Посткриминальный отчёт

В старые добрые времена говорили: виновен человек или не виновен, решит суд. В наши дни эта истина по-прежнему верна и актуальна. По делу бывшего мэра Владивостока Владимира Николаева не так давно вынесено чёткое постановление - виновен. То есть, переводя

21 март 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2309 от 21 март 2008
9236bc8854bbb91a549923b41a1504c4.jpg


В старые добрые времена говорили: виновен человек или не виновен, решит суд. В наши дни эта истина по-прежнему верна и актуальна. По делу бывшего мэра Владивостока Владимира Николаева не так давно вынесено чёткое постановление - виновен. То есть, переводя с юридического на русский, он совершил уголовное преступление.

Но если это так, то на каком основании человек, отстранённый от должности и пусть даже условно, но осуждённый, проводит массовые собрания в кинотеатрах, где отчитывается о проделанной работе? Да и о какой работе можно говорить, когда с прошлого марта он сидел в СИЗО?

Скорее всего, причиной этой ситуации стала информационная закрытость процесса и закулисных интриг вокруг него, а также, возможно, корпоративная солидарность коррумпированного чиновничества. В смысле сегодня он, а завтра кто?..

Современная история России богата на аналогии, буквально в прошлом году мэр Волгограда Евгений Ищенко вышел на свободу, получив также условный срок. Однако на свободе ему уже было не до отчётов. За время его отсидки СМИ рассказали и о дорогих адвокатах, и о попытках криминального мэра откупиться от правосудия, в красках расписав все эпизоды по уголовному делу. В итоге в сознании горожан закрепилась ассоциация «Ищенко-Хищенко». И это справедливо, если человек так богат и столько знает, что на местном уровне нет политической воли его посадить, то, по крайней мере, горожане, которые в первую очередь пострадали от преступлений чиновника, должны знать правду о процессе. Именно правду, в деталях и подробностях, а не скупые мало что говорящие юридические формулировки.

Знать хотя бы, во что эта «свобода» Николаеву обошлась. Знать, сколько нужно отсчитать, чтобы в колонию не попасть.

В результате недостаточной гласности всего процесса в сознании владивостокцев образ обычного преступника оказался окутан ореолом мученичества. Мол, вот бедняга, доказали кражу всего-то десятка с хвостиком миллионов рублей из городской казны, но как пострадал. Некоторые особенно сердобольные горожанки готовы от восторга при виде изрядно похудевшего и физически окрепшего Владимира Викторовича бросать в воздух чепчики. И слушать истории о том, как всё хорошо управлялось в городе, пока был Николаев.

А что хорошего? Разве наш город оказался чище, а жить стало хоть немного комфортней? Разве дороги лучше и решены проблемы транспортных развязок? Или, может быть, снизились коммунальные платежи, а хлеб подешевел? Увы, увы.

Владивосток в конкурсе самых грязных городов России уверенно держит первое место, а по популяции крыс - одну из лидирующих позиций в мире, и в этом немалая заслуга администрации во главе с Николаевым. Наши коммунальные и транспортные проблемы, похоже, уже вообще никого не волнуют. За ценами на недвижимость не поспевает даже Санкт-Петербург, а по стоимости продуктов питания и бензина осталась позади и столица нашей Родины Москва. Об архитектурных шедеврах, выросших за последние четыре года в центральной части города, можно даже не вспоминать, они и так на виду, а малый и средний бизнес задавлен запретами и поборами.

На этом фоне тотальной разрухи и бесхозяйственности особенно странной выглядит позиция некоторых газет и телеканалов, с придыханием рассказывающих о возвращении в большую политику дважды судимого мэра. Неужели действительно так нужны деньги? Ведь мы все живём в этом городе и хотим, чтобы эта жизнь была как минимум нормальной.

Автор: Вадим ВИНОГРАДОВ