Железнодорожники не считают себя крайними

На основании Соглашения о международном грузовом сообщении, участниками которого являются железные дороги 23 государств, на пограничных станциях железных дорог передача грузов производится в процессе перегруза из вагонов сдающей стороны в вагоны принимающ

17 апр. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2324 от 17 апр. 2008

На основании Соглашения о международном грузовом сообщении, участниками которого являются железные дороги 23 государств, на пограничных станциях железных дорог передача грузов производится в процессе перегруза из вагонов сдающей стороны в вагоны принимающей стороны.

В соответствии с утверждёнными правительством РФ тарифами платёж на данную операцию составляет 0,43 руб. на 1 кг овощей. В дальнейшем груз может следовать на любую станцию России, где он будет выдан получателю. Также груз может быть выдан грузополучателю и непосредственно на ст. Гродеково.

Следует отметить, что передача грузов между железными дорогами производится без участия грузополучателя, что существенно затрудняет возможность нарушений законодательства и облегчает таможенный и другие виды государственного контроля. Выдача грузов напрямую из вагонов Китайской Народной Республики не предусмотрена действующим соглашением и является нарушением, которое могло привести к поставкам некачественной продукции в страну.

Взимаемый с грузополучателя тариф 0,43 руб. на 1 кг не мог привести к росту цен на овощную продукцию, который составил 15 и более руб. за килограмм. Объективными причинами повышения цен на овощную продукцию, по мнению Дальневосточной железной дороги, являются следующие.

1. В результате повышения прозрачности грузовых операций по пересечению государственной границы исключена возможность поставки низкокачественной и контрабандной продукции.

2. В соответствии с федеральным законом «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 257-ФЗ от 8.11.07 ужесточена административная ответственность в 2008 году за превышение установленной нагрузки на ось по автодорогам РФ, определён порядок выдачи специальных пропусков для перевозок, превышающих установленные нормативы. В 2006-2007 годы сложившаяся система контроля давала возможность осуществлять перевозки сверх установленных нормативов, что позволяло перевозить фактически большее количество грузов с меньшей себестоимостью. В настоящее время за соблюдением данных нормативов контроль существенно усилен.

Более детальный анализ событий, имевших место на российско-китайском пограничном переходе, выявил следующие факты.

Грузополучателем на станции Гродеково, осуществляющим приём овощей с железной дороги и отправку автотранспортом, является одна-единственная на весь Дальний Восток коммерческая структура. Данная структура была заблаговременно предупреждена о необходимости выполнения железной дорогой международных норм. Со своей стороны, железная дорога обеспечила процесс приёма-передачи грузов необходимой погрузо-выгрузочной техникой и рабочей силой. Тем не менее коммерческая структура – получатель груза, пользуясь своим монопольным положением, отказался от получения прибывшего в его адрес груза, что привело к накоплению на пограничном железнодорожном переходе свыше 40 вагонов с плодоовощной продукцией. Однако и этот факт не мог привести к значительному росту цен на овощи, т.к. данная продукция поступает в регион не только по железной дороге, но и в не меньших объёмах автотранспортом.

Логично сделать вывод, что субъективной причиной повышения цен, сыгравшей наиболее значительную роль, явилось желание некоторых коммерческих структур, пользуясь информационным поводом, создать ажиотаж и нажиться на сложившейся ситуации.

Для исключения подобной ситуации Дальневосточная железная дорога предлагает хабаровским и приморским оптовикам самостоятельно организовывать перевозки. Это позволит исключить влияние на цены посредников-монополистов. При этом дорога готова предоставить услугу по доставке груза непосредственно в Хабаровск, Владивосток, Уссурийск и другие крупные населённые пункты. В отличие от перевозок автомобильным транспортом отпадает необходимость присутствия владельца груза либо его представителя на границе, груз следует под таможенными пломбами прямо до склада грузополучателя либо до наиболее удобного ему склада временного хранения таможенных грузов, которых имеется достаточное количество как в Хабаровске, так и в других городах. Необходимо отметить, что перевозка грузов железнодорожным транспортом в разы дешевле, чем автомобильным. Так, перевозка овощей со станции Гродеково в Хабаровск будет стоить железнодорожным транспортом 0,6 руб. за 1 килограмм, автотранспортом – 1,7 руб., во Владивосток – 0,2 и 0,9 руб. соответственно. Таким образом, пользуясь услугами железнодорожного транспорта, возможно не только снизить цены до «докризисного» уровня, но и ещё ниже.

Автор: Служба по связям с общественностью ДВжд