Скиталец с музыкой в душе

Фестиваль классической музыки «Дальневосточная весна» в этом году преобразился: продолжался весь апрель, дал возможность приморской публике увидеть выступления известных музыкантов. И в том, что в привычный формат фестиваля вдохнули новое содержание, нема

16 май 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2338 от 16 май 2008
ac27aee5d90aa696bb6301bd90124383.jpg


Фестиваль классической музыки «Дальневосточная весна» в этом году преобразился: продолжался весь апрель, дал возможность приморской публике увидеть выступления известных музыкантов. И в том, что в привычный формат фестиваля вдохнули новое содержание, немалая заслуга Михаила АРКАДЬЕВА, заслуженного артиста России, главного дирижёра Тихоокеанского симфонического оркестра России. Чуть больше семи месяцев назад Михаил Александрович занял это место…

- Вы довольны нынешней «Дальневосточной весной»?

- И да, и нет. Мне кажется, нужна более масштабная и более продуманная рекламная кампания. Более точно нацеленная, профессиональная. Яркая, если хотите.

- Ваша программа-максимум для Тихоокеанского симфонического?

- Сделать оркестр выездным с российским или международным именем. Хочу, чтобы мы ездили и к нам приезжали солисты. И чтобы были контакты, обмены между музыкантами. Моя задача – сделать оркестр настоящим. Здесь должно всё кипеть, во Владивостоке!

- Когда вы только пришли к руководству, насколько ваши ожидания совпали с реальностью?

- Если помните, мы познакомились в праздничной ситуации: было открытие Большого зала. Потом, когда я начал работать плотно (а я всегда работаю очень много, я бы и сегодня в два раза больше проводил репетиций, но мне приходится отпускать оркестрантов на подработки, потому что люди должны зарабатывать себе на жизнь), оркестр подустал – так всегда бывает, я к этому уже привык, и этот этап мы миновали спокойно. Последние же концерты и репетиции меня радуют: мы наладили профессиональный контакт, музыканты восприняли мои методы и требования, и мы начинаем понимать друг друга с полуслова. Хотя сезон ещё не окончен…

Могу сказать, что я доволен оркестром, насколько это возможно в нашей тяжёлой ситуации. Оркестр собрался, стал играть лучше, по крайней мере сейчас мы понимаем друг друга и многие вещи не стыдно показывать даже приезжающим к нам солистам, а это очень важно, ведь приезжают не абы кто, а люди известные. Мы сделали несколько серьёзных программ и продолжаем работать. Все проблемы упираются в финансы. Требуются радикальные перемены в финансировании оркестра и всей филармонической жизни, которые и приведут к тому, что оркестр станет настоящим в ряду других европейских, хотя нет, о Европе речь ещё вести рано, в ряду других российских оркестров. Да хотя бы вровень с Дальневосточным симфоническим – и это было бы уже здорово!

- К вопросу о сезоне. Намерены ли вы продлевать контракт с филармонией?

- У меня крайне серьёзные намерения, и я буду вести речь и настаивать по меньшей мере на пятилетнем контракте, чтобы этот вопрос и не поднимался даже! Чтобы ничто не мешало работать! Я здесь всерьёз и надолго!

Уже сейчас распланирован будущий сезон – до конца 2009 года, сейчас я составляю планы на 2010-11 годы. Понимаете, у тех музыкантов, которых я хотел бы пригласить во Владивосток, график забит вперёд на годы. И если я хочу пригласить великого Кшиштофа ПЕНДЕРЕЦКОГО, то раньше чем в 2010 году он не сможет, и то, если нам повезёт.

Пока отношение ко мне и моим планам положительное. Потому что пока я работаю с тем, что есть. Но в перспективе могут быть и сложности. Хотя я очень надеюсь на форум АТЭС и на то, что это приведёт к положительным сдвигам во Владивостоке. Надеюсь на развитие оперного движения в городе. И оркестр готов работать в театре оперы и балета – при условии, что мы сохраним статус симфонического. Так, например, работает Венский филармонический. Кроме того, у меня есть опыт создания оперного театра. Но, разумеется, нужно финансирование. В оркестре нет множества важных инструментов, которые нужно покупать. Нужно обновлять имеющиеся инструменты, многие из них уже физически устарели. У нас играют уже весьма пожилые люди, которые самоотверженно работают, но это же не может продолжаться бесконечно, а где брать новых солистов?

Но я не опускаю руки. Планы такие: в сентябре – Дни высокой музыки, что-то придумаем вместе с кинофестивалем, это факт; затем – Рахманиновский фестиваль, затем – Рождественский, затем – «Дальневосточная весна», которую я хочу мягко и постепенно переименовать в Тихоокеанский международный музыкальный фестиваль – в скобочках «Дальневосточная весна». К нам приедет великая Софья Губайдуллина!

- Вы не только дирижёр, но и солист. Услышит ли Владивосток ваши сольные концерты?

- Конечно. Я уже играю с оркестром, думаю, в июне возможны и сольные выступления.

- Ваши знания и опыт востребованы в академии искусств?

- У меня очень хороший контакт с руководством музыкального факультета, я там регулярно читаю доклады, веду мастер-классы. Буду ли работать на постоянной основе – не знаю, я ведь по-прежнему веду класс по фортепиано в Гнесинке. Кстати, на будущий год у нас будет абонемент «Российская музыкальная академия имени Гнесиных представляет…». Будут приезжать пианисты, возможно, мои студенты…

- Вы ещё и теоретик, на ваши исследования ссылаются серьёзные музыковеды…

- Да, жаль, что сегодня мне приходится отказываться от заказов в этой области. Не хватает времени. Однако я готовлю доклад на конференцию в академии искусств, которая пройдёт в мае.

С другой стороны, всё, что я хотел сказать как теоретик, я сказал. Создал свою теорию, её признали в учёных кругах. Других потребностей как у теоретика у меня нет. И я могу заниматься тем, что больше всего люблю. Музицированием.

- В какой момент пианист Михаил Аркадьев решил, что он будет ещё и дирижёром?

- У меня нестандартная ситуация, непохожая на других, когда инструменталист устаёт от одного вида деятельности и хочет что-то новое. В 12 лет мне купили инструмент. Я стал заниматься страстно, яростно, можно сказать. И для меня всё было едино, мой учитель давал мне уроки игры на фортепиано одновременно с уроками дирижирования. И оно всегда во мне жило, а сегодня я пользуюсь партитурами, которые делал в 15-16 лет. Меня нет без музыки. И каким я был в 16, таким и остался. Ну разве что опыт приобрёл.

- Вы живёте в постоянных перелётах…

- Привык. Так живу последние 20 лет. Это образ жизни. Да, я вечный скиталец, и меня это устраивает. Дом – это не то, без чего я не могу жить. И мои родные это знают. И привыкли к моим долгим отсутствиям, редким появлениям. Это правило.

Можно сказать, бездомность в себе я культивирую. Это и тонус для меня, да и не мыслю себя живущим «где-то». Собственно, даже на этой планете… Я не хочу врастать в бетон. Скитальчество – состояние души, и оно не причиняет мне дискомфорта.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ