Как вы думаете, будет ли эффективна нынешняя борьба с суррогатом алкоголя в Приморье?

Электронные версии
Эхо недели

Труба до бухты Козьмина: перспективы и риски

Строительство первого этапа магистрального нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» ещё в процессе завершения, а «Транснефть» уже готова приступить к проектированию второй очереди. Нефтепровод от Сковородино до нефтеналивного порта в бухте Козьмина
Труба до бухты Козьмина: перспективы и риски


Строительство первого этапа магистрального нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» ещё в процессе завершения, а «Транснефть» уже готова приступить к проектированию второй очереди. Нефтепровод от Сковородино до нефтеналивного порта в бухте Козьмина (ВСТО-2) станет логическим завершением первой очереди Восточного нефтепровода. Он свяжет восточносибирские месторождения с морским сообщением Приморского края, открыв тем самым новые рынки реализации экспортной нефти в АТР. Совокупная проектная мощность нефтепроводной системы составит 80 млн. тонн нефти в год, из которых 30 млн. тонн предусмотрены для экспорта в Китай, а 50 млн. тонн будут транспортироваться до порта в Приморском крае для дальнейшей отгрузки на танкерные суда.

Между тем для успешной реализации важнейшего стратегического проекта государственного масштаба необходимы внушительные инвестиции в освоение минерально-сырьевой базы Восточной Сибири.

В начале марта компания «Транснефть» обнародовала приоритетный для компании маршрут ВСТО-2. Маршрут второго этапа трубопроводной системы должен пройти по Амурской области, Еврейской автономной области, Хабаровскому и Приморскому краям. Изначально проектом были предусмотрены два варианта трассы: южный и северный - с разницей в 60 км. Выбор был сделан в пользу более длинного, но менее дорогого южного маршрута, общая протяжённость трассы по которому составит 1963 км. Преимущества этого варианта в первую очередь связаны с условиями будущего строительства. Согласно проекту южный маршрут будет пролегать вблизи Транссиба и позволит использовать уже существующую инфраструктуру, что облегчит доступ техники в районы строительства. Что касается северного пути, то он значительно удалён от существующей инфраструктуры и при его реализации планировалось прокладывать трубу в условиях горного рельефа. Об окончательном варианте маршрута ВСТО-2 можно будет говорить после разработки и утверждения технико-экономического обоснования проекта.

Первые шаги к успешной реализации ВСТО-2 уже сделаны. Декларация о намерениях «Транснефти» по строительству второй очереди нефтепроводной системы одобрена и подписана администрациями транзитных регионов. Опыт реализации ВСТО-1 не оставил сомнений в значении нефтепровода для социально-экономического развития регионов-участников. Так, в Амурской области по итогам 2007 года на долю нефтепровода пришлось около 26 процентов инвестиций, в том числе более чем в два раза увеличились объёмы строительных работ и в 2,5 раза - расходы на развитие экономики и социальной сферы. Существенную прибавку бюджеты регионов получат и от налоговых отчислений. Заявленные в декларации мероприятия позволят улучшить общий инвестиционный климат на Дальнем Востоке, диверсифицировать экономику регионов и положительно отразятся на социальном развитии территорий. В проекте планируется задействовать мощности региональных предприятий, будут построены новые дороги, проведены дополнительные энергетические сети, что позволит создать не только современное производство, но и новые рабочие места. Кроме этого за счёт строительства в регионах новых нефтеперерабатывающих мощностей сооружение нефтепровода открывает новые перспективы для развития ТЭК. Проектом предусмотрены и поставки сырья в реконструируемые сегодня Хабаровский и Комсомольский нефтеперерабатывающие заводы. Активизация нефтепереработки внутри страны позволит в значительной степени решить проблемы обеспечения энергоресурсами.

Руководство «Транснефти» намерено приступить к практической реализации проекта уже этой весной. До конца 2008 года должно быть разработано технико-экономическое обоснование проекта, а уже в конце 2009 года ожидается начало строительно-монтажных работ. Предположительный бюджет второй очереди оценивается самой компанией в 353,66 млрд. руб. По расчётам «Транснефти», строительство ВСТО-2 займёт от 14,5 до 17,5 месяца. Форсирование начала практической реализации второй очереди может стать катализатором строительства второго этапа трубопроводной системы. Это позволит заменить ударные темпы прокладки, характерные для первого этапа ВСТО, на более реальный сценарий реализации проекта. Однако пока это всего лишь перспектива.

Одним из центральных факторов, который определит сроки прокладки маршрута, станет гарантия недропользователей по заполнению трубы. Если на первом этапе эксплуатации ресурсной базой ВСТО станет «чёрное золото» «Роснефти» и «Сургутнефтегаза», то для заполнения второй очереди потребуются существенные инвестиции в освоение Восточной Сибири. До конца марта Минприроды должно доработать программу по развитию минерально-сырьевой базы Восточной Сибири, которой предусмотрено поэтапное наращивание добычи сырья для наполнения трубопроводной системы. Согласно документу, чтобы обеспечить полное заполнение ВСТО-2, нефтяным компаниям необходимо вложить порядка $12 млрд. Однако помимо геологоразведки и бурения новых скважин на плечи добывающих компаний ложится и создание сопутствующей инфраструктуры, в том числе сооружение отводов для транспортировки сырья до ВСТО. В случае несоблюдения нефтедобытчиками условий лицензионных соглашений на освоение перспективных участков существует возможность дозагрузки трубы за счёт западносибирских месторождений.

Текущая ситуация с темпами инфляции вызывает серьёзные опасения. Дорожают сырьё, рабочая сила и энергоресурсы, что с большой долей вероятности отразится на конечной стоимости строительства второго этапа. Одной из страховочных мер в данной ситуации могут стать закупка необходимых материалов заранее, заключение долгосрочных контрактов и формирование резервного денежного фонда. При рациональном менеджменте большую часть этого риска удастся ликвидировать. Учитывая, что строительство ВСТО-2 будет проходить в более благоприятных условиях, а маршрут второй очереди почти на 800 км короче первой, прогнозная стоимость выглядит вполне реалистично.

Согласно Энергетической стратегии РФ до 2020 года одной из центральных задач российской нефтяной промышленности является диверсификация экспорта нефти за счёт развития торговых отношений со странами Восточной Азии. Долю поставок в эти страны планируется довести до 30 процентов с нынешних 3,8 проц. Бурное развитие экономики стран Азиатско-Тихоокеанского региона свидетельствует о перспективности этого рынка в свете недавнего кризиса в банковской сфере. Замедление темпов экономического роста в Америке и Европе может привести к ещё большему перераспределению потребления нефти и нефтепродуктов в сторону азиатских стран. По прогнозу крупнейшего мирового исследовательского центра — IEA, потребление нефти и нефтепродуктов в АТР возрастёт к 2010 г. до 1360–1600 млн. тонн в год, а к 2020 г. — до 1810–2235 млн. тонн. Импорт нефтепродуктов в АТР при этом, по версии IEA, возрастёт в 2010 г. до 980–1145 млн. тонн в год, а к 2020 г. — до 1446–1816 млн. тонн. Имея одни из самых крупных запасов нефти в мире, Россия не может не претендовать на существенную роль в обеспечении энергоносителями столь капиталоёмкого региона, поэтому успешная реализация всего проекта ВСТО является залогом будущей ключевой роли в обеспечении международной энергетической безопасности.

Позиция нового топ-менеджмента «Транснефти» о безусловном приоритете государственных интересов и геополитических соображений внушает оптимизм в отношении реализации ВСТО-2. Важность и стратегическое значение проекта не вызывают сомнений. Завершение нефтепровода в конечной точке - бухте Козьмина (Приморский край) позволит создать единую нефтепроводную систему, обеспечивающую оперативное распределение экспортных потоков нефти в западном и восточном направлениях по территории России, а также обеспечить её поставки на внутренний рынок страны. От успеха комплексной реализации проекта ВСТО зависит судьба долгосрочной государственной программы развития энергетики России до 2020 года. Сегодня есть все основания полагать, что при должной поддержке правительства РФ, содействии недропользователей и грамотном управлении проект будет завершён в срок.

Автор : Сергей ТЕРНИКОВ

comments powered by Disqus
В этом номере:
Труба до бухты Козьмина: перспективы и риски
Труба до бухты Козьмина: перспективы и риски

Строительство первого этапа магистрального нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» ещё в процессе завершения, а «Транснефть» уже готова приступить к проектированию второй очереди. Нефтепровод от Сковородино до нефтеналивного порта в бухте Козьмина

Курс на сближение
Курс на сближение

Впервые в новейшей истории Дальнего Востока заключён договор о сотрудничестве между третьей в стране рыбопромышленной компанией и ведущим в Тихоокеанском регионе отраслевым вузом. Весьма символичный факт: соглашение подписано в последних числах марта в ст

Сколько стоит тайна?
Сколько стоит тайна?

Бывший работник Арсеньевской авиационной компании «Прогресс» попытался взыскать с предприятия 20-процентную надбавку к зарплате за работу с секретными документами, которую не получал в течение 12 лет. Причём требовал он не просто вернуть долг, но и проинд

Запредельные «квадраты»
Запредельные «квадраты»

Рассуждения о неуёмном росте цен буквально на всё – продукты, топливо, автомобили, золото и так далее - появляются с завидной регулярностью. Но, наверное, ничто из перечисленного так не возмущает жителей Владивостока, как ситуация на рынке недвижимости.

Зарубинский паром остался в минусе
Зарубинский паром остался в минусе

С начала апреля закрыто паромное сообщение между Зарубино и южнокорейским портом Сокчхо. Причина – разногласия между корейской компанией «Dong Chun Ferry» и ООО «Беркут», контролирующими перевозки на данном направлении.

Последние номера
журнал