Инструмент, продлевающий жизнь

Арфа – столь редкая гостья на приморской музыкальной сцене (как уже сообщал «В», более 20 лет этот прекрасный инструмент не звучит в Тихоокеанском симфоническом оркестре), что концерт солистки «Новой России» Нины ГВАМИЧАВА не мог не вызвать пристального и

20 март 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2308 от 20 март 2008
1b4a86f76eb28c5c82d142e2870372c7.jpg

Арфа – столь редкая гостья на приморской музыкальной сцене (как уже сообщал «В», более 20 лет этот прекрасный инструмент не звучит в Тихоокеанском симфоническом оркестре), что концерт солистки «Новой России» Нины ГВАМИЧАВА не мог не вызвать пристального интереса публики. В Большом зале филармонии был аншлаг! Ни одного свободного места! Ведь звучала не только классическая, но и кельтская арфа, да ещё в сопровождении скрипки, флейты и виолончели…

Нина Гвамичава не просто выступила на приморской сцене. К её приезду из запасников филармонии была извлечена арфа, куплены новые струны. Вместе с Ниной настройщик привёл инструмент в надлежащее состояние. Есть надежда, что, возможно, вскоре в составе Тихоокеанского симфонического арфа займёт своё законное место!

- Когда в вашей жизни появилась музыка, Нина?

- Мои родители не музыканты, они инженеры, музыку любили, но никогда профессионально ею не занимались. Отдали меня в шесть лет в музыкальную школу, как многих девочек в этом возрасте. А когда мне исполнилось девять, на одном из концертов во Дворце пионеров я увидела женщину, которая играла на арфе. И сказала маме с папой: буду арфисткой! Они умоляли меня этого не делать, обещали купить любые игрушки, поездку на море, только чтобы я не играла на арфе (смеётся).

- Родители не сожалели о вашем выборе?

– Отговаривали до последнего.

- А вы довольны тем, что осуществили мечту детства?

- Быть арфисткой – тяжёлая профессия, но по-другому я просто не могу. Других профессий для меня нет.

- Вы окончили Мэрилендскую консерваторию…

- Когда мне было 13 лет, в Москве существовал советско-американский театр «Дитя мира». Я пришла туда буквально с улицы, что-то прочла, спела, рассказала про арфу – и меня взяли! Мы много ездили по Штатам, выступали. Так и получила приглашение поступить в эту знаменитую, старейшую в США консерваторию.

Уже пять лет работаю в оркестре Юрия БАШМЕТА. Вначале было непросто, особенно по-прежнему продолжать сольные выступления. Но разве часто выпадает шанс выступать с лучшими дирижёрами и исполнителями? А в оркестре это возможно! Очень ответственно, иногда очень нервно, но всегда очень творчески и приятно!

- Арфист – женская профессия?

- Это профессия для хорошего музыканта. Я знаю мужчин-арфистов, но да, чаще на ней играют женщины.

- Какими качествами должен обладать человек, чтобы играть на арфе?

- Арфа – щипковый инструмент, и чтобы она пела, нужно что-то, что объяснить словами невозможно. Здраво рассуждая, петь арфа не умеет, но вот поёт же!

- У вас есть ученики?

- Да, хотя я не преподаю. Видите ли, обучить игре на арфе очень легко. Чтобы на ней играть, не нужно обладать хорошими лёгкими и даже – хорошим слухом! Человек с неидеальным слухом будет дико фальшивить на скрипке или флейте, но на арфе изобразит что-то приличное. Кроме того, научиться играть на арфе довольно просто в отличие от скрипки или виолончели, на которых играть лет десять учиться надо, чтобы это можно было слушать. Два-три урока – и вы уже будете приятно звучать. На арфе легко играть лёгкие вещи и очень трудно – сложные.

Кстати, в Америке женщины в 50-60 лет разве что не массово начинают учиться играть на арфе, получают огромное удовольствие. Кроме того, считается, что это полезно для здоровья: выправляет осанку, а щипки – это своего рода массаж кончиков пальцев. Так что можно сказать, что арфа улучшает здоровье и продлевает жизнь.

Ну, конечно, чтобы достичь виртуозности, требуются уже талант и многие другие качества.

- И профессиональных заболеваний у арфистов нет?

- В американской школе – есть. Там многие исполнители страдают болезнями сухожилий. Но в европейской школе – нет. Так что, если не считать плохого характера, арфистки совершенно здоровы.

- Плохого характера?

- Да (смеётся). Поскольку это почти всегда женская профессия, другие музыканты распускают про нас слухи, что мы эдакие стервы. Но ко мне это не относится, уверяю! (хохочет)

- Современные композиторы пишут для арфы?

- Да, и немало. Так что с репертуаром сложностей нет. Очень разнообразная и очень красивая музыка.

- А есть у вас произведение, которое вы исполняете с особым чувством?

- Да, я его сыграла и во Владивостоке. Это концертная фантазия для арфы композитора Элиаса ПЕРЕША-АЛЬВАРЕСА – «Мандолина». Вообще для Владивостока я готовила особую программу, учитывая, сколько лет в вашем городе не звучала арфа. Хотела показать все её возможности, разные жанры, эпохи, направления.

- У вас своя арфа?

- Да, но мы, арфисты, больше похожи на пианистов – ездим выступать на тех инструментах, которые имеются в других залах. К нему не всегда легко привыкнуть, но это дело чести.

У меня три арфы – одну из них я привезла с собой, кельтскую, это барочный инструмент, я её очень люблю, у неё удивительно яркий, красочный звук, я много на ней играю – старинную музыку особенно. И даже записала альбом совместно с известными барочными музыкантами, регулярно играю в посольстве Ирландии, где особенно любят кельтскую арфу. Вот и 14 марта, в день святого Патрика, буду там. Можно сказать, официальная арфистка при посольстве.

Кроме того, у меня есть арфа ещё советского производства – фабрики имени Луначарского, её купили мои родители, когда я всё же твёрдо решила быть арфисткой. Она стоила колоссальных денег, ушли все родительские сбережения. Но это оказался удивительно удачный инструмент, на нём я играю всю жизнь, дорожу ею. И недавно в Саратове я купила арфу работы XIX века, сейчас ищу мастера, который бы взялся довести её до кондиции.

- Как вам показался инструмент, который предоставила Приморская филармония?

- Достойный инструмент. Главная проблема большинства арф на периферии – отсутствие настройщика. Настоящих специалистов практически нет, по сути – только в Москве…

- В Штатах и Европе профессия музыканта считается престижной, у нас же есть стойкое убеждение: денег этим не заработаешь. А вы как считаете?

- В ведущих оркестрах музыканты получают достойные деньги, даже в России. Но если вы хотите накопить состояние, музыка не то, чем следует заниматься.

- Ваш сын играет на виолончели. Пошёл по вашим стопам?

- Я вообще не большой поклонник династий. Мои дед и бабушка были ядерными физиками и детей своих отправили в эту профессию. Ничего хорошего не вышло. Мама и отец пытались сделать из меня инженера, но не активно. Сыну я дам возможность выбора. Но у него такой слух и способности! Куда там мне! Не учить музыке в данном случае – грех. Сейчас он занимается в Гнесинской десятилетке, в шесть лет играет концерт Вивальди! Да, мы готовим его в профессионалы, но…

Автор: Сергей Абарок Александрович