Русские идут!

Покинув Азию в начале «холодной войны», бывшая супердержава возвращается с планами возмездия. Вызов, брошенный динамично развивающимися Китаем и Индией, возможно, и определяет стратегическое мышление во всей Восточной Азии, но появление другой силы – Росс

19 февр. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2292 от 19 февр. 2008
d004aa13f7b1557cd86ec9e9fe0ab1ba.jpg

Покинув Азию в начале «холодной войны», бывшая супердержава возвращается с планами возмездия. Вызов, брошенный динамично развивающимися Китаем и Индией, возможно, и определяет стратегическое мышление во всей Восточной Азии, но появление другой силы – России - начинает напрягать умы аналитиков и дипломатов, которые видят тенденции, влияющие на наше будущее. За прошедшие 17 лет с момента распада Советского Союза и окончания эры «холодной войны» на Россию смотрели как на смешное недоразумение в регионе, если смотрели вообще.

Остатки когда-то могучего советского Тихоокеанского флота ржавели в порту на востоке страны – во Владивостоке; бывшее весомое присутствие Москвы в городах союзников, таких как Ханой, Камрань (Вьетнам) и Фном-Пенх (Камбоджа), скатилось на нет. Вьетнамцы рассказывали об «американцах без долларов» - такими они видели массивных советских нефтяников, потеющих около бассейнов в разваливающихся государственных гостиницах, пьющих из заржавевших баночек просроченный ананасовый сок и водку.

Россия, заряжённая новой энергией в годы правления президента Владимира ПУТИНА, высокие показатели экономического роста и растущие цены на нефть и газ основательно меняют этот сложившийся образ – за несколько последних лет появилось достаточно доказательств тому, что Азия начинает новую эпоху отношений с Москвой, которая, в свою очередь, позиционирует себя в качестве сильного игрока в Тихоокеанском регионе.


Обычно колючие китайско-советские отношения сейчас переживают период тёплых и дружественных связей, которым также помогает военное сотрудничество под знаменем Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) шести стран. Группировка связывает страны бывшей советской Центральной Азии с Пекином и Москвой, что, несомненно, является скрытым вызовом доминирующим на мировой арене Соединённым Штатам. Военные учения самого высокого уровня в августе на российском Урале и в Синьцзяне (северо-запад Китая) были проведены с беспрецедентным размахом с привлечением более чем 6000 военных.

Если сделать подборку менее значительных фактов, то открывается более полная картина. События прошлого года, например, включают:

Регулярное патрулирование российскими стратегическими бомбардировщиками и военными кораблями транзитных маршрутов Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии. Военные аналитики указывают на опубликованные Россией планы вернуть былую славу Тихоокеанскому флоту и сделать его главным из четырёх флотов страны. Россия ожидает, что план восстановления обеспечит России второй по величине флот во всём мире после Соединённых Штатов, включая воздушные боевые единицы. Новые базы близки к завершению на Камчатском полуострове, они предполагают размещение подлодок последних моделей класса «Борей», оснащённых по последнему слову техники баллистическими ракетами «Булава-M».Постоянные переговоры с официальными властями Южной Кореи о длительном сотрудничестве для развития запущенного российского Дальнего Востока, население которого в последние годы резко сократилось. Любое объединение Северной и Южной Кореи может выгодно ускорить развитие этой территории в длительной перспективе.Увеличение продаж русских военных технологий в Юго-Восточной Азии в качестве ответа на китайскую военную экспансию. Статистика, собранная конгрессом США, показывает, что русские соглашения по поставкам оружия на сумму 29,1 миллиарда американских долларов уже сделали Россию самым крупным поставщиком оружия в Азии (в мире Россия занимает третье место по поставкам оружия после США и Франции).За последний год заключены стратегические сделки с Индонезией, Малайзией и Вьетнамом. Во время визита Путина в Джакарту была подписана сделка на один миллиард долларов в области ВМС. Сделка помимо всего прочего ещё и предусматривает сотрудничество в освоении нефти и инвестиции в телекоммуникации российскими компаниями.Умножились усилия России установить долговременные соглашения в области торговли, нефти и инвестиций с бывшим партнёром – Вьетнамом. Официальные власти заинтересованы в увеличении торгового оборота до 2 миллиардов долларов. Путин недавно говорил о Ханое как о «нашем старом, надёжном и многообещающем партнёре в Восточно-Тихоокеанском регионе». Эксперт Карл ТАЙЕР верит в то, что Москва готова помогать Вьетнаму развивать ядерную энергетику, но отмечает тот факт, что рыночная экономика мало влияет на старые советские связи. «России сейчас нужно бороться за свою нишу на рынке, где продукция должна быть современной и конкурентоспособной», - отметил он.

А вот ещё и забавный факт, свидетельствующий в пользу того, что растут личные инвестиции русских в собственность и бизнес во Вьетнаме, Камбодже и Таиланде – тенденция, которая растёт с потоком туристов в данные регионы. Частный капитал, облюбовавший Лондон в последние годы, начинает перебираться в финансовые центры Азии, включая Гонконг.

Дипломатические и военные усилия закрепить существующие хорошие отношения простираются за Восточную Азию, в Индию – традиционный союзник Москвы. Российские корабли до сих пор используют заправочное оборудование в Индии для того, чтобы обеспечить и усилить своё присутствие в Индийском океане.

Просматривая канву развития событий, Сергей ГРИЦАЙ, генеральный консул России в Гонконге, с удовольствием предоставляет объяснение. Российские национальные интересы, подчёркивает он не один раз за время разговора, давно перестали быть идеологическими и теперь являются чисто экономическими. Азия как раз то место, где Россия должна сейчас эти интересы развивать. И если Россия отвернулась от Азии в сумрачные годы начала 1990-х, это не значит, что такова была политика. Старая царская эмблема с двуглавым орлом, которая до сих пор окрыляет российский герб, означает, что орёл окидывает своим гордым взором и восток, и запад, демонстрируя широкий кругозор одной из самых больших стран мира.

«Мы смотрим и на Европу, и на Азию. Принимая во внимание, что половина территории России находится на Дальнем Востоке, граничит с Китаем и близка к Японии, то вполне естественно наше желание увеличивать сотрудничество со странами в данном регионе, - отметил Сергей Грицай. - Мы стали с большим интересом смотреть на Дальний Восток, потому что наши ресурсы позволяют наращивать торговлю и контакты. Я думаю, это выгодно как для России, так и для других стран в регионе».

И если национальные интересы России теперь сугубо экономические, то как же Россия защищает свои стратегические интересы? Грицай отвечает с гордостью и уверенностью, что Россия теперь представляется как мировой и региональный партнёр, партнёр с технологической мощью и с членством в Совете Безопасности ООН. Досадно, говорит он, что западная пресса часто пишет, что Путин возвращает Россию в советскую эпоху. «Россия должна добиваться того, чтобы её интересы уважали другие страны», - отмечает он.

Алексей МУРАВЬЁВ, стратегический аналитик по безопасности в Технологическом университете Кёртин в Перте (Австралия), говорит о том, что последние действия России в регионе ни в коем случае не случайность и роль России будет только усиливаться.

«Эти действия отражают тщательное планирование, сосредоточенное вокруг необходимости развивать дружеские отношения и нарабатывать клиентов, так как долговременные экономические связи начинают меняться», - говорит Муравьёв. «Российский Дальний Восток и побережье рассматривались Москвой как заднее окно во время «холодной войны». Но это отношение поменялось. Россия теперь понимает, что было ошибкой уводить силы из этого региона, и понимает, что Тихоокеанский регион должен быть в фокусе внимания. Дальний Восток России скоро станет фасадным окном», - прогнозирует Муравьёв.

Все действия русских за последний год сигнализируют об их решимости не спускать глаз с международного морского движения. Это, конечно, связано с необходимостью продвигать и защищать увеличивающиеся экономические интересы.

Однако, несмотря на все эти амбиции, Муравьёв говорит о том, что Москва не показывает желания напрямую соперничать ни с Соединёнными Штатами, которые на данный момент являются самой большой военной силой в Восточной Азии, ни с Китаем. «Русские хорошо выучили уроки «холодной войны». Они больше не хотят стоять в одиночку в качестве противовеса такой силе, как США. Они видят себя где-то между мировой державой и супердержавой в многополярном мире».

Автор: Грег ТОРОД