть десять смет, в ходе работы обязательно будет непредвиденная ситуация. Потому что ты работаешь с людьми. А работа с людьми включает в себя такую важную составляющую, как настроение. В общем, человеческий фактор в чистом виде.


Вот, например, реклама концерта Александра Маршала началась ещё месяц назад. А билеты не продаются. И ничего ты с этим не поделаешь.

- Мне он лично симпатичен, поёт прекрасные лирические баллады и рок-композиции, – говорит Ольга. – И мы можем только догадываться, почему зритель на него не пошёл. Может, сказалось большое количество концертов в городе. Стоят люди возле кассы и рассуждают, на кого купить билет: Моисеев, Леонтьев и Маршал. Конечно, пойдём на Моисеева или Леонтьева – там шоу. А Маршал – нечто между попсой и роком. Для попсы нужна подтанцовка, а для рока – более мощные композиции, которые могли бы стать хитами. Маршал же себя немножко «размазал» в жанре. Это сказывается на аудитории. Да и сам артист может отказаться от концерта, не объясняя причины. В этом бизнесе нет причинно-следственных связей.

На Андрея Бандеру народ не собрался в том количестве, на которое рассчитывали организаторы концерта. А «Ласковый май» в неконцертном августе, наоборот, прошёл «на ура».

- У нас народ разборчивый, Владивосток уже ничем не удивишь, видели всех, – поясняет генеральный директор концертного агентства «Владивосток» Владимир Шабалин. – Тут не предугадаешь. Бывает, что в Хабаровске аншлаг, а во Владивостоке нет, и наоборот. Это слишком непредсказуемо. Некоторым исполнителям, например, Леонтьеву, Михаилу Задорнову, достаточно лишь афиши на заборе… Но у администратора безвыходных положений не бывает. Это я усвоил, когда работал в Приморской краевой филармонии.

Кстати говоря, новые музыкальные проекты – совсем не кассовые. По причине того, что созданы искусственно и слишком растиражированы в форматах «MTV» и «Муз-ТВ». Народ нынче избалован клипами. И теперь важна не только музыка, но и картинка. Плюс некая энергетика, которую словами не объяснить.

- Для того чтобы зритель пришёл и выложил деньги за концерт, артист должен обладать качествами, которые телевизор не передаёт, – поясняет Ольга Свищ. – Допустим, «Дискотеку Аварию» я раньше вообще не воспринимала. Но когда случайно зашла на их концерт, выйти обратно уже не могла. Это какая-то магия. Но мало кто ею обладает. Часто распиаренный по «Муз-ТВ» проект, в котором все артисты красивые, причёсанные, хорошо двигаются на сцене, зрителю не даёт ничего. Потому что этот артист ничего не значит без клипмейкера. Наша публика это понимает и очень осторожно относится к новым проектам. Зато таким «мастодонтам» эстрады, как Эдита Пьеха, никакие подтанцовки и шоу не нужны. Это уже совсем другой уровень.

Чем выше гонорар, тем дороже билет

Как непредсказуемо, приедет исполнитель выступать или нет, так же не известно, с чем останется организатор концерта. Вроде как в казино: повезёт-не повезёт.

- Практически все артисты требуют предоплату, – говорит Владимир Шабалин. – Если гонорар 20 тысяч евро, а концерта четыре, значит, мы предварительно должны отдать 80 тысяч евро. Нет этой суммы – с тобой никто работать не будет. Приходится изыскивать в банке, это очень накладно. Тем более что в долларах уже не работает никто. И артиста не волнует, продал ты концерт или нет. Если концерт не состоялся, предоплату артист не возвращает. Возврат денег зрителям за несостоявшийся концерт компания берёт на себя.


Между тем концерты не продаются зачастую потому, что слишком дороги билеты. А стоимость билетов тем выше, чем выше гонорар запросил артист. Получается, заломит звезда ставку и вполне может «кинуть» организатора… К счастью, большинство звёзд добросовестны. Помимо гонорара певцу (примерно одна треть всех расходов) в стоимость билета заложены расходы на аренду зала, аппаратуры, перелёт артиста, его питание, проживание, транспорт, работу кассиров. И некоторые стараются не транжирить, понимая, что от этого билеты для зрителей будут дороже. Вместо «бизнеса» выбирают «экономкласс» в самолёте, довольствуются средними номерами в гостинице. Вот Борис Моисеев непривередлив, ему всё равно, где жить и на какой машине ездить.

- Хотя фирма тоже должна держать марку, я ж не поселю его в общежитие, – поясняет Владимир. – Вообще существует какой-то разумный предел, через который просто нельзя перешагнуть. Задорнов очень хорошо сказал: пусть концерт посмотрят и бедные, и богатые. Градация цены билетов, к примеру, от 500 рублей до двух тысяч, – очень хороший вариант. Многие «бедные» смогут посмотреть концерт за счёт нескольких «богатых».

Если артист знает, что его любят и ждут в этом городе, никогда не пойдёт на уменьшение гонорара. А вообще все требования звезды к концертному агентству оговариваются в специальном райдере.

- Есть райдеры технические, есть бытовые, – продолжает рассказывать Ольга Свищ. – Бытовой райдер не имеет определённой формы, он у всех разный и соответствует вкусам, настроениям, капризам звезды. Грамотно составленный райдер, в котором учтены все вопросы, какие могут касаться приёма артиста на конкретной площадке, – редкость. Так работают только за границей. Там прописаны малейшие нюансы, вплоть до времени заказа пиццы. Однако же когда мы привозили Nazareth, в райдере, составленном для них украинской компанией VIP-Music, с которой у них был генеральный контракт, неоговорённые вещи были. Допустим, там было написано: много льда. И поди догадайся для чего. Оказалось, не для коктейлей, а для того, чтобы лёд стоял на сцене в большом ящике и в него были воткнуты бутылки с пивом. Это яркий пример того, как райдеры могут по-разному читаться.

Потому главное для организатора концерта – быстрая реакция на любую ситуацию. Кроме того, артистов нельзя выпускать из виду.

- По сути дела, артист, приезжающий сюда, – это ребёнок, которого ты обязан принять, обеспечить ему все условия проживания и хорошее настроение, – говорит Ольга. – В райдере этого нет, но ты понимаешь, что важно впечатление, какое у него останется, что за тобой стоят город и горожане.

Кстати, главной достопримечательностью Владивостока для многих звёзд российского шоу-бизнеса давно уже стал «Зелёный Угол»…

- Когда они садятся в наш «Круизёр», который мы приобрели, чтоб ездить по нашим дорогам, сразу спрашивают, сколько он стоит, – улыбается Владимир Шабалин.

Ни залов, ни гостиниц

А ведь кого-то во Владивосток не пускают.

- Исполнитель должен нравиться, – говорит Владимир Шабалин. – Если не нравится, я просто не веду с ним переговоры. Многие просятся сюда сами. Недавно вот Игорь Маменко сам захотел приехать, согласился на любые условия.


- У меня был печальный опыт общения с Лолитой, я её уже никогда не возьму, – дополняет Ольга Свищ. – Потому что знаю, что билеты на её концерты очень тяжело продаются. Лолиту можно либо ненавидеть, либо сильно любить. А фанатично любящих её людей в городе не так уж много. Отказывать приходится каким-то нераспиаренным проектам. Например, московскому театру эротики «Тени», который сюда рвался. Есть вообще очень много интересных проектов, которые я бы с удовольствием взяла. Но они не известны широкой аудитории.

А кто-то, например, Мадонна, Элтон Джон или Пласидо Доминго, и сам сюда ни за что не приедет. Как организаторам ни стараться. Не поможет даже театр оперы и балета, который здесь собираются строить.

- У Мадонны или Элтона Джона абсолютно сумасшедшие гонорары, – говорит Ольга. – Сумма этого гонорара закладывается в смету. Если гонорар миллион долларов, проект будет стоить три миллиона. Их нужно разбить на число зрителей, а площадка здесь маленькая. Мадонна ведь ездит по городам мира, где есть огромные площадки и большие технические возможности. Для неё только сцена пять дней монтируется. Наши партнёры в Москве работали недавно с Бьонсе. Её гонорар – миллион. С ней приехали ещё сто человек команды. Насколько я знаю, агентство практически на этом концерте не заработало. Едва в ноль удалось выйти. Мы же осенью планируем привезти Тото Кутуньо. Готовимся более чем тщательно. Проект не из дешёвых, артист серьёзный. Получив райдеры, мы поняли, что у нас не хватает оборудования, чтобы принять эту звезду по европейским стандартам. В Приморье даже нет такого пульта на столько входов, сколько надо ему. Другой вопрос, что звезда может подстроиться под нас. Так получилось с группой «Сябры». Они хотели во Владивосток и пошли на всё. Ну, они ещё старой советской эстрадной закалки.

- Хорошо, если тур, а целенаправленно пригласить сюда звезду мирового масштаба нереально, – продолжает Владимир Шабалин. – Нет больших залов, а стадион не подходит, потому что непредсказуема погода. И ещё у нас нет такой гостиницы, куда бы мы смогли поселить ту же Мадонну. Вот даже Басков открытым текстом говорит, что во Владивостоке нет отеля, который бы его устроил…

Теперь, надеюсь, понятен ответ на вопрос, вынесенный в заголовок этого материала?

Автор: Вера Конюхова Александровна