Мужские игры в открытом море

Из района боевых действий в Японском море вернулась в базу корабельная поисково-ударная группа (КПУГ) Тихоокеанского флота, выполнившая там комплекс учебных упражнений с применением ракетного и другого оружия. Чтобы увидеть, как «воюют» моряки в реальных

9 апр. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2319 от 9 апр. 2008
db7df647d0d571820f4eb58a63dd76f7.jpg

Из района боевых действий в Японском море вернулась в базу корабельная поисково-ударная группа (КПУГ) Тихоокеанского флота, выполнившая там комплекс учебных упражнений с применением ракетного и другого оружия.

Чтобы увидеть, как «воюют» моряки в реальных условиях, корреспондент «В» отправился к месту событий, куда его с оказией «подкинул» торпедолов (специальное судно, которое вытаскивает из воды отработанную торпеду; всё-таки это изделие стоит миллион рублей. – Ред.). Причём когда журналиста перебрасывали на скоростном надувном катере с торпедолова на большой противолодочный корабль «Адмирал Трибуц», своеобразный адреналин он получил, забираясь под брызгами солёной воды на высокий борт БПК по верёвочному трапу, который болтало из стороны в сторону, и он всё норовил уйти из-под ног во время этого непривычного подъёма.

Кстати, этому хорошо учат на флоте. Ведь во время учебной тревоги военнослужащий должен в считанные секунды занять своё место на боевом посту, а в случае организации борьбы за живучесть корабля действовать умело и ловко в любой точке этой махины. И таких авральных моментов за несколько минувших суток было десятки. По корабельной трансляции, выведенной в каждые каюту и кубрик, и днём, и ночью звучали команды с главного командного пункта. Следуя им, моряки учились чётко действовать по корабельному расписанию, отражали воздушные налёты авиации и торпедные атаки подводных лодок, отрабатывали все виды обороны на переходе морем.

Особенно затруднили поиск дизельной подлодки, «прорвавшей» на морской глубине строй надводных кораблей, сезонные изменения температурного режима воды, весенний рост планктонов. Учитывая, что наша «Варшавянка» является самой малошумной лодкой в мире, командованием КПУГ было решено на первых порах облегчить задачу акустикам. Корабли заранее оповестили, что где-то в ближайшем месте подводная лодка подвсплывёт к поверхности воды и выпустит дымовую ракету, обнаруживая тем самым себя для всех. Задание каждому экипажу – визуально заметить небольшой всполох оранжевого дыма.

На «Адмирале Трибуце» в эту работу включились не только мичманы и матросы штурманской боевой части. На верхнюю палубу корабля вызвали свободных от вахт моряков, стажёров - курсантов ТОВМИ, а начальник штаба соединения капитан 1-го ранга Эльдар АХМЕРОВ пообещал предоставить отпуск на пять суток тому, кто первым обнаружит «цель». Однако отличились в экипаже другого корабля. Самым глазастым в это пасмурное утро оказался матрос с БПК «Адмирал Пантелеев».

Но главное было впереди. На поиски лодки условного противника, которая вновь «нырнула» на большую глубину, устремились противолодочный самолёт и вертолёты морского базирования. Если корабли тащили за кормой антенны гидроакустических станций для обнаружения субмарины, то летательные аппараты выбросили на воду специальные «сети» из красноватых буев. Они покачивались на волнах, «прощупывая» море вглубь и вширь.

И вскоре с самолёта «Ил-38» под командованием майора Руслана ШАРАБУДИНОВА пошёл сигнал: есть цель.


– На боевом курсе! – отдал команду по боевым частям командир «Адмирала Трибуца» капитан 2-го ранга Сергей СОБОКАРЬ. – Атака подводной лодки торпедой левого борта!

Не зря на флоте считается: стреляет весь корабль. По приказу командира в работу включились офицеры, мичманы и матросы. Торпедный комплекс развернулся от борта в море, ухнул выстрел, и увесистое «тело» торпеды стремительно ушло в воду.

Если отталкиваться от всех расчётов корабельных специалистов, то снаряд прошёл рядом с подлодкой. По словам начальника отделения вооружения минно-торпедного управления ТОФ капитана 1-го ранга Евгения ДУБИНИНА, экипаж выполнил боевое упражнение тактически грамотно, а огневой результат (поражение условного противника. – Авт.) будет точно известен после разоружения использованной торпеды в базе, когда снимут показатели её аппаратуры самонаведения.

– В реальных условиях, хотя подводники постоянно меняли курсы и скорости своего корабля, применяя ложные цели, шансов уйти незамеченными у них практически не было, – объяснил корреспонденту Евгений Иванович. – Ведь атака лодки проводилась с комбинированным использованием всего арсенала противолодочного оружия. Почти одновременно нанесли по ней удары БПК «Адмирал Пантелеев» главным ракетным комплексом и малый противолодочный корабль «Метель» торпедой и реактивно-глубинными бомбами. Кстати, и подводная лодка, в свою очередь, отрабатывала учебные пуски по кораблям. Она то уходила от преследования, то скрытно с морских глубин атаковала «противника». Современная аппаратура позволяла делать это в электронном режиме.

Зато все условности отошли в сторону, когда буксир потащил за собой небольшой плавающий щит. Тут уж в полной мере проявили свою выучку комендоры «Адмирала Трибуца»! Сложность такой стрельбы очевидна: нужно попасть в мишень на расстоянии в десяток километров, не задев при этом буксир, который находится от неё всего в 600 метрах. Причём выстрел считается точным, если снаряды взрываются вокруг щита в пределах сотни метров. И едва загремели главные артустановки корабля, как в бинокль стали видны высокие всплески воды буквально рядом с плавающей мишенью, что подтверждало качество стрельбы.

Для молодого командира БПК капитана 2-го ранга Сергея Собокаря этот выход в море был своего рода испытанием: он впервые участвовал в сбор-походе в таком качестве. И Сергей Петрович с большим облегчением вздохнул, когда корабль ошвартовался у причала. Правда, по его словам, не удалось поставить мажорную точку во время учения: по решению командования отменили интересную стрельбу из зенитно-ракетного комплекса по воздушной мишени, которая должна промчаться со скоростью 300 метров в секунду. Но в целом он весьма удовлетворён действиями подчинённых в этом напряжённом для всего экипажа морском выходе. Моряки на практике проверили свою базовую подготовку, учились тому, что потребует реальный бой.

~~Мнение

Андрей НЕЛИДИН, капитан 1-го ранга, командир соединения:
– Два года подряд мы удерживаем приз главнокомандующего ВМФ по торпедной стрельбе, и в этот раз «Адмирал Трибуц» выполнил упражнение, о результатах которого мы будем докладывать в Москву. Считаю, корабли и противолодочная авиация успешно применили все виды оружия с выполнением подготовительных и зачётных боевых упражнений. А особенностью нынешнего выхода в море стало интенсивное взаимодействие кораблей и авиации, и как итог – атака подводной лодки смешанным составом группы. И в этом динамичном процессе происходило подчас не видимое со стороны слаживание всего экипажа.~~

Автор: Константин ЛОБКОВ