Когда единственная надежда – соцработник

Около месяца назад подхватила Маргарита ЕЛИСЕЕВА бронхит. Кашель был жуткий, аж соседям спать мешал. Выписал ей врач лекарство, попросила соцработницу, которая к ней ходила, купить его. У той не оказалось времени...

19 февр. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2292 от 19 февр. 2008
388d02ca86cf6c2d2524eaa26d661785.jpg


Около месяца назад подхватила Маргарита ЕЛИСЕЕВА бронхит. Кашель был жуткий, аж соседям спать мешал. Выписал ей врач лекарство, попросила соцработницу, которая к ней ходила, купить его. У той не оказалось времени.

- А я ведь без лекарств не могу. Без еды могу – меня подруга научила. Кипятишь воду, пьёшь ее понемногу, пока горячая, и голод проходит, - говорит она.

Посторонние, бывает, помогают

Детство у Маргариты Васильевны выдалось сложное – послевоенные годы как никак. Работать пошла в 12 лет.

- Когда я училась в начальных классах, я всё схватывала на лету. Очень быстро запоминала. А в шестом классе пришлось заняться зубрёжкой. Перед уроками сижу, повторяю, учительница вызывает меня к доске. А я стою и молчу. Из-за вечного голода совсем отшибало память, - говорит Маргарита Васильевна.

Она и ещё две подружки решили устроиться на работу. Им предложили стать разносчиками телеграмм, а вместе с тем 300 рублей жалованья и карточку на 600 граммов хлеба ежедневно.

- Я рыдала от счастья, - вспоминает Маргарита Васильевна со слезами на глазах.

Потом вышла замуж за военного. С ним поездила по миру и в конце концов оказалась в наших краях. Во Владивостоке живёт уже 38 лет.

Работала продавцом на комбинате питания железнодорожного вокзала. Была модницей, да такой, что на неё не то что мужчины – женщины оборачивались. Теперь её квартира напоминает склад вещей советской эпохи. Шесть лет назад Маргарита Васильевна ослепла. Ей 76 лет, живёт одна. Сын на Камчатке. Забрать её не может – сам инвалид. Мужа уже нет в живых.

- Когда я слышала об одиноких слепых людях, думала: «Как они могут всё делать на ощупь?» Теперь приходится самой.

Выйти из дома не может – заблудится. Поэтому ей помощь соцработника необходима.

- У меня вся пенсия уходит на квартплату и еду, - говорит Маргарита Васильевна.

Иногда от соцработника она не может дождаться помощи и за лекарствами приходится посылать посторонних людей. Например, однажды вызвонила подругу, которая жила на другом конце города. В другой раз к ней позвонил человек, ошибся номером. Она сразу сообразила, что можно его попросить об одолжении. Человек приехал через полчаса, принёс лекарства.

Сейчас Маргарита Васильевна боится – понадобятся ей лекарства, а купить будет некому. У неё больное сердце, плюс проблемы с почками и слепота.

- Многие про нас, стариков, думают: «Им уже помирать пора», - а я люблю жизнь и хочу ещё пожить, - говорит Маргарита Васильевна.

В банк за деньгами не дойти

Нина Ивановна тоже пенсионер, инвалид. У неё другая проблема. Как большинство льготников, она не смогла получить в полном объёме льготные лекарства, пришлось покупать. Тогда служба социальной защиты населения решила ей помочь. Перечислили 1000 рублей. В Сбербанке ей открыли книжку, и для получения наличных нужно явиться в банк, а Нина Ивановна по квартире передвигается с трудом – у неё болезнь Паркинсона. Руки, ноги трясутся.

- Я в доме убрать сама не могу, соцработника прошу, она и еду приносит, - говорит Нина Ивановна.

Своему соцработнику она доверяет на сто процентов – они знакомы много лет. Она за Нину Ивановну и заявление о том, чтобы ей предоставили помощь, писала. Сейчас пожилая женщина не понимает, почему нельзя эту несчастную тысячу рублей передать через соцработника.

- Для того, чтобы эти деньги я могла получить через другого человека, нужно писать доверенность и заверять её у нотариуса. На это я потрачу больше денег, чем мне выдали, - говорит Нина Ивановна.

Родных, кто бы мог о ней реально позаботиться, у неё нет. Есть дочь, живёт в Тавричанке. Она тоже больна, ей самой нужна забота.

Обе эти женщины успели за свои 70 с лишним лет горюшка хлебнуть вдоволь. А старость коротают наедине со своими болячками. И помочь им некому, кроме соцработников, которые, к сожалению, все проблемы тоже решить не в состоянии.

~~Комментарий
Светлана ГРАФЕЕВА, заместитель директора по социальной работе ГУСО «Приморский центр социального обслуживания населения»:
«В соответствии с нормативными документами социальный работник должен посещать обслуживаемых граждан два раза в неделю. Поскольку социальный работник обслуживает 8-12 человек, проживающих в коммунальном секторе, или 4-6 человек - в частном секторе, заказы продуктов, промтоваров, лекарств принимаются заранее к следующему посещению социальным работником. Таким образом, при посещении обслуживаемого социальный работник приносит продукты, лекарства, заказанные при предыдущем посещении, и принимает заказ на следующее посещение.

Иногда пенсионеры просят социальных работников купить лекарственные препараты, не входящие в перечень льготных лекарств, на личные деньги, в долг. Как правило, соцработник идёт навстречу обслуживаемому пенсионеру: при наличии собственных денежных средств может купить необходимое. Однако это его личное желание.

Что касается ситуации с Ниной Ивановной, получение денежных средств со сберкнижки в случае невозможности самостоятельно добраться до банка осуществляется двумя способами. Человека при необходимости могут довезти до банка на машине Приморского центра, или может быть оформлена нотариально заверенная доверенность. Через социального работника такие денежные средства не передаются.

Кроме того, пенсию и ежемесячные выплаты можно получать через почтовое отделение с доставкой на дом почтальоном».

Координаты центра (во Владивостоке):

Приморский центр, телефон 301-564; Ленинский район, телефон 224-361; Фрунзенский район, телефон 432-034; Первомайский район, телефон 273-671; Первореченский район, телефон 360-518; Советский район, телефон 318-542~~

Автор: Анастасия Попова