Вдохновляет ли вас весна на творчество, дает энергию, силы и новые идеи?

Электронные версии
Спорт

Эверест Татьяны Кириной

Сначала - лирическое отступление. Спортсмены – народ суеверный. Впрочем, и автор этих строк тоже. В конце прошлого года в редакции нашей газеты побывала мастер спорта по туризму Татьяна КИРИНА. Она рассказала об участии в сплаве по одной из самых крутопад
Эверест Татьяны Кириной


Сначала - лирическое отступление. Спортсмены – народ суеверный. Впрочем, и автор этих строк тоже.

В конце прошлого года в редакции нашей газеты побывала мастер спорта по туризму Татьяна КИРИНА. Она рассказала об участии в сплаве по одной из самых крутопадающих рек мира и о том, что участники этого похода наряду с другими российскими экстремалами, совершавшими другие путешествия, будут номинироваться на звание чемпионов страны. С публикацией решено было повременить. А то ведь как - растрезвонишь, а медали уплывут к другим. И вот…

Намедни из Москвы пришла весть – золотые медали присуждаются сибирско-дальневосточной экспедиции! Теперь и шампанское можно откупорить, и всласть посмаковать перипетии сплава, в реальность которого, говорит Таня, и сегодня, спустя почти полгода, верится с трудом.

Всё начиналось просто и в чём-то даже буднично. Однажды из Томска ей позвонил легендарный рафтер Евгений КОВАЛЕВСКИЙ и предложил войти в состав экспедиции, готовящейся к сплаву в Гималаях. Почему именно ей – в Сибири ведь достаточно своих мастеров, денно и нощно оттачивающих искусство сплава по горным рекам, – ей неведомо. Может, потому, что полтора года назад руководимая Кириной команда владивостокских сплавщиков в чемпионате России на глазах мэтра Ковалевского наделала немало переполоху, завоевав бронзовые медали?..

Как бы там ни было, а приморская экстремалка наряду с сильнейшими российскими и зарубежными рафтерами вошла в состав международной экспедиции «Томск-Гималаи-2007». Зарубежье представляли чемпион Новой Зеландии по каякерному слалому Шейн КИНЛИВАН и профессиональный непальский каякер Роджендра ТАПАЛИЯ.

Беспримерный сплав по максимально возможному водному маршруту протяжённостью 130 километров начинали девять человек. В силу разных обстоятельств – как объективных, так и субъективных - до конца дошли всего четверо: томичи Евгений Ковалевский, Василий ЧЕСНОКОВ и Евгений КАРПИЦКИЙ, а также Татьяна Кирина.

Ещё одно отступление. Река Дудх-Коси, берущая начало на склонах Эвереста, штурмуется экстремалами разных стран начиная с 1976 года. До сих пор команды сплавщиков были исключительно мужскими. Так что Татьяна Кирина стала первой в мире женщиной, не только отважившейся на это в высшей степени смелое и рискованное предприятие, но и сумевшей, выдержав все испытания, дойти до цели.

- Было невероятно тяжело, - рассказывает Таня, - и это, поверьте, отнюдь не кокетство. Ещё перед началом сплава, а было это уже на вершине горы Кала-Патар (высота - 5600 метров), откуда и намечался спуск, у меня открылась горная болезнь, казалось, силы покинули. Словно в тумане стоит перед глазами церемония водружения на Кала-Патар флагов трёх стран-участниц – России, Новой Зеландии и Непала, флагов российских городов-участников - Томска, Омска и Владивостока.

В качестве плавсредств у нас были два каяка (один вскоре унесло бурным потоком), один двухместный катамаран и один плот для сверхсложных участков, так называемый бублик, специально сконструированный одним сибирским умельцем - особенность этого «бублика» в том, что сколько бы он ни переворачивался, всегда возвращается в первоначальное положение – этакий «Ванька-встанька».

Прежде всего, сложность маршрута определялась крутым падением реки – в среднем порядка 50 метров на один километр протяженности. Это очень крутопадающий поток, сравнимый разве что со знаменитым Дарьялом. Для сравнения: обычный водноспортивный полигон, к примеру на реках Алтая, составляет 10-15 м/км. Вдобавок требовали предельного напряжения физических сил и концентрации внимания низкое содержание кислорода в воздухе и ледяная высокогорная вода. Каньоны и ущелья - с высокими отвесными стенами, сплошные 5-6-метровые водопады, постоянно грозившие неожиданными «кувырками».

К концу сплава «наклон» реки несколько уменьшился, зато появилась новая опасность - из-за дождей и впадающих в Дудх-Коси притоков уровень воды значительно увеличился, сплав пришлось осуществлять только на четырёхместном «бублике». Но и его поджидала опасность - мощные «бочки», проще говоря, водовороты, в которых он мог в любой момент застрять. В этих случаях сплавщики выбрасывали специально разработанные подводные парашюты, с их помощью ловилась донная струя, которая и выталкивала из «бочки». Не раз случалось, «бублик» застревал в «бочках» минут по десять, в «кипящем» сплаве это - вечность.

- Каждая из таких «бочек», - рассказывает Таня, - могла затянуть навсегда. Был даже случай, когда, оказавшись в водовороте, могла и не выбраться. Честно вам скажу, и ЧЕРНИКА (руководителя трагически погибшей экспедиции в Китае на реке Юрункаш летом 2007 г.) вспомнила там, и другое тому подобное…

- Таня, – спрашиваю под конец нашей встречи, - скажите откровенно, зачем вам, женщине, да ещё далеко не богатырского вида, так рисковать?

- Знаете, это – как наркотик, затягивает так, что уже не отпустит. А ещё, - она задумывается на минуту-другую, - наверное, я так устроена, что мне всегда хочется чего-то нового.

- Извините, Таня, но не могу не задать ещё один вопрос, - трагедия с Сергеем Черником, о котором вы вспомнили, случилась незадолго до вашей экспедиции. Не было желания передумать, отказаться, и вообще сомнения были?

- Поверьте, никаких! Разумеется, каждый из нас, как профессионал и насколько это было возможно в силу скудности информации, осмысливал случившееся и, не скрою, примеривал на себя, но уходили мы на маршрут, уверяю вас, без колебаний…

Автор : Владимир КОНОПЛИЦКИЙ

comments powered by Disqus
В этом номере:
Порт забит иномарками под завязку
Порт забит иномарками под завязку

Во владивостокском морском торговом порту склады временного хранения автомобилей рассчитаны на 5700 иномарок. Но на утро вчерашнего дня здесь скопилось 11482 машины. Добавьте к этому более 2 тысяч экскаваторов, бульдозеров, автокранов и другой специальной

Переселение – времени веление

Демографическая ситуация в Приморском крае складывается таким образом, что для решения сложных задач в промышленности и сельском хозяйстве вскоре остро встанет вопрос нехватки рабочих рук. Причём речь идёт о потребности в специалистах высокого класса.

Всё идёт по плану. Генеральному
Всё идёт по плану. Генеральному

Поводом для краткой рабочей поездки полпреда президента в ДВФО Олега САФОНОВА во Владивосток, состоявшейся в минувшую субботу, стали подготовка города к саммиту АТЭС, проволочки с принятием нового генплана приморской столицы, а также назначенные на 18 мая

Генплан Владивостока: где людям жить хорошо?
Генплан Владивостока: где людям жить хорошо?

Утвердить в самое ближайшее время генеральный план Владивостока - такая задача стоит сейчас перед краевыми и городскими властями. Лишь тогда можно будет всерьёз говорить о строительстве объектов саммита и федеральных инвестициях в развитие краевого центра

Николай Ашлапов намерен излечить нас от вируса неверия
Николай Ашлапов намерен излечить нас от вируса неверия

Жителей Владивостока, скептически относящихся к реалистичности возведения всех объектов саммита АТЭС в обозначенные сроки, поразил «вирус неверия». Об этом заявил в пятницу на пресс-конференции во Владивостоке руководитель Дальневосточной дирекции Росстро

Последние номера