Библиобусом по культуре

В Приморье министр культуры и массовых коммуникаций приехал с целым штатом управляющих департаментами. 5 мая в столице на коллегии министерства наш край рассмотрят сквозь призму развития культуры приграничныхтерриторий России. Опыт Приморья в этом вопросе

1 май 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2331 от 1 май 2008
b74795f25482256d408fe4bd93196e42.jpg


В Приморье министр культуры и массовых коммуникаций приехал с целым штатом управляющих департаментами. 5 мая в столице на коллегии министерства наш край рассмотрят сквозь призму развития культуры приграничныхтерриторий России. Опыт Приморья в этом вопросе, достижения и огрехи будут учтены и взвешены. А чтобы лучше представить себе ситуацию, министр и прилетел во Владивосток. Посетил Уссурийск, детскую школу искусств имени Сергея Прокофьева, в кинотеатре «Уссури» ознакомился с планами кинофестиваля «Меридианы Тихого». Не обошлось и без дальних приглядок: культурная составляющая грядущего форума АТЭС - одна из самых важных. И, разумеется, министр ответил на вопросы общественности, коих немало и кои незначительно, как отметил Александр Сергеевич, отличались от вопросов, заданных ему в Чите, Рязани и Ставрополе. Культура, граждане, везде - на грани. Разве что в Москве и Питере всё более или менее шоколадно, но разве это показатель...

Культурную общественность Приморья (а вопросы Александру Сергеевичу задавали представители Владивостока, Партизанска, Уссурийска и многих других районов края) тревожит, например, 174-й федеральный закон, коим театры, библиотеки, музеи и прочие с точки зрения чиновников «бюджетные балласты» переводятся в разряд автономных учреждений.

Как признал министр, эту идею поддерживают такие монстры, как «Сатирикон», МХТ и Московская филармония, но для большинства культурных учреждений, особенно в регионах дотационных, «автономное плавание» обернётся гибелью.

- В Москве и провинции разные уровни функционирования театров, библиотек и так далее, - сказал министр. - Чтобы понимание этого проявилось в законе, понадобилось потрудиться. Нам помогали творческие союзы, тот же СТД. Мы изначально были против директивной, категоричной формы закона и успели внести поправки. Для музеев и библиотек переход в «автономку» нереален в принципе.

Мы продолжаем работать над законом. Пугает, что в отчётах глав регионов уже появилась строка «количество учреждений, перешедших на автономные формы». Представляете, как будут действовать главы краёв и областей, если их будут журить за низкие цифры в этой графе? Так что работы над 174-м законом ещё очень и очень много.

Больной вопрос Приморского края и Владивостока – библиотеки - не остался без внимания. Говоря о поддержке сельской культуры, Александр Сергеевич озвучил идеи развития клубной и библиотечной деятельности (совместно с Минсельхозразвития, что приятно), в частности, организации автоклубов и библиобусов.

- На селе нет перспектив сохранения стационарных клубов и библиотек, так хотя бы передвижные организуем, - сказал министр. - Библиобусы будут поступать на село, 100 штук в год. Автоклубы - передвижная установка на шасси грузового автомобиля, где есть киноустановка, мини-сцена, – также разрабатывает и производит наш автопром. Пока это точечная программа. Но радует, что начата поддержка самодеятельной сельской культуры, что продолжается программа компьютеризации сельских библиотек и подключения их к Интернету, в частности, к ресурсам Президентской библиотеки.

Острейшая проблема пополнения фондов сельских библиотек также начинает решаться. В нынешнем году на это выделено 300 миллионов рублей, в будущем - 450, в 2010 - миллиард 150 миллионов. Радуют даже не суммы, а тенденция. И ещё важно, что мы создаём прецедент, когда федеральный бюджет участвует в финансировании учреждений, находящихся на муниципальном балансе. Ведь после 2005 года центр по сути не имеет права выделять деньги на нужды тех муниципальных объектов, в которых он видит воплощение своих же государственных интересов. Кто может вернуть это право центру кроме него самого, пока неясно.

Закон о культуре, разработка которого стала приоритетной для министерства, скоро должен быть принят. Отменённые 122-м федеральным законом «Основы культурной политики РФ» были весьма работоспособным законом, в котором были прописаны гарантии государства, льготы и преференции для творческих союзов и работников. Это необходимо если не вернуть, то компенсировать, считает министр Соколов. Не реставрировать старый закон, а создать на его базе новый. Над этим и работают.

Самым близким, если можно так выразиться, к телу министра вопросом оказалась проблема, озвученная представителями Дальневосточной академии искусств, перевода музыкальных школ в разряд учреждений дополнительного образования и об отмене стажировок для студентов музыкальных специальностей. Александр Сергеевич, в прошлом заведующий кафедрой теории музыки, даже оживился. И заверил, что министерство предпринимает шаги, которые не позволят свести сложившуюся годами почти идеальную систему выявления талантливых музыкантов и художников к малозаметной клубной работе. И что стажировки, от которых зависит уровень исполнительского мастерства музыканта, также постараются отстоять.

Но нередко, отвечая на вопросы, министр разводил руками: это компетенция Федерального агентства по культуре и кинематографии, я тут ничего сделать не могу. Впрочем, по поводу административной реформы мы уже всё поняли.

Трудно сказать, каким будет материальный и моральный итог визита министра культуры в Приморье. Но ясно, что о проблемах культурной жизни в министерстве знают. И даже понимают необходимость их решения. Хочется верить, что разговоры об «упоре на регионы», о «развитии приграничных территорий», о «едином культурно-информационном пространстве» не останутся разговорами. Впрочем, российских музейщиков, библиотекарей, актёров и музыкантов 70 лет советской власти и 20 лет рынка приучали только к одному - к остаточному финансированию и надежде на себя, на собственный энтузиазм и безмерную, бескорыстную любовь к своему делу. Этим и живы. А как там развернётся удесятерённая административной реформой армия чиновников - кто знает.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ