Из приморцев делают вегетарианцев

И снова о ценах. На этот раз речь пойдёт о мясе. «В» уже не раз писал о проблемах импорта мясной продукции, однако в отрасли наблюдается какой-то странный кругооборот этих самых проблем. Решается одна, тут же возникает другая. Но самое главное, что заложн

6 май 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2332 от 6 май 2008
326f0f956e2c455895324cee8cfb66a2.jpg

И снова о ценах. На этот раз речь пойдёт о мясе. «В» уже не раз писал о проблемах импорта мясной продукции, однако в отрасли наблюдается какой-то странный кругооборот этих самых проблем. Решается одна, тут же возникает другая. Но самое главное, что заложником всего этого становится потребитель.

Новый вид бизнеса: СВХ

Напомним, что в конце прошлого года Федеральная таможенная служба выпустила приказ, по которому через порт Владивосток с 1 февраля 2008 года запрещалось ввозить мясную продукцию. И это при том, что через Владивосток поступает до 80 процентов всей импортной мясной продукции Дальнего Востока. Естественно, поднялась волна возмущений. Отложили меру до 14 апреля этого года. Но вскоре и вовсе отменили. Обязав, впрочем, импортёров всю продукцию «провозить» через склады временного хранения (СВХ). В этих складах товар ожидает ещё одна степень санитарного, ветеринарного и таможенного контроля. Также ещё одним аргументом введения института СВХ для мяса стала борьба с контрабандой. Цели благие. Но как это обычно бывает, государство вводит новое требование или ограничение, а технологию исполнения не продумывает и уж тем более не объясняет.

А новое требование вылилось в следующее. Сейчас на территории Приморского края работают два СВХ, созданные коммерческими структурами. В ВМТП еженедельно приходит по 300 контейнеров мясной продукции. Сегодня СВХ могут «пропускать» только 30 процентов ввозимой продукции, не образуя длинную очередь. Как следствие - процесс движения товара замедляется и импортёры вынуждены хранить контейнеры в ожидании разгрузки СВХ на территории ВМТП. Затраты за такие проволочки, конечно, несут импортёры. А потом закладывают их в отпускную цену.

И немного конкретики в затратах. Хранение рефконтейнера в ВМТП обходится в 1500 рублей ежедневно, 1000 рублей в день приходится платить за аренду контейнера. Но освобождение места в СВХ отнюдь не гарантирует дальнейшее движение контейнера. Для перевозки мясной продукции в СВХ необходима специальная лицензированная таможенными органами машина (таких во Владивостоке всего 10 при потребности в 500 машин). Аренда такого перевозчика стоит 40 долларов в час. Есть и другая возможность доставки в СВХ - транспортировка под бдительным контролем таможенника. Однако сегодня на таможне Владивостока не хватает кадров для выполнения этой функции, поэтому «заполучить» таможенника для сопровождения груза достаточно проблематично.

Сейчас импортёры мясной продукции говорят о том, что их товар задерживается на территории ВМТП около 10 дней. Но даже когда наступает счастливый момент и груз попадает на СВХ, на этом финансовые злоключения не заканчиваются. Нужно ведь дождаться, когда отберут ещё раз пробу (в первый раз это делается в ВМТП), все уполномоченные на то органы осмотрят груз… А это 1100 рублей за погрузо-разгрузочные работы за тонну груза, 30 рублей за хранение тонны продукции в день, 60 рублей за тонну, если срок хранения превысил 1 месяц, 120 рублей, если хранят более 1,5 месяца, 240 рублей – если более двух месяцев. Если мясная продукция хранится в СВХ более четырёх месяцев, она отходит в пользу государства. Как говорят импортёры мяса, если срок превышает два месяца, можно уже расставаться с грузом: что-то в нём не понравилось органам, значит, его просто так не отдадут…

Борьба с контрабандой мешает «нормальному» бизнесу

В Приморском крае создана Ассоциация импортёров мясопродуктов, которая уже давно пытается получить разъяснения в связи со сложившейся ситуацией.

- Мы не против нового требования, мы законопослушные бизнесмены и одобряем работу правительства по противодействию контрабанде, - говорит председатель ассоциации Андрей ЗИНИН. - Борьба правительства с теневой экономикой идёт в нужном направлении. Мы за эту работу. Но тогда каждое новое решение правительства в лице разных федеральных органов должно быть продумано и обеспечено технологически. Потому что иначе получается, что нам создают препоны. И это в то время, когда избранный президент Дмитрий МЕДВЕДЕВ не раз говорил о необходимости поддерживать малый бизнес. Пока же получается, что малый бизнес в Приморье работает как на минном поле.

Члены ассоциации уверяют, что очередного этапа роста цен на мясо стоит ожидать в мае, правда, пока о конкретном размере этого удорожания никто говорить не берётся. Но один из членов ассоциации сказал, что его затраты уже возросли в два раза.

Кстати, есть мнение, что подобными мерами государство борется с импортом и стимулирует развитие отечественного производства. Но, как говорят импортёры мясопродуктов, в Приморье заниматься животноводством невыгодно, и наш край никогда не сможет удовлетворить даже потребности Приморья. В зарубежных животноводческих странах каждая свиноферма или коровник соседствует с плантациями, где выращивают корма. Наше же животноводство живёт только на импортных кормах, у нас они просто не растут, по крайней мере необходимого качества. А на импортных свинина и говядина получаются чуть ли не золотыми.

В итоге сейчас сложилась ситуация, когда государство заявляет о борьбе с инфляцией различными способами, «замораживании» цен и так далее, и так далее. А с другой стороны, делает так, чтобы цены росли по совершенно необъективным причинам. Получается, правая рука не ведает, что творит левая?

~~Кстати
Отличия работы по оформлению мясной продукции в Санкт-Петербурге и Владивостоке:

При подаче иностранного ветеринарного сертификата в таможне Санкт-Петербурга тут же выдаётся российский. В таможне Владивостока делают дополнительный досмотр, отбор проб, потом – ожидание результатов анализов. Итого – 10 дней для получения российского ветеринарного сертификата.

Управление Россельхознадзора по Приморскому краю делает 100-процентный отбор проб мясной продукции (то есть с каждой партии), в Санкт-Петербурге – 10- и 50-процентный отбор в зависимости от категории товара.

Таможня Санкт-Петербурга работает 24 часа в сутки. В таможне Владивостока 8-часовой рабочий день с обедом.

В Санкт-Петербурге на полное оформление партии мясной продукции уходит максимум три дня. Во Владивостоке – не менее 10 дней.~~

Автор: Татьяна Куликова Анатольевна