Владимир Стеклов: Мне интересно играть военных

В ответ на вопрос, отмечает ли он День космонавтики как профессиональный праздник, Владимир СТЕКЛОВ немного смущённо улыбается и пожимает плечами: «Нет, ну я всё же не летал… И квалификации космонавта-исследователя у меня нет». Хотя подготовку в РГНИИ ЦПК

8 апр. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2318 от 8 апр. 2008
67b082e54602d35964ef6fe0cd2a9d86.jpg


В ответ на вопрос, отмечает ли он День космонавтики как профессиональный праздник, Владимир СТЕКЛОВ немного смущённо улыбается и пожимает плечами: «Нет, ну я всё же не летал… И квалификации космонавта-исследователя у меня нет». Хотя подготовку в РГНИИ ЦПК имени Гагарина он прошёл – всё, как положено.

Это было давно, в 1999-м. Тогда режиссёр Юрий КАРА загорелся идеей снять фильм «Тавро Кассандры» – о том, как космонавт отказывается покидать гибнущий «Мир». Некоторые эпизоды, по замыслу режиссёра, должны были сниматься в настоящем космосе. В феврале 2000 года на «Мир» должен был полететь экипаж, в состав которого вошёл бы и Стеклов, а другие космонавты выполняли бы среди прочего и роли кинооператоров. Всё могло бы быть, но…

– Случились финансовые трудности, и полёт не состоялся – для меня, – рассказывает Владимир Стеклов. – Но я ни минуты не жалею, что прошёл подготовку, сдал государственные экзамены в составе экипажа. Это был огромный человеческий и профессиональный опыт. Хотел лететь, очень хотел! Излишне говорить, что подготовка по программе длительного полёта (а я в отличие от космических туристов, которых готовили к «экспедиции посещения» максимум 10 суток, готовился к длительному полёту, не менее 60 суток) – это огромные нагрузки. Но когда Юрий Кара предложил, я легко согласился…

– Первый актёр, побывавший в космосе…

– Вот как раз об этом я думал меньше всего. Было интересно пройти через всё, понять, смогу ли… Понимание, чего лишился, появилось только тогда, когда мы сдали экзамены и я прилетел на Байконур провожать ребят, с которыми должен был лететь. Но знаете… Я ведь и встречал ребят по возвращении. И когда увидел, в каком состоянии возвращаются ОТТУДА, подумал: а может, и к лучшему, что не полетел… Все ожидания были ничто по сравнению с тем, что я увидел.

– Вообще вы часто играете людей мужественных профессий, военных… Вот и одна из последних ролей – прапорщик Кантемиров в сериале «Кадетство»… Вам близок этот образ?


– В целом да. И Василия СТАЛИНА, генерал-лейтенанта, играл, и ФРУНЗЕ – в «Повести непогашенной луны».

Что касается Кантемирова, мне была близка даже не его профессия – воспитатель в суворовском училище, а его биография: воевал в Афганистане, крещён огнём. Это и близко, и интересно.

Главное, считаю, то, что после выхода фильмов, где я играю военных, мне не приходилось от зрителей, друзей в погонах выслушивать критические замечания: мол, не похож. Во время съёмок «Кадетства» начальник училища, в котором мы работали, даже сетовал: Владимир Александрович, уж больно вы сурово обращаетесь с мальчишками, мягче, мягче. А командующий Московским округом после первого сезона попенял продюсерам: ну что ж такое, Кантемиров всё время ходит в полевой форме, приоденьте человека. И мне купили гардероб, хотя мне казалось, что полевая форма очень подходит Философу, отражает его характер…

– Легко ли было работать с молодыми актёрами в «Кадетстве»?

– Легко! Они все яркие индивидуальности, открытые, добрые, талантливые. Нам друг с другом было интересно, мы до сих пор сохранили тёплые отношения. И вместе работаем в новом большом проекте СТС с рабочим названием «Кремлёвские курсанты». Это как бы не буквальное продолжение «Кадетства», где выросшие суворовцы учатся в военном училище. У меня там тоже есть роль, но не Кантемирова. Кстати, та же компания, что сняла «Кадетство», сейчас создаёт новый проект «Я лечу» – о врачах. Я тоже в нём занят. Параллельно снимаюсь в «Ранетках». И в многосерийном фильме по роману Григория РЯЖСКОГО «Дом образцового содержания», его снимает Леонид БЕЛОЗОРОВИЧ, это сага, охватывающая весь практически прошлый век. И ещё одна сага в работе – «Полонез Кречинского» – по трилогии СУХОВО-КОБЫЛИНА.

– На работу в сериалах соглашаетесь легко?

– Всё зависит от материала. Потому что сериал сериалу рознь. Мне везло. В основном в «моих» сериалах была хорошая литературная основа.

– Как, например, в «Петербургских тайнах»?

– Да. Это мой самый первый сериал, и работой с Леонидом ПЧЁЛКИНЫМ я горжусь.

– Ваш герой в «Петербургских тайнах» – Казимир практически пересматривает своё отношение к жизни, переоценивает себя и окружающих…

– Это абсолютно жизненная ситуация! Если человек не меняется, значит, с ним что-то не так. Очень не так.

Как правило, человека к таким изменениям подталкивает любовь. Мало того, что всё мировое искусство замешено на отношениях мужчины и женщины, так она и в реальности порождает сложные жизненные коллизии. Но кто-то во имя любви идёт на подвиг, а кто-то – на предательство…

– Вам везло на партнёров, не правда ли?

– Да, и не только в кино, но и в театре! Если называть всех прекрасных актёров, с кем мне довелось стоять на одной сцене или в одном кадре, нам и трёх часов не хватит! Недавно выпустил спектакль «Цилиндр», где вместе со мной играют Владимир ЭТУШ, Ирина КУПЧЕНКО. А работы с Людмилой ГУРЧЕНКО, Таней ВАСИЛЬЕВОЙ – их невозможно забыть!

– А есть ли кто-то, с кем вы ещё не работали, но тайную мечту лелеете?

– Когда мне предлагают роль, принимаю решение не по тому, с кем буду играть, а по тому, хорош ли сценарий, пьеса…

– Как вам кажется, молодое поколение артистов – лучше или хуже?

– Проблема кадров есть. Это правда. Я преподавал и могу сказать: приходят студенты по ПУШКИНУ – ленивы и нелюбопытны…

С другой стороны, ещё во времена ЧЕХОВА сетовали: «Пала сцена, прежде были могучие дубы, а ныне пни. Да, блестящих дарований теперь мало, но средний артист стал гораздо лучше». Сто с лишним лет назад сказано, но театр жив! И когда сегодня говорят: пала сцена… Не знаю, не стоит быть пессимистом.

– Вы так много заняты в театре, на телевидении, в антрепризе…

– А вы разделяете театр и антрепризу? Для меня никакой разницы нет! В любом случае свою работу делаю качественно. Вот кино и театр – это две большие разницы, совершенно иная технология производства.

– Удаётся отдыхать при такой занятости?

– Нет. Не удаётся. Особенно когда я дома. Отдыхаю на работе – вот когда гастроли. Если мы прилетаем не в день спектакля, а загодя, то гуляю, любуюсь, как вот сегодня, морем, улочками Владивостока… Читаю.

Ну а если я дома... Как только заканчивается работа, начинается домашний труд. Я муж, отец, позволить себе целый день посибаритствовать не могу.

– Вы не курите, а как же эпизоды, во время которых герой курит? От таких ролей отказываетесь?

– Нет. Когда в кино и в театре по материалу, по внутреннему движению персонажа нужно курить, я просто пускаю дым.

– Не затягиваетесь?

– Да я даже не знаю, что такое затягиваться, не умею и учиться этому не хочу.

– Придерживаетесь здорового образа жизни?

– Какой здоровый образ жизни с актёрской работой, я вас умоляю… Вот возвращаюсь в Москву, сразу на съёмки, потом в Киев – тоже работа. Постоянно в стрессе.

– Что же вам помогает?

– Не знаю. Никаких тайн нет. Внутренняя энергетика, наверное. И кофе иногда (улыбается).

– Есть такое расхожее мнение, что актёр-мужчина – всё же немного женщина…

– И есть такой же расхожий ответ на эту фразу: «Женщина-актриса – всегда больше актриса, чем женщина, мужчина-актёр всегда меньше актёр, чем мужчина». Ну что я могу по этому поводу сказать? Полно таких банальностей. Да, желание нравиться публике похоже на женское, ну и что? Работа на износ, на всю катушку – разве это по-женски? Нет, это типично мужское. Что, мужчина-хореограф – не мужчина, а женщина-милиционер – не женщина? Вообще пол – непрофессиональная категория. Да в любой конторе есть люди, которые просиживают штаны, вялотекуще проводят время. Ну, они не актёры, но более ли мужчины от этого? Получают мизерную зарплату, ноют: а что я могу? От этого мужественнее, что ли, становятся? Так иди работай ещё где-то, меняй вид деятельности! Мужчина не может получать копейки и держать впроголодь семью!

Это, впрочем, и к актёрам относится. Говорят, мол, есть ангажированные актёры, а есть те, кому не повезло. Враки! Везёт тому, кто сам везёт! Воз на себе! Надо впрягаться и не ныть: ой, в культуре платят мало, не дают ролей. Да, моя театральная ставка смешная, но можно ли сидеть на этих копейках и ныть?

– Вы фестивальный человек? Я помню, как вы вручали приз за лучшую женскую роль на втором Pacific Meridian…

– Нет. Абсолютно. Просто тогда был во Владивостоке с антрепризой и не смог отказать в просьбе. Но если бы меня целенаправленно пригласили на фестиваль, неважно, куда, отказался бы. Не посещаю пафосных мероприятий, не люблю.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ