Большинство домов остаётся в подвешенном состоянии

1 мая 2008 года истекает срок проведения органами муниципального образования конкурсов по отбору компаний для управления теми многоквартирными домами, которые самостоятельно не определились с этим важным для себя вопросом.

22 апр. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2326 от 22 апр. 2008
7c0880ccbe95b3d6ff0007c05d23d8cb.jpg

1 мая 2008 года истекает срок проведения органами муниципального образования конкурсов по отбору компаний для управления теми многоквартирными домами, которые самостоятельно не определились с этим важным для себя вопросом.

Время, данное для раздумий как самих собственников, так и муниципалитетов, постановлением правительства было растянуто с 1 января 2007 года до 1 мая нынешнего года. В эти сроки все «неопределившиеся» дома должны быть переданы в управление победившим на конкурсах компаниям. Но сейчас уже ясно: правы были те, кто предполагал мизерный эффект от переноса первоначального срока их окончания. А вот к чему привело такое решение, так это к сдерживанию добросовестной конкуренции на рынке жилищных услуг и возможности муниципалитетов подольше сохранять за собой контроль за теми финансовыми потоками, каковыми являются платежи населения за текущий ремонт и содержание жилья. И, как всегда было принято (когда наши кровные уходили будто в бездонную бочку), держать подальше самих собственников от этого контроля.

Нет договора - нет прав

Из конкурсов, «угроза» которых нависла над населением, сделали страшилку. Мол, собственники обязаны будут заключить договор управления с победившей компанией, а кто там придёт – неизвестно.

Во-первых, как это неизвестно? Условия открытого конкурса жёсткие, и они предполагают тщательный отбор среди его участников. Аргумент о том, что выбирать не из кого, уже не актуален. К примеру, во Владивостоке, по информации управления содержания жилищного фонда и городских территорий, сегодня на рынке работает более 40 управляющих компаний. Во-вторых, предусмотрен механизм выполнения победителями конкурса обязательств по договору управления. В-третьих, заключается такой договор не на всю оставшуюся жизнь, а на срок не менее чем на один год и не более чем на три года. Собственники защищены от недобросовестных управляющих компаний законодательством. На основании решения общего собрания они в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления своим домом, если условия договора не выполняются. Кроме того, есть возможность отказаться от исполнения такого договора по истечении каждого последующего года со дня его заключения в том случае, если до этого времени принято решение о выборе или изменении способа управления своим домом. То есть предусмотрена вполне выполнимая процедура отказа от навязанных сверху условий, которыми жильцы будут не удовлетворены.

А теперь о самом главном. Мы, собственники, должны наконец-то понять, что лучше любой официально заключённый договор управления, чем никакого! Пока договора нет, мы остаёмся совершенно бесправными перед управляющими компаниями, которые просто поставлены на наш дом работать. Не можем спросить, почему в подъезде непролазная грязь, а подвал залит нечистотами, какова стоимость оказываемых (часто только на бумаге) услуг и куда уходят наши деньги.

Нынешняя ситуация во Владивостоке является лучшим тому подтверждением. На большей части жилого фонда по-прежнему работают компании, взявшие дома в управление по агентскому договору с администрацией города. Пусть даже у вас остаётся та же организация. Но как только уже не администрация, а вы сами становитесь заказчиками услуг и заключаете договор на управление домом, ситуация кардинально меняется. Если платежи всех остальных домов по-прежнему идут в общий котёл и расходуются без ведома жильцов, то такой дом имеет уже отдельный лицевой счёт, по которому можно проследить приход и расход всех средств. В договоре указываются перечень оказываемых компанией услуг, их периодичность и стоимость. И собственники наконец-то с полным правом могут потребовать отчёта по каждому истраченному рублю.

Да, не каждый дом может самостоятельно выбрать способ управления. Нет инициативных людей, взявших бы на себя организационные хлопоты, не все хотят вникать в смысл происходящих перемен. К тому же зачастую власти города, как это происходит во Владивостоке, полностью самоустраняются от разъяснительной работы. Значит, выход для такого дома один – конкурс. И это вполне оправданный и законный путь решения проблемы. Собственникам не надо бояться такого поворота событий, наоборот, они должны быть заинтересованы в нём.

Можно было пойти другим путём

Судя по мониторингу Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю, за весь прошлый год в крае было проведено всего 9 конкурсов по отбору управляющих компаний (несколько в Артёме, Дальнереченске, Ольгинском районе, один - в Октябрьском районе). Мало изменилась статистика и на сегодня, хотя больше половины собственников так и не выбрали способ управления.

Надо признать, что постановлением правительства РФ № 75 от 6 февраля 2006 года «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» предусмотрена на самом деле сложная процедура.

По разъяснению заместителя директора краевого департамента по ЖКХ и топливным ресурсам Елены ПАРХОМЕНКО, одна из главных трудностей в том, что управляющая организация обязана взять на себя ответственность не только за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, но и за предоставление собственникам всех коммунальных услуг. То есть заключать от своего имени договоры со всеми ресурсоснабжающими организациями (обеспечивающими нас теплом, водой, электроэнергией) и нести риски их неоплаты людьми. Мало того, управляющей компании для участия в конкурсе нужно внести гарантию оплаты всего комплекса коммунальных и жилищных услуг в размере полумесячных начислений. По большим многоэтажкам сумма набегает неподъёмная.

И это уже не говоря о том, что самим органам местного самоуправления нужно провести огромную подготовительную работу.

Здравые «головы» предупреждали, что лучше всё-таки идти по пути самоопределения самими собственниками, не дожидаться 1 мая 2008 года, а постараться, чтобы надобность в конкурсах отпала.

В некоторых муниципальных образованиях так и сделали. Например, в Артёме, где большинство многоэтажек самостоятельно определилось в выборе способа управления. По конкурсу тут «уходят» в основном только одно- и двухэтажные дома. В других городах на подобное, зачастую ветхое жильё претендентов не находится.

- Уже работая в том или ином микрорайоне, компании заинтересованы расширить обслуживаемую территорию и готовы взять в управление ещё и другие дома, пусть и не очень «выигрышные», - объясняет заместитель главы Артёмовского городского округа Владимир САВЧЕНКО. – К тому же, имея в управлении довольно большое количество многоквартирных домов, им легче выполнить условия открытого конкурса.

Достижению лидирующего по краю результата в Артёме предшествовали огромная разъяснительная работа среди населения, организация информационных встреч, в конце концов инициирование муниципалитетом общих собраний собственников. В результате последние оказались в выигрыше. В отличие от прежней практики управляющие компании по каждому дому предлагают несколько вариантов тарифа по содержанию и ремонту жилья (какой в итоге будет утверждён, решают собственники), открывают лицевые счёта на каждый дом, предоставляют информацию о расходовании средств.

~~Справка «В»
Для проведения открытого конкурса по отбору управляющих компаний органы местного самоуправления по каждому многоквартирному дому должны подготовить:

перечень общего имущества собственников помещения, в том числе определить границы его земельного участка; проект акта состояния дома; перечень (№ 1) обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества; перечень (№ 2) дополнительных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества; предложения по размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения с учётом конструктивных особенностей и технического состояния дома. ~~Чего ждём?

Во Владивостоке о конкурсах нет и речи. При этом 65 процентов домов находится «в подвешенном состоянии», не имея законных управленцев. Спрашивается, чего ждём?

Теперь, как объясняют в управлении содержания жилищного фонда и городских территорий, появилась веская причина отсрочить конкурсную процедуру: только у самоопределившихся домов есть возможность получить деньги на капремонт из Фонда содействия реформированию ЖКХ. Закрывать для остальных этот путь было бы неправильно. Отчасти это так, но даст ли что-то очередной, выигранный для раскачки срок? И как расценят это антимонопольная служба и прокуратура, ведь необходимости проведения конкурсов пока никто не отменял?

В Управлении Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю объяснили, что держат вопрос под контролем. В адрес глав муниципальных образований постоянно рассылаются информационные письма и запросы по соблюдению требований законодательства. Муниципальные власти предупреждены об ответственности за своё бездействие, им рекомендовано «активизировать работу по проведению открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами и завершить её в установленные законодательством сроки».

Времени остаётся немного, чтобы можно было подвести итоги. А у собственников жилых помещений всё-таки ещё есть шанс самим сделать осознанный выбор. И не дожидаться конкурса.

Автор: Надежда БРАЖИНА