ОАО “ДВМП”: время собирать деньги

Как уже сообщал “В”, в открытом акционерном обществе “Дальневосточное морское пароходство” под председательством первого заместителя министра транспорта, председателя наблюдательного совета ОАО “ДВМП” РФ Сергея Франка прошло очередное заседание наблюдательного совета. Несмотря на регулярность подобных мероприятий, последнее заседание отнюдь не носило дежурно-рутинного характера, а рассмотрело вопросы, ответы на которые - если они будут найдены верно - станут определять лицо крупнейшей судоходной компании России в будущем.

26 сент. 1997 Электронная версия газеты "Владивосток" №229 от 26 сент. 1997

Как уже сообщал “В”, в открытом акционерном обществе “Дальневосточное морское пароходство” под председательством первого заместителя министра транспорта, председателя наблюдательного совета ОАО “ДВМП” РФ Сергея Франка прошло очередное заседание наблюдательного совета. Несмотря на регулярность подобных мероприятий, последнее заседание отнюдь не носило дежурно-рутинного характера, а рассмотрело вопросы, ответы на которые - если они будут найдены верно - станут определять лицо крупнейшей судоходной компании России в будущем.

Членам наблюдательного совета был представлен анализ производственно-финансовой деятельности ОАО “ДВМП” за первое полугодие текущего года, а также план мероприятий по укреплению финансового положения общества и достижению запланированных показателей на 1997 год. План по прибыли в целом по пароходству за первые 6 месяцев хоть и на малую толику, но не выполнен. План на 2-е полугодие стал поэтому более напряженным, а руководству компании предложено принять все необходимые меры для достижения установленных годовых показателей по прибыли.

Вторым вопросом рассматривался складывающийся дефицит оборотных средств - известная головная боль всей российской экономики. В этой связи принят целый ряд решений по привлечению дополнительных резервов “с целью мобилизации средств на приобретение флота”; одобрено предложение правления компании о введении моратория на финансирование любых мероприятий (за исключением программы обновления флота и обязательств АО перед трудовым коллективом, закрепленных в колдоговоре на 1997 год), источником которых является прибыль, остающаяся в распоряжении ОАО “ДВМП”. Принят в целом и предложенный правлением судоходной компании план мероприятий по стабилизации финансового положения ОАО “ДВМП” во 2-м полугодии.

В развитие означенной темы на совете были рассмотрены представленный отчет о состоянии денежной наличности и прогноз наличия оборотных средств на конец 1997 года. В качестве одного из путей преодоления проблем решено согласиться с предложением о реализации активов, размещенных на предприятиях не основной деятельности, а также мобилизации средств на финансирование программы обновления флота и сокращения дефицита оборотных средств. Вместе с тем наблюдательный совет однозначно счел нецелесообразным на данном этапе рассмотрение вопроса продажи пакета собственных акций общества.

Естественно, что рассмотрение финансового положения предприятия не могло обойтись без изучения вопросов взаимодействия с основными банками-инвесторами, участвующими в ключевых проектах ОАО “ДВМП”. В первую очередь под этими проектами понимается программа нового судостроения и покупки относительно “свежих” судов с целью обновления флота. Пароходство отнюдь не открыло Америку, привлекая под эту программу банковский капитал - подавляющее большинство судоходных компаний мира обновляет флот с помощью кредитных ресурсов, что неудивительно: разговор о стоимости нового контейнеровоза даже небольшой вместимости начинается с отметки приблизительно в 20 миллионов долларов США. Выдернуть такую сумму из оборота даже для богатого судовладельца - сущее безумие. Однако в странах, которые принято называть цивилизованными, государство проводит целенаправленную кредитную и налоговую политику, призванную всемерно поддерживать судовладельца, постоянно обновляющего флоты, - ведь это постоянное обновление основных фондов. В России все, к сожалению, выглядит несколько наоборот (что, кстати, вполне логично объясняет нынешнюю ситуацию, когда и торговый, и рыбацкий флоты страны неудержимо стареют) - тем важнее для ОАО “ДВМП” прочные и доверительные отношения с солидными европейскими банками, тем важнее и в их глазах иметь репутацию серьезного партнера и надежного плательщика. Именно поэтому на заседании было дано поручение заместителю председателя наблюдательного совета Павлу Васильченко проработать варианты финансирования инвестиционных проектов по приобретению флота с целым рядом крупнейших западных банков для получения наиболее выгодных коммерческих условий.

“В” уже сообщал о прочных отношениях, сложившихся у “ДВМП” с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР). Известно, что наряду с ЕБРР такое же активное участие в кредитовании ключевых инвестиционных программ пароходства принимают один из швейцарских банков и один из банков Норвегии. Учитывая в этой связи динамичную ситуацию на мировом кредитном рынке и руководствуясь старой проверенной истиной о том, что не стоит держать все яйца в одной корзине, наблюдательный совет принял принципиальное решение о том, что необходимо исключить возможность доминирования какого-либо одного банка в инвестиционных проектах судоходной компании.

Что же касается непосредственно планов обновления флота, на совете было твердо и однозначно подчеркнуто, что их реализация является главной и наипервейшей задачей руководства “Дальневосточного пароходства”. Как уже сообщалось, 2 года назад пароходством был реализован проект по размещению заказа и приобретению в Польше 3 новых контейнеровозов вместимостью по тысяче “ящиков”. Одновременно с окончанием того проекта был начат новый - еще на 3 новых контейнеровоза, но уже значительно большей вместимости. Сообщается, что работа над этим проектом и его финансированием идет в соответствии с утвержденным планом и уже через несколько месяцев - в марте 1998 года - первое судно новой серии дедвейтом 23000 тонн “Капитан Афанасьев” уйдет в свой первый рейс.

Не менее детально и тщательно рассматривались на совете проблемы, возникшие в осуществлении программы строительства по заказу пароходства серии лесовозов-пакетовозов на “Амурском судостроительном заводе” (Комсомольск-на-Амуре). Весьма патриотичное начинание ОАО “ДВМП” - размещение крупного заказа не на зарубежной, а на отечественной верфи (как известно, поначалу речь шла о серии в 6-8 судов), к сожалению, не получило должной поддержки корабелов и государства. Не секрет, что ввод в эксплуатацию первого судна - “Амура” - был судостроителями сорван и перенесен почти на 2 года. Конечно, было бы наивно полагать, что заводчане умышленно оказались такими “злодеями” и специально нарывались на штрафные санкции; причины срыва установленных контрактом сроков во многом объективны. Но и морякам от этого не легче - ведь солидные финансовые и материальные ресурсы “Дальневосточного морского пароходства” (а на строящиеся суда уже давно закуплено дорогостоящее импортное оборудование) оказались практически замороженными. В этой связи наблюдательный совет твердо рекомендовал правлению компании еще раз потребовать от амурских судостроителей неукоснительного выполнения контракта во всех его пунктах или - в противном случае - начать реализацию комплекса альтернативных мер, которые могут быть весьма жесткими.

По мнению экспертов, к которым корреспондент “В” обратился за комментарием, под этими мерами можно предполагать весьма решительные шаги - вплоть до разрыва контракта и переноса заказа на другие верфи.

Детальные же подробности в данном случае получить крайне трудно, так как большая часть решений, принятых наблюдательным советом ОАО “ДВМП”, относится - и вполне естественно - к разряду коммерческих тайн.

Вместе с тем известно, что наблюдательный совет рассмотрел еще несколько вопросов, которые в соответствии с традиционно выстроенной повесткой относятся, как правило, к разделу “Разное”. Так, в частности, правлению рекомендовано сделать соответствующие расчеты с учетом размеров ежегодных убытков по содержанию гостиницы “Моряк” (по адресу: Партизанский проспект, 20), генеральному директору общества Виктору Миськову предоставлены полномочия выбрать наиболее оптимальный вариант реализации проекта.

Предполагается, что очередное заседание наблюдательного совета ОАО “ДВМП” состоится в конце октября, и на нем еще раз будет рассмотрен ход выполнения плана мероприятий по стабилизации финансового положения компании, утверждена программа финансирования и приобретения контейнеровозов, определены основные направления в кадровой политике “Дальневосточного пароходства” на ближайшую перспективу.

Автор: Андрей ОСТРОВСКИЙ, “Владивосток”