Бренд высокого качества

Шесть гектаров земли в центре Владивостока, 11 корпусов, 725 коек стационара, 1008 сотрудников, более 15 тысяч больных ежегодно, консультационная поликлиника, принимающая в год до 80 тысяч пациентов. Это целый город здоровья. Недаром даже остановка общест

25 март 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2310 от 25 март 2008
da4d80cbac318c380a750602c44e76bb.jpg

Шесть гектаров земли в центре Владивостока, 11 корпусов, 725 коек стационара, 1008 сотрудников, более 15 тысяч больных ежегодно, консультационная поликлиника, принимающая в год до 80 тысяч пациентов. Это целый город здоровья. Недаром даже остановка общественного транспорта так и называется – «Краевая больница». Правда, с некоторых пор у больницы появился номер – 1. И потому, что она действительно была первой, и потому, наверное, что здесь оказывается самая высококвалифицированная помощь. Как принято теперь говорить, это уже бренд. Причём самого высокого качества.

Имени лучшего

Есть люди, которых надо помнить и чтить, ведь, как известно, без прошлого не бывает будущего. Давно уже в Москве прижились названия некоторых больниц – СКЛИФОСОВСКОГО, БОТКИНА… Почти никто не знает их номер или полное название, так и говорят: «Отвезли в Склиф». В истории Приморского края есть не менее знаковые фигуры, поэтому сотрудники краевой больницы тоже решили дать своему лечебному учреждению имя.

Наверное, можно было увековечить память Бориса ПЕРЛИНА, первого главного врача. Четыре года он возглавлял «родоначальницу гражданского здравоохранения в крае». Первые бараки на месте нынешнего телерадиокомитета, 18 кроватей, 56 пациентов… Или Евгении ЛУЦЕНКО, которая не побоялась в тяжёлом 1919 году взвалить на свои хрупкие плечи такое тяжёлое бремя. Или ещё одной женщины – Веры МИРЯН, возглавлявшей больницу с 1953 по 1958 год. Но всё-таки остановились на имени Константина ПАВЛЕНКО. Если получится – скоро краевая больница № 1 станет носить его имя.

Этот удивительный человек проработал главным врачом с 1927 по 1953 год. Четверть века на таком посту свидетельствует о незаурядных организаторских способностях Константина Николаевича. Именно при нём происходили самые значительные перемены: «отпочковалась» заразная больница, ставшая впоследствии городской инфекционной, появились станция переливания крови, краевая научная медицинская библиотека, онкологический и врачебно-физкультурный диспансеры. Таким образом стала определяться структура здравоохранения всего края.

Надо сказать, что большинство корпусов этой больницы входят в реестр архитектурных памятников Приморья. Никогда не бывавший здесь человек может сказать, что это недостаток, что нужно строить современные здания. Их и в самом деле уже построено немало. Однако у работающих здесь людей и мысли не возникает о том, чтобы что-то переделать в «архитектурных памятниках». На полу и стенах сохранились такие красивые изразцы, так прочно они уложены, что нет необходимости в перманентном ремонте, от которого страдают многие нынешние здания. Недаром в больнице мечтают открыть свой музей – экспонатов найдётся немало. Да и знание истории воспитывает гордость за своё место работы.

Работать здесь считают за честь


Сегодня краевую клиническую больницу № 1 возглавляет Анатолий ГЕРЕЦ, который искренне гордится успехами своего лечебного учреждения.

- Наши специалисты оказывают действительно высококвалифицированную помощь. В структуре больницы работают краевые центры. В кардиологическом центре проводят обследование сосудов сердца, операции на открытом сердце, стентирование сосудов. В его составе единственное в крае отделение нарушения ритма. Не менее известен центр ортопедии и травматологии, где проводится протезирование крупных суставов. Особо хотелось бы сказать о центре анестезиологии и реанимации. Если по России смертность в этих отделениях доходит до 16 на сто пациентов, то у нас 5,6. Как-то в реанимации лежал тяжёлый больной, родственники которого хотели, чтобы его осмотрели московские специалисты. Они приехали, но ничего не стали менять в назначенном лечении, лишь выразили восхищение нашими врачами и отметили, что они работают на уровне мировых стандартов. Специалисты нашей больницы добились резкого снижения материнской смертности, в прошлом году мы потеряли трёх женщин лишь потому, что слишком поздно их привезли к нам, раньше же этот показатель доходил до 18. Ну и конечно же хочется сказать о роддоме, где оказывается помощь беременным, страдающим сердечно-сосудистой патологией, сахарным диабетом и заболеваниями почек.

- Но ведь, наверное, не все, нуждающиеся в такой высококвалифицированной помощи, могут к вам попасть? Тем более из отдалённых районов края.

- Попасть могут все, лишь бы врачи на местах вовремя понимали, что пациента нужно отправить к нам. Во все лечебные учреждения разосланы необходимые инструкции. Причём большинство высокотехнологичных операций мы теперь выполняем бесплатно, 30 процентов их стоимости компенсирует краевой бюджет, остальное – федеральный. В прошлом году сделали 282 таких операции. Конечно, в некоторых случаях пациента приходится записывать в лист ожидания, но помощь ему обязательно будет оказана, нужно только обратиться в департамент здравоохранения с необходимым набором анализов и выпиской из районной больницы.

- Однако, насколько мне известно, ежегодно в эндопротезировании суставов нуждается примерно тысяча человек, а операций делается около ста.

- Совсем скоро и эта ситуация изменится. Как только начнёт функционировать федеральный центр высоких технологий, все пациенты смогут получить высокотехнологичную помощь. Причём не только из Приморского края, но и всего Дальневосточного федерального округа. А в нашем отделении останутся работать травматологи – их помощь также чрезвычайно востребована.

- Ну а современного оборудования у вас хватает?

- Чтобы соответствовать своему статусу, мы закупаем аппаратуру самого высокого класса, например, единственный в крае ангиограф, на котором обследуются сосуды сердца, УЗИ экспертного класса. Правда, для такого оборудования необходимы особые помещения, поэтому нам, естественно, нужно продолжать реконструкцию. Мы хотим расширить лабораторную и функциональную диагностику, отделения лазеро- и физиотерапии. Так что задумок у нас много.

- Тем не менее, Анатолий Григорьевич, высокая квалификация врачей – это ещё не всё. Нужно, что называется, выходить больного. Среднего и младшего персонала хватает?

- Это действительно больной вопрос. У нас нет ни одной жалобы на качество лечения, ведь врачи каждые пять лет проходят специализацию в центральных клиниках страны, ездят перенимать опыт за рубеж, постоянно участвуют в различных конференциях и съездах. А вот среднего медицинского персонала катастрофически не хватает, штат медсестёр укомплектован меньше чем наполовину. Обидно и, на наш взгляд, совершенно неправильно то, что студентам медицинских вузов, даже прошедшим сестринскую практику, запретили занимать эти должности из-за отсутствия у них сертификатов. Но хороший врач просто обязан пройти все ступеньки, он должен контролировать работу среднего персонала, а для этого обязан её хорошо знать. Я сам три года, будучи студентом, работал медбратом. Одно время мы готовили медсестёр из санитарок. Они днём работали, а вечером учились. При этом практически все остались трудиться в нашей больнице. Немало и сейчас нашлось бы желающих получить бесплатное образование, при этом зарабатывать и на месте знакомиться с тонкостями профессии и коллективом. Сейчас мы пытаемся возобновить эту практику, договориться как с департаментом здравоохранения, так и с медицинским колледжем. Надеюсь, что ситуация изменится к лучшему. А вот с санитарками просто беда, их штат укомплектован только на 30 процентов. В больнице же от каждого сотрудника зависит благополучный исход лечения.

- Ещё бытует мнение, что медики стали более жёсткими, меркантильными, не так преданны своей профессии, как раньше.

- Тот, кто не любит своё дело, из профессии рано или поздно уходит, при наших заработках нет смысла заниматься такой тяжёлой и порой неблагодарной работой. Те же, кто остаётся, по-настоящему преданы медицине. Поэтому-то и нет у нас жалоб на качество лечения.

Автор: Галина Кушнарева Михайловна