Период «П»

Политическая весна 2008 года войдёт в новейшую историю России как уникальный период «междупрезидентствия». Хотя Дмитрий Медведев ещё 2 марта был избран президентом РФ, вплоть до его инаугурации, прошедшей 7 мая, страной продолжал руководить президент Влад

8 май 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2334 от 8 май 2008
dd8c89263b830eb4de256d0b28401b88.jpg


Политическая весна 2008 года войдёт в новейшую историю России как уникальный период «междупрезидентствия». Хотя Дмитрий Медведев ещё 2 марта был избран президентом РФ, вплоть до его инаугурации, прошедшей 7 мая, страной продолжал руководить президент Владимир Путин. Кстати, торговые сети отреагировали адекватно: в этот период в книжных магазинах Владивостока соседствовали на витринах портреты президента Путина и портреты президента Медведева.

Понятно, что в силу той самой преемственности власти говорить о том, что одна эпоха завершилась, а другая – началась, было бы натяжкой. И тем не менее формально это так: два президентских срока Владимира Путина подошли к концу. Самое время подвести предварительные итоги если не эпохе, то некоему историческому периоду, который будет персонифицироваться именно в фигуре Владимира Путина. Учитывая региональный характер нашего издания, мы делаем это сугубо с точки зрения Приморского края: период Путина, каким он может остаться в памяти приморцев.

Премьера преемника

Прискорбно, но история умалчивает, бывал ли офицер невидимого фронта Владимир Путин у нас раньше. Скорее всего, вряд ли: как известно, по своему профилю будущий российский президент был германистом. Первое публичное явление Путина приморцам следует отнести к 1999 году, когда он в конце октября прибыл во Владивосток в статусе премьер-министра и преемника президента Ельцина. Только что началась вторая чеченская война, которая во многом и предопределила политический стиль Путина этой поры, выраженный в знаменитой фразе о том, что террористов нужно «мочить» даже «в сортире». Буквально через два месяца Борис Ельцин досрочно уйдёт в отставку, назначив Владимира Путина и. о. президента, а ещё через считанные месяцы последний будет избран главой государства. В этом контексте визит Путина во Владивосток и всю риторику той поры можно рассматривать в немалой степени как предвыборные шаги.

Премьер-министр Путин пробыл в Приморье немного меньше суток. Центральным событием поездки стало посещение флагмана ТОФ – гвардейского крейсера «Варяг», на борту которого Путин пробыл примерно две трети всего времени пребывания на приморской земле. Здесь он наблюдал за ракетными пусками и отдохнул во флагманской каюте, после чего выступил в Доме офицеров перед соответствующей аудиторией. Если до этого российскую армию нередко откровенно шельмовали, то в ДОФе офицеры впервые за много лет услышали от второго (и уже почти первого) лица государства слова, которые давно хотели услышать. Это, равно как и антитеррористические пассажи будущего президента, символизировало намерения государства перейти от «парада суверенитетов» и нигилистического разгула 90-х к «собиранию камней» – для начала хотя бы на словах. В этом смысле образ Путина – преемника Ельцина – всё же сильно отличался от образа Ельцина, тогда как сегодня, напротив, сделано всё для приближения образа Дмитрия Медведева – преемника Путина – к образу самого Путина.

Провозглашение политики преференций

По продолжительности и содержательности особого внимания заслуживает визит Владимира Путина в Приморье в августе 2002 года. Само по себе примечательно то, что глава государства провёл здесь около недели. Именно во Владивостоке состоялась и встреча Владимира Путина с лидером КНДР Ким Чен Иром. Были и другие мероприятия. В эти же дни президент вместе со своей семьёй отдохнул на морском побережье Хасанского района. Вообще этот визит уже вполне может быть назван легендарным в том смысле, что о событиях августа 2002 года ходит немало легенд, и, несмотря на «свежесть преданий», не всегда удаётся отделить зёрна исторической правды от плевел художественного вымысла. Однако шила в мешке не утаишь. Приморцы знают, что на предприятии аквакультуры «Нереида» Владимир Владимирович, его супруга и обе дочери, не считаясь с опасениями ФСО, открыли для себя вкус сырого морского гребешка с соевым соусом и даже попросили ещё – с собой. Известно также, что тогдашний глава Хасанского района Виктор Кривулин получил в подарок от президента часы. Рассказывают историю о рядовом «дикаре»-отдыхающем, который, выйдя поутру из палатки, увидел идущего по берегу президента и поначалу пытался объяснить это эффектом остаточного опьянения. Кроме того, одна из немногих известных фотографий дочерей Путина (едва ли не самых засекреченных людей страны) сделана именно в Хасанском районе. Если президент «топлесс» на фото стоит к нам лицом, то обе дочери – спиной.

Просится на язык множество историй, относящихся к тому же визиту: как закрывшийся железнодорожный переезд на Постышева вынудил президентский кортеж остановиться; как Адам Имадаев, возглавивший группу сотрудников «Востоктрансфлота», недовольных банкротством предприятия, расположил лагерь на пути следования этого же кортежа из аэропорта и добился личной встречи с Путиным; как слывшие «копыловскими» растяжки через дорогу «Путин – сила России» были убраны после нелицеприятной оценки президента, но вскоре появились вновь.

Перечисление можно продолжать, но одним из главных итогов пребывания Путина на Дальнем Востоке стало его заявление о необходимости проводить «политику преференций» в отношении дальневосточных территорий. Слово «преференции» моментально вошло в политический лексикон, а уже в ноябре 2002 года в Кремле прошло заседание Совбеза РФ, посвящённое исключительно проблемам Дальнего Востока.

По инициативе Хасанского народного краеведческого музея годом позже, в октябре 2003 года, было решено увековечить «хасанские события» 2002 года. В Славянке ко дню рождения любимого президента состоялось торжественное открытие мемориальной доски в честь прошлогоднего визита ВВП. Неизвестно, как сам Владимир Путин отнёсся к такому проявлению сверхлояльности, но примечательно, что буквально днями позже, 17 октября, президент направил в Хабаровск поздравительную телеграмму в честь 65-летия образования Хабаровского края. Интересно то, что аналогичной телеграммы в адрес Приморского края обнародовано не было. А ведь оба края родились одновременно – 20 октября 1938 года, имеют общего родителя в виде Дальневосточного края и даже самим фактом своей нынешней субъектности обязаны как раз хасанским событиям 1938 года. Недоработка или намёк?

Президентская перезагрузка

Перед тем, как быть избранным на второй срок в марте 2004 года, Владимир Путин активно путешествовал по российским регионам. В этот период он, правда, не доехал до Приморья, но зато в феврале побывал в Хабаровске, о чём тоже следует упомянуть по нескольким причинам.

Прежде всего, именно тогда и там президент объявил об открытии участка федеральной трассы «Амур» Чита – Хабаровск и даже перерезал подобающую случаю ленточку на мосту через Амур. «Дальний Восток стал не таким дальним», – красиво заявил Владимир Путин. Правда, ленточка проблем не решила: дорогу эту строят до сих пор, а автомобили как ездили раньше, до торжественного «открытия», так ездят и теперь – оставляя на дороге пробитые покрышки и поддоны.

Припомним и тот факт, что в Хабаровске состоялась примечательная беседа Владимира Путина с губернатором Приморья Сергеем Дарькиным. Президент лично взялся за проблемы водоснабжения Владивостока. Кроме того, Сергей Дарькин вновь поднял вопрос об укреплении берегов пограничной реки Туманной в Хасанском районе и позже рассказал об этом так: «Честно скажу: нажаловался президенту. Думаю, теперь у министерства природных ресурсов будут большие проблемы». Так оно и вышло: уже в марте в отставку отправили кабинет Михаила Касьянова, и в том числе главу Минприроды Виталия Артюхова. Неизвестно, обсуждалась ли в ходе той поездки судьба спорных островов на Амуре у самого Хабаровска. Но в октябре 2004 года в ходе визита президента РФ в КНР эти острова в соответствии с подписанным в Пекине соглашением отошли к Китаю.

Приморье же Владимир Путин, переизбранный на второй срок в марте, в следующий раз навестил уже в июне 2004 года. Первым делом он побывал на учениях «Мобильность-2004», прошедших на Сергеевском полигоне, затем отправился в Институт биологии моря ДВО РАН, где обсудил проекты строительства океанариума – того самого, дирекция которого существует около двух лет, но пока ещё не определилась даже с местом размещения уникального объекта.

После этого на борту «ролизовского» траулера «Арчер», пришвартованного у Морского вокзала Владивостока, президент провёл совещание с руководителями рыбной отрасли. Именно там Сергей Дарькин презентовал свой доклад о развитии данной сферы народного хозяйства, заслуживший высокую оценку главы государства: «Целый труд написал, диссертацию можно защищать». Кстати, совсем недавно, в марте 2008 года, «Арчер» прославился вновь, но уже по другому поводу: камчатские пограничники в Охотском море задержали траулер за нарушения правил промысла. «Крупнейшая за последнее время партия незаконно добытого минтая обнаружена пограничниками на борту владивостокского траулера «Арчер», – сообщила пресс-служба Северо-Восточного пограничного управления ФСБ.

Праворульные планы

«Прямая линия», прошедшая в сентябре 2005 года, проявила интерес президента к так называемой проблеме правого руля. Отвечая на вопрос сахалинца Максима Боровского о возможности запрета правого руля, президент проявил амбивалентность, ответив буквально следующее: «Во-первых, пока не планируется никаких отмен в этом плане. Во-вторых, конечно, я думаю, вы со мной согласитесь, вопросы, связанные с проблемами безопасности, всё-таки существуют. Вы знаете об этой ужасной трагедии, которая произошла на Алтае с губернатором Алтайского края, который погиб. Кстати говоря, в ДТП участвовала машина с правым рулём. И водитель (Олег Щербинский. – Прим. ред.), он просто даже ничего не успел заметить из того, что произошло, практически ничего не видел. С правым рулём». Вряд ли этот ответ удовлетворил праворульное Приморье: как известно, «Мерседес» губернатора Михаила Евдокимова на высочайшей скорости обгонял по встречке праворульную Toyota Sprinter Marino и то ли просто не справился с управлением, то ли шарахнулся от третьего (встречного) автомобиля и вылетел с дороги, зацепив «праворульку», поворачивавшую налево, слева же. При чём в данном конкретном случае расположение руля у обгоняемой машины – умом не понять. Тем более что аварию явно спровоцировал водитель леворульного «мерса», что не помешало суду приговорить Щербинского к реальному сроку и лишь после длительного и громкого скандала отменить этот приговор.

Путин и правый руль – тема отдельная. Уже на следующей «Прямой линии», в октябре 2006 года, Владимир Владимирович обратился к ней снова, на этот раз отвечая на вопрос рабочего КамАЗа Владимира Нахабцева, призвавшего «не превращать Россию в свалку этой техники, а ездить на своих дешёвых и конкурентоспособных автомобилях». Президент урезонил рабочего: «Полностью, считаю, неправильно запрещать, потому что надо дать возможность гражданам всё-таки приобретать тот транспорт, который они в состоянии купить исходя из своей покупательной способности». Но, добавил тут же президент, «приняты решения», согласно которым пошлины на ввоз бэушной импортной техники «будут дальше повышаться». Как говорится, всем сестрам – по серьгам.

Период этот характеризовался усилением наездов на правый руль со стороны столичных чиновников, в результате чего в ноябре 2006 года стартовала акция «Правильному президенту – правильную машину», для которой был создан специальный сайт putincar.ru. Смысл акции заключался в сборе средств всем миром на покупку в подарок президенту «народного» праворульного автомобиля. Поначалу сбор средств шёл бодро, но потом обороты упали (главным образом потому, что Москва вроде бы дала задний ход и на время забыла о правом руле). В октябре 2007 года акция завершилась, а собранные 110 тысяч рублей после голосования было решено перевести на операцию на позвоночнике восьмилетней Полине Саночкиной из Челябинска. Нереализованный проект «Путинкар» всё же сделал своё дело, консолидировав в трудную минуту автомобильную общественность и произведя ожидаемый информационный эффект.

Поздний Путин

После 2004 года и вплоть до начала 2007-го Владимир Путин не был в Приморье, но нередко вспоминал о нём. В июле 2006-го на первую Интернет-конференцию президента из Приморского края поступило немало вопросов. Сергей из Владивостока спрашивал: «За сколько продан Приморский край Китаю?», 54-летний Владимир Мурзаков пытался стать губернатором Приморья, а семилетняя Алевтина Кармак попросила у президента «собачку породы чихуахуа». Однако Владимир Путин ответил на другой вопрос, который поступил из Большого Камня, – о ядерных испытаниях КНДР, в ходе которых несколько ракет упали в Японское море рядом с Находкой. «Нашими национальными средствами слежения эта информация не подтверждается. И я бы здесь не стал ничего дополнительно нагнетать», – успокоил президент.

Примерно полугодом позже, в декабре 2006 года, в Москве вновь прошло «дальневосточное» заседание Совета безопасности. «Качественного изменения ситуации на Дальнем Востоке пока не произошло, – заявил на заседании президент. – Не удаётся переломить тенденции, ставшие для региона хроническими… Во многом такое положение – результат отсутствия системного, комплексного взгляда на стратегическое планирование развития территорий». Примерно в это же время представители разных уровней власти наперебой заговорили о планах проведения во Владивостоке саммита АТЭС в 2012 году.

Последний президентский визит Владимира Путина в Приморье выпал на 27 января 2007 года и продлился всего несколько часов. Президент провёл совещание по вопросам подготовки председательства России в АТЭС и назвал Владивосток, а точнее – остров Русский, «наиболее приемлемым вариантом» для проведения саммита. С чьей-то лёгкой руки саммит окрестили «личным проектом Путина»: мол, если в 2012 году Владимир Владимирович будет вновь избран президентом, то первым полномасштабным международным мероприятием с участием Путина и глав других государств станет именно саммит АТЭС во Владивостоке – и вот почему он проявляет к данным планам такое внимание.

Президент во Владивостоке отметил: «Решений у нас по Дальнему Востоку немало, но всё-таки не могу сказать, что удовлетворён тем, как мы действуем и насколько эффективно мы действуем. Поэтому сосредоточить административный ресурс лишним не будет». В этот же день он подписал указ о создании госкомиссии по развитию ДВФО и Забайкалья. Председателем комиссии по должности является премьер-министр, поэтому сначала новой структурой руководил Михаил Фрадков, потом – Виктор Зубков. В скором времени во главе «дальневосточной» комиссии может встать сам Путин – уже в качестве председателя правительства.

После этого визита во Владивосток президент на своей большой пресс-конференции в Москве, прошедшей 1 февраля, фактически повторил свой же тезис 2002 года о преференциях: «Сегодня мы, думаю, должны пойти на некоторые, даже нерыночные, решения для того, чтобы жизнь людей на Дальнем Востоке, в Восточной Сибири ничем не отличалась по уровню, по качеству, от качества жизни тех, кто проживает в европейской части. Мы можем и должны это сделать». Ещё год спустя, 14 февраля 2008 года, на аналогичной пресс-конференции в Кремле Владимир Путин, отвечая корреспонденту «В», снова сформулировал ту же мысль: «Граждане, проживающие на Дальнем Востоке, должны быть экономически поставлены в такое же, а может быть, в лучшее положение, чем проживающие, скажем, в европейской части РФ. В России всегда предпринимались такие шаги, которые не просто удерживали бы там население, а делали бы пребывание там людей не просто комфортным, но и выгодным с экономической точки зрения. Мы с вами понимаем, о чём идёт речь: о тарифах, прежде всего, на электроэнергию, на тепло, на транспорт. И, каким бы нерыночным это ни выглядело, нам придётся пойти на определённые преференции».

Использованы фотографии Ильдуса ГИЛЯЗУТДИНОВА, Сергея КОЗЛОВА, Светланы ЛАНДЫШЕВОЙ, Юрия МАЛЬЦЕВА, Вячеслава ВОЯКИНА.

Автор: Василий Авченко Олегович