Сладкая капуста Морского городка

Август 1956 года, раннее, слегка туманное утро, и, чтобы не опоздать к 8.00 на свою первую в жизни вахту, я, выпускник Владивостокской мореходной школы, иду пешком от остановки «Гайдамак» на причал, где находится «на перестое» мой первый пароход «Миклухо-

16 май 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2338 от 16 май 2008
2782a8acff57623180f67617ad1ca2b4.jpg

Август 1956 года, раннее, слегка туманное утро, и, чтобы не опоздать к 8.00 на свою первую в жизни вахту, я, выпускник Владивостокской мореходной школы, иду пешком от остановки «Гайдамак» на причал, где находится «на перестое» мой первый пароход «Миклухо-Маклай».

Мне 18 лет, вокруг всё прекрасно, душа поёт, и 37-сантиметровые клёши курсантской формы метут Ленинскую. Возле кинотеатра «Комсомолец» дворник из шланга моет улицу. Меня обгоняет, весь в каплях росы, первый трамвай, но мне он не нужен – я любуюсь на ходу своим городом! Очень редкие автомобили трясутся по булыжной мостовой.

Как жизнь хороша! Позади год нелёгкой учёбы в «мореходке». Раньше мы жили на бывшей станции Лянчихе (26-й км), от которой остался сейчас лишь 2-этажный вокзальный домик, находящийся между станциями Спутник и Садгород, и поэтому каждый день приходилось ездить на учёбу в город, ведь общежитие предоставлялось только иногородним. Устав за день, я любил поспать, но, когда слышал гудок паровоза, отходящего со станции 28-й километр (сейчас – Весенняя), быстро умывался и галопом мчался на станцию, чтобы сесть на уже отходящий поезд. Успевал досмотреть последний сон в дымном вагоне и как раз поспевал к завтраку в Мореходной школе. Она располагалась в то время в трёхэтажном здании бывшей пуговичной фабрики на Первой Речке – там сейчас стоят корпуса детской больницы. При очистке подвалов нам пришлось выносить тысячи пуговичных заготовок, сделанных из перламутровых раковин, но ещё без дырочек. Учиться было очень интересно, нам преподавали влюблённые в свою профессию моряки, например, Владимир Лазаренко. Под его руководством мы построили на верхнем этаже, под самой крышей, подобие ходового мостика с приборами управления и мачтой.

Вспоминается и полноводная река Лянчихе, в которую далеко вверх заходила рыба и где водились крупные раки, которых мы с удовольствием ловили, а её глубина позволяла взрослым мужчинам погружаться «с ручками», так как мест для купания было предостаточно. Сейчас, к сожалению, от Лянчихе остался жалкий ручей, зато она теперь называется речкой Богатой. Поезда в то время ходили медленно, иногда без объявления причин останавливались где угодно. Нам, ещё мальчишкам, учащимся в школе № 3, очень нравилось ездить в багажном вагоне (был такой переоборудованный из товарного вагона в каждом составе), сидя на полу и свесив ноги на улицу. И длинные остановки были очень кстати, если они приходились на район огромного капустного поля (сейчас это – Морской городок). Тогда мы дальнейший путь проделывали, объедаясь замечательно сладкой капустой. В городе мы помимо кинотеатров «Родина», «Комсомолец», «Уссури» и «Хроника», в котором показывали документальные фильмы, часто посещали музеи: военно-морской, который располагался в бывшей лютеранской кирхе и где у входа стояли два гигантских артиллерийских снаряда, музей им. В. К. Арсеньева и музей ТИНРО, в здании которого в настоящее время расположены основные помещения музея им. Арсеньева. С тех пор прошли многие десятилетия, и я, моряк по профессии, обойдя практически весь мир, всегда сравнивал родной Владивосток с другими городами, и, несмотря на его скрытые и даже явные недостатки, он остаётся для меня самым дорогим и любимым городом.

Уважаемая редакция, вместе со своим «опусом» посылаю вам одну из школьных фотографий, возможно, кто-нибудь из моих одноклассников или одноклассниц узнает на ней себя и захочет встретиться со мной, чтобы вспомнить о старом городе, о том, какими мы тогда были и кем со временем стали. Мой телефон – 25-40-51.

Автор: Геннадий ВОРОНИН