Лес на дороге электричества

Вступивший в силу с 1 января новый Лесной кодекс РФ навёл настоящую смуту в отрасли, на первый взгляд не имеющей никакого отношения к лесному хозяйству. Но это только на первый взгляд. А между тем целое направление работы энергетиков просто парализовано.

1 апр. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2314 от 1 апр. 2008

Вступивший в силу с 1 января новый Лесной кодекс РФ навёл настоящую смуту в отрасли, на первый взгляд не имеющей никакого отношения к лесному хозяйству. Но это только на первый взгляд. А между тем целое направление работы энергетиков просто парализовано. На неопределённый срок…

Все понимают, что просеки под электрические сети по объективным причинам проходят через лесные хозяйства. В том числе на этих просеках высоковольтных линий (ВЛ) постоянно появляются деревья и кустарники, которые по нормативно-техническим правилам необходимо убирать, очищая таким образом просеки и обеспечивая безопасность и бесперебойное электроснабжение. Вот где и встречаются интересы, а точнее, необходимость взаимодействия представителей лесного хозяйства и энергетиков.

До вступления в силу нового Лесного кодекса просеки разрешалось очищать на основе порубочного билета. Но с 1 января порядок производства работ в охранных зонах ВЛ, проходящих по лесным массивам, может осуществляться после заключения договора аренды этих участков.

Итак, очистку просек необходимо проводить каждые 5-8 лет. Сегодня в ведении Приморских электрических сетей находится около 22 тысяч гектаров просек, проходящих по лесным участкам. Поэтому при нормальном ритме работ необходимо очищать 2300-2400 гектаров от новой поросли в год.

– В связи с вводом нового порядка лесопорубочные билеты вообще не выдаются и мы не можем узаконить свою деятельность по рубке деревьев, - говорит Сергей ЕГОРОВ, заместитель главного инженера по ремонтам электрических сетей филиала ОАО ДРСК «Приморские электрические сети». – А работы нужно вести постоянно. Линии зарастают, и это очень опасно.

Почему же энергетики не оформляют договоры аренды и не работают, как раньше?

Дело в том, что такой договор подразумевает обязательное наличие межевых дел. То есть участок, который берут в аренду, должен быть узаконен и определён. Работы по межеванию производят специализированные топографические и изыскательные компании достаточно длительное время. Для энергетиков дело усложняется ещё и тем, что линии проходят в самых отдалённых уголках края.

–По предварительным подсчётам, только на оформление межевых дел необходимо 70 млн. рублей и год-полтора минимум, – продолжает Сергей Григорьевич. – Также, как мне удалось выяснить очень примерные цифры, аренда лесного участка составит 5-6 тысяч рублей за гектар в год. То есть арендная плата для нас составит более 100 млн. рублей в год. Для сравнения: у нас в тарифе на 2008 год на капитальный ремонт всех электрических сетей Приморского края заложено 229 млн. рублей.

Как считают энергетики, положения в новом Лесном кодексе противоречат целому ряду нормативно-правовых документов, которых придерживались раньше. Энергетика ведь существует и успешно функционирует давно, поэтому межведомственные вопросы, по крайней мере, в этой части были давно урегулированы и отлажены. К примеру, есть противоречия с Земельным кодексом (ст. 56 и 87), где говорится, что участки прохождения электрических сетей просто выводятся в особую лесную категорию, где устанавливается особый режим пользования. Ведь электросетевое предприятие не занимается заготовкой и использованием лесных ресурсов, оно не преследует коммерческий интерес от использования лесного хозяйства. Работа на этих участках ведётся вынужденная и необходимая. Можно сказать, что лесные ресурсы для энергетиков, наоборот, являются дестабилизирующим фактором и дополнительной строкой затрат.

– В этом году мы должны были очистить 1251,6 гектара просек, – говорит Сергей Егоров. – На большей части участков должны были произвести сплошную рубку, её необходимо проводить в зимнее время, пока не вскрылись реки и не растаяли болота и можно проехать. Это же не лесная деляна, которую специально разрабатывают под лесопорубочную работу. Мы туда заходим раз в 5-8 лет.

Почему же были приняты такие положения, не учитывающие интересов энергетиков? Ведь кодекс принимался не тайно, почему никто не предвидел сложившегося сейчас положения?

– Первый раз я услышал об изменениях, касающихся нашей работы, в управлении лесным хозяйством администрации Приморского края в конце октября, – продолжает Сергей Егоров. – До этого энергетики не были уведомлены о том, что порядок их работы будет изменён. Тогда я стал направлять письма в разные инстанции с просьбой разъяснить положения кодекса, касающиеся работы энергетиков. И получил ответ, гласящий, что лесопорубочные работы можно вести только на основании договора аренды. И весь ответ. В ДРСК входят пять филиалов, и из каждого филиала поступили подобные письма, на которые был получен точно такой же ответ. А в последнем письме из управления лесным хозяйством нам предлагается не заключать договор аренды, а на основе проведённых аукционов заключить договор… купли-продажи.

Наверное, не стоит долго разъяснять, что все затраты, которые понесут энергетики, непременно будут заложены в тариф на оплату электроэнергии для населения и предприятий. Такая государственная мера как минимум удивляет ещё и потому, что она касается всей страны, а не только Приморского края.

– С введением нового Лесного кодекса электросетевые предприятия поставлены в один ряд с субъектами лесопромышленного комплекса, – говорит Сергей Егоров. – То есть законодатель не увидел никакой разницы между заготовителем лесных ресурсов, то есть предприятиями, которые делают деньги на лесе, и нами, энергетиками, которые соприкасаются с лесным хозяйством из необходимости, в силу того, что там проходят наши линии.

Автор: Инна СЕРГЕЕВА