Где лучше учиться: дома или за границей?

Учиться за рубежом стало модным. Но в самом ли деле пребывание в стенах австралийского, новозеландского, американского или любого другого иностранного вуза даёт нашему студенту «образование»? Языковой и культурный барьер есть даже для тех, кто считает, чт

21 март 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2309 от 21 март 2008
8478c78c9dcefd0a86c1f557285afe75.jpg

Учиться за рубежом стало модным. Но в самом ли деле пребывание в стенах австралийского, новозеландского, американского или любого другого иностранного вуза даёт нашему студенту «образование»? Языковой и культурный барьер есть даже для тех, кто считает, что вполне сносно владеет языком, на котором ведётся обучение.

Те, кто постарше, могут вспомнить, что в советское время в наших университетах были так называемые целевики – ребята, приехавшие учиться из Якутии, Бурятии, с Чукотки или из республик Средней Азии и Закавказья по особой разнарядке. Иногда жалко было смотреть на преподавателей, когда им приходилось на экзамене вытягивать и вымучивать из таких студентов ответы, за которые можно поставить «тройку». Сейчас в приморских вузах много студентов из Китая и Кореи. Учатся они старательно, ничего не скажешь, но и к ним экзаменаторы снисходительны. Примерно в таком же положении оказываются и наши ребята за границей.

Сейчас представительства иностранных университетов ведут агрессивную рекламную кампанию, расписывая преимущества зарубежного обучения. Нужно понимать, что прежде всего они ведут охоту за вашими деньгами.

Так что, наверное, не так уж и не правы те скептики, которые считают, что если есть шанс, то поехать в зарубежный университет нужно, но такая стажировка даёт, прежде всего, опыт погружения в чужую культуру и навыки владения иностранным языком. А вот овладевать специальностью хотя бы первые три курса лучше в отечественном вузе.


Впрочем, решайте сами. А в помощь – рассказ Олеси Руденко - студентки 5-го курса Института международных отношений и социальных технологий ВГУЭС, специальность «Регионоведение США и Канады».

- Я выиграла стипендию президента России на обучение за рубежом. По этой стипендии училась в университете Св. Френсиса Ксавье в городке Антигониш провинции Новая Шотландия на атлантическом побережье Канады в 2006-2007 гг.

Система образования в Канаде двухступенчатая: бакалавриат и магистратура. Каждая специальность пре-дусматривает изучение порядка 30 дисциплин, которые студент выбирает по своему усмотрению.

Учебный процесс состоит из лекций, аттестационных контрольных в середине семестра и экзамена - в конце. Интересно, что у них до 4-го курса нет семинарских занятий, а затем вводятся, и они считаются архисложными. Все зачётные работы - письменные. Тесты мало распространены, в основном essay questions - вопросы, на которые надо давать развёрнутые ответы. На последний мой экзамен по канадской политике были вынесены два вопроса, которые включали материал всего семестра. У студентов, тяготеющих к науке, добавляются часы лабораторных занятий. Организация языковых занятий тяготеет к лекционному типу. Я взяла курс французского языка и была разочарована, потому что всё время говорил преподаватель, а я говорить так и не начала. Добавлю, что на самостоятельное изучение задают нереально большой объём литературы.

Расписание. У каждого студента - личное расписание. Занятия ведутся весь световой день – с 8 утра и до 9 вечера. Интересная особенность: пары имеют разную продолжительность.

Государство за моё обучение заплатило около $ 13000 (вдвое больше, чем платят канадские студенты), плюс к этому – за проживание, страховку, питание и разные студенческие взносы.

Университет имеет двухвековую историю, вырос из церковно-приходской школы. Меня поселили в самое старое общежитие, где раньше проживали сёстры милосердия. Дух Голубой сестры, говорят, до сих пор там обитает. Комната поразила небольшим размером, облупленными стенами и поцарапанной мебелью. Плата - около 400 долларов в месяц. На этаже две душевые с туалетными комнатами: в одном конце для девочек, в другом - для мальчиков. Напор и температура воды зависели от количества открытых кранов на всех четырёх этажах. То есть не раз я оказывалась ошпаренной кипятком либо с вылитым на голову ведром холодной воды. У меня в комнате была раковина с двумя кранами – из одного текла холодная вода, из другого – горячая. Смысла разделения мне никто не сумел объяснить, сколько я ни спрашивала. Загадка… Общежития владивостокских вузов после этого кажутся верхом комфорта.

Столовая. Основная проблема – туда попасть. Мой абонемент давал возможность несколько раз в неделю сходить в столовую по расписанию: с 7 до 9 - на завтрак, с 11.30 до 14 - на ланч и на обед - с 16.30 до 19 часов, в другое время столовая была закрыта. Другая проблема – вкус продуктов, точнее, полное отсутствие такового.

Развлечения. Утверждение, что наши студенты много пьют, не выдерживает никакой критики по сравнению с тем, сколько пьют североамериканцы и европейцы. Первое: они пьют действительно много. Второе: у них нет никакой культуры распития спиртных напитков. Гости приходят на вечеринку с литровыми бутылками водки или виски, которое потягивают, «перетекая» из комнаты в комнату. Они считают почему-то, что это весело. Спорное утверждение.

Отношения. Существует стереотип, что иностранцы вежливее русских, чаще говорят «спасибо», «пожалуйста», «извините». Но это обусловлено не душевным складом, а правилами поведения, принятыми в обществе. Канадцы считаются добродушными людьми. Однако, выпив, становятся очень агрессивными, дерутся и ломают всё подряд. «Кампус полис» существует исключительно для того, чтобы пьяных разнимать. В 4-5 утра меня стабильно будили возвращающиеся с вечеринки студенты, живущие на этаже. Неважно, шла сессия или нет. Представить такое в нашем университете просто невозможно.

Общение. Такого понятия, как «группа», с которой ты учишься с первого по пятый курс, у них нет. Приходишь на занятия и каждый раз видишь новые лица. Близкие отношения у меня сложились с африканскими и китайскими студентами, а с европейцами - не заладились с самого начала. Вообще среди европейцев оказалось сложно найти глубоких людей, с которыми можно было бы пообщаться на темы, выходящие за рамки моды, кулинарии и развлечений.

Языкового барьера не было. Не хочу хвастать, но фразы типа «Какой у вас замечательный английский, где вам удалось выучить язык?» я слышала постоянно. Приходилось объяснять, что учусь в замечательном университете, где за два года и овладела языком.


Города. Я просто влюбилась в Квебек-Сити, столицу французской Северной Америки. Красивый, душевный город. Индустриальный Монреаль поразил узкими улицами: не раз возникало ощущение, что дома сложатся и раздавят тебя. В объектив фотоаппарата не поместилось ни одно здание – настолько они огромные.

В Торонто соединяются черты истории и современности. Мне этот город понравился меньше других из-за своей агрессивной энергетики. Город разбит по эмигрантским кварталам, есть свой маленький Париж, своя маленькая Италия.

Существует стереотип, что Канада – это те же самые Штаты. На самом деле Канада существует где-то между США и Европой и чем-то близка России.

Автор: Андрей Калачинский