Шторм вновь загнал россиян на «грабли» КНДР

Теплоход камчатской судоходной компании «Лидия Демеш» был задержан 23 февраля в 10 часов 35 минут по владивостокскому времени в Японском море пограничниками Северной Кореи, сообщил корреспонденту «В» дежурный диспетчер Владивостокского морского спасательн

27 февр. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2296 от 27 февр. 2008

Теплоход камчатской судоходной компании «Лидия Демеш» был задержан 23 февраля в 10 часов 35 минут по владивостокскому времени в Японском море пограничниками Северной Кореи, сообщил корреспонденту «В» дежурный диспетчер Владивостокского морского спасательно-координационного центра.

Судно с портом приписки Петропавловск-Камчатский следовало из японского порта Хамата во Владивосток с грузом подержанных и новых автомобилей. В Восточно-Корейском заливе «Лидия Демеш» стала прижиматься к скалистым берегам из-за усилившегося ветра и высокой волны (в минувшие выходные шторм разгонял в Японском море волну высотой до 5-7 метров со скоростью ветра свыше 100 км/ч, что случается крайне редко для тех мест и довольно опасно для находящихся там судов). Из-за этого теплоход прошёл в 3 милях от мыса Мусудан, где находятся, как предполагается, ракетный полигон и главная военно-морская база восточного флота КНДР.

На перехват россиянам вышел сторожевой корабль соседей. В точке с координатами 40,50 градуса северной широты и 129,47 градуса восточной долготы корейские пограничники из-за нарушения госграницы приказали капитану сухогруза лечь в дрейф. На борт поднялись офицер и двое матросов с оружием. Жестами (поскольку английским и русским языками не владели) они приказали следовать к берегу.

О задержании сообщил начальник радиостанции теплохода. Он закрылся в радиорубке, связался с СКЦ Владивостока и успел нажать тревожную кнопку. Сколько членов экипажа и пассажиров находится на борту, радист сообщить не успел (позднее выяснилось, что на судне 25 россиян). Его заставили покинуть рубку, возле которой корейцы поставили часового. По всей видимости, судно пришвартовали к причалу базы ВМФ КНДР в городе Кимчхэк.

Это уже второй подобный случай. В декабре 2005 года в этом же самом месте «северяне» задержали приморский сухогруз «Терней», следовавший во Владивосток из Южной Кореи и в условиях жёсткого шторма зашедший в территориальные воды КНДР у мыса Мусудан. За две недели на судне кончились продукты, морякам подвезли грузовик овощей, но сильно перемороженных (позднее их выбросили). Только после вмешательства Министерства иностранных дел России и посольства РФ в Пхеньяне «Терней» был отпущен на родину.

Тут уместно напомнить, что в соответствии с конвенцией по морскому праву ООН от 1982 года любое иностранное судно имеет право захода в территориальные воды другой страны для убежища в чрезвычайных условиях при получении разрешения пограничных властей. КНДР эту конвенцию подписала, хотя и не ратифицировала.

СКЦ Владивостока оповестил о произошедшем Управление ФСБ России в Приморье, представительство МИД во Владивостоке, генеральное консульство КНДР в Находке. Как и три года назад, для разрешения инцидента пришлось вмешиваться российскому МИДу и посольству в РФ в Пхеньяне. Соответствующий запрос был сразу отправлен по дипломатическим каналам. К задержанным пытался проехать генконсул РФ в городе Чхонджин (столица приграничной с Приморьем провинции Хамген Пукто) Евгений ВАЛЬКОВИЧ. Разрешение ему удалось получить только со второй попытки в ночь с 25 на 26 февраля.

Представитель нашего дипломатического представительства сообщил, что весь экипаж находится на борту, больных нет. Пограничники КНДР заявили о готовности отпустить судно с россиянами сразу после окончания официального расследования. Продуктов на борту осталось на 4-5 дней. Однако в случае необходимости местные власти готовы подвезти продовольствие. А вот с топливом всё гораздо сложнее. Вряд ли в бедной стране есть ГСМ для свободной продажи. Впрочем, бункеровку можно осуществить за пределами территориальных вод Северной Кореи. Для этого судовладельцу придётся нанять танкер во Владивостоке.

«В» продолжает следить за ситуацией с «Лидией Демеш».

~~Тем временем. Пропали рыбаки в Охотоморье

Праздник 23 Февраля печально закончился для экипажа траулера «Садовск» из Владивостока, ведущего промысел минтая в Охотском море. В ночь с субботы на воскресенье на судне пропали матрос и моторист, сообщили корреспонденту «В» в региональной службе наблюдения за рыболовецким флотом.

Как только стало ясно, что рыбаков на борту нет, сразу 5 траулеров в западно-камчатской подзоне приступили к осмотру ближайшей акватории. К сожалению, бесполезно. Температура воды в тех местах не превышает плюс 1 градуса. А гидрокостюмы пропавших людей остались в каютах. 25 февраля поисковая операция прекращена. Наблюдение за морем ведёт только сам «Садовск», принадлежащий одной из приморских рыболовных компаний.~~

Автор: Николай Кутенких Николаевич