«Спорные» острова в фарватере большой политики
В декабре 2007 года мы уже рассказывали на страницах «В» о жителе Самары Александре АЛАДИНЕ, который решил оспорить в судебном порядке конституционность «Дополнительного соглашения о российско-китайской государственной границе на её восточной части…»...
В декабре 2007 года мы уже рассказывали на страницах «В» о жителе Самары Александре АЛАДИНЕ, который решил оспорить в судебном порядке конституционность «Дополнительного соглашения о российско-китайской государственной границе на её восточной части…». Напомним, что в соответствии с этим документом, подписанным министрами иностранных дел России и Китая в 2004 году и ратифицированным парламентами обеих стран в 2005-м, остров Тарабаров и половина острова Большой Уссурийский на Амуре (возле самого Хабаровска) отошли к Китаю. До тех пор острова считались спорными, но де-факто принадлежали России – там дислоцировались погранзаставы, дачи хабаровчан и ряд иных объектов.
Решив, что налицо факты «потери части территории РФ на российско-китайской границе без волеизъявления её многонационального народа» и «создание негативного прецедента по угрозе целостности территории РФ», гражданин РФ Александр Аладин направил в Конституционный суд РФ исковое заявление с требованием признать соглашение противоречащим Конституции РФ и декларации «О государственном суверенитете РСФСР», а на этом основании – утратившим силу. Однако, как следует из полученного Аладиным ответа из секретариата Конституционного суда, его заявление по существу быть рассмотренным не могло: во-первых, действующий закон позволяет оспаривать конституционность только тех международных договоров, которые ещё не вступили в силу, во-вторых, даже если бы сроки ещё позволяли, правом обращения в суд по таким вопросам обладают президент, Госдума, региональные администрации, законодательные собрания субъектов, но не граждане.
МИД уполномочен заявитьКак сообщил корреспонденту «В» Александр Аладин, уже в новом году он получил ответ от высокопоставленного сотрудника Министерства иностранных дел РФ - председателя российской делегации в совместной демаркационной комиссии Владислава ВЕРЧЕНКО. В нём, в частности, говорится: «Ваши письма, несомненно, проникнуты заботой об интересах России, однако отправная точка Ваших рассуждений о прохождении линии границы России с Китаем представляется не совсем правомочной… Российско-китайское пограничное размежевание шло на протяжении трёх веков… По договорам второй половины XIX века, в частности по Дополнительному Пекинскому соглашению 1860 года, государственные территории отмеривались от кромок берегов Амура, Уссури. Сами же реки не делились, острова не распределялись, они были в строго международно-правовом смысле «ничьими». В 20-30-е годы прошлого столетия Советский Союз в одностороннем порядке взял под свою охрану большое количество островов на пограничных с Китаем реках без надлежащего юридического оформления. В частности, во время оккупации Японией Северо-Восточного Китая СССР закрепился на островах на Амуре, чтобы иметь буферную зону с марионеточным государством Маньчжоу-го. Именно с тех времён острова Тарабаров и Большой Уссурийский стали считаться принадлежащими СССР. Только Соглашением 1991 года впервые предусматривалось распределение островов, при этом два упомянутых участка были оставлены «на потом». В течение определённого времени неурегулированность этого вопроса сдерживала развитие двусторонних отношений, прежде всего приграничного сотрудничества».
Владислав Верченко также подчеркнул, что «ясные, совместно определённые и юридически закреплённые границы… крайне важны для того, чтобы отношения между государствами и народами выстраивались на обозримую перспективу в нормальном и дружественном русле. Наличие таких границ – неотъемлемый элемент целостности государства. К настоящему времени Соглашениями с Китаем о границе 1991, 1994 и 2004 годов урегулированы все пограничные вопросы, по поводу которых велись переговоры более 40 лет. За основу ещё в 1963 году был взят принцип середины главного фарватера при определении линии государственной границы на судоходных реках – это общепринятый в современной международной практике принцип. В соответствии с ним впервые в истории российско-китайского размежевания проведена граница на реках Амур и Уссури по воде и осуществлено распределение островов. Острова на всём протяжении границы, включая реку Аргунь и акватории Амура и Уссури, были разделены фактически поровну. Таким образом, речь идёт не об «уступке» или «передаче» российских земель Китаю, а о чётком международно-правовом закреплении за Россией части тех островных территорий, которые она длительное время контролировала без прочных юридических оснований. Сейчас завершается процесс демаркации двух участков восточной части российско-китайской государственной границы, в ближайшее время будут оформлены и подписаны соответствующие документы… Исходим из того, что в результате будет придан дополнительный импульс развитию межрегионального и приграничного сотрудничества между нашими двумя странами».
Вчера Амур, завтра – Курилы?Ответ из МИДа никоим образом не устроил Александра Аладина, который уже обратился с открытым письмом к президенту Владимиру ПУТИНУ с просьбой пересмотреть соглашение. Понятно, что безупречное правовое обоснование можно подвести при помощи выверенных дипломатических формулировок под практически любое решение властей, но более популярным в народе (и тем более – стратегически более правильным) оно от этого станет едва ли. Кстати, и столь признанный авторитет, как учёный-китаист с мировым именем Виля ГЕЛЬБРАС, в своё время отнёсся к передаче Тарабарова и разделу Большого Уссурийского резко отрицательно. Между прочим, снятый, казалось бы, с повестки дня вопрос об островах на Амуре сегодня приобретает новую актуальность в связи с заявлениями японского премьера Ясуо ФУКУДЫ, которые уже несколько дней на все лады склоняются в СМИ.
Отмечая по японской традиции 7 февраля «День северных территорий» (по-нашему - Южных Курил), премьер-министр Японии заявил, что президент Владимир Путин пригласил его в Москву для обсуждения дальнейшей судьбы Южных Курил. «Решение проблемы «северных территорий» и заключение мирного договора необходимы для поднятия российско-японских отношений на новый уровень. Теперь я хорошо понимаю, что российский президент хочет решить территориальный спор. Я хочу активно этому содействовать», - приводят слова Фукуды информагентства. Добавляя, что эта встреча может состояться в период «междуцарствия» - после избрания нового президента РФ, но ещё до его вступления в должность, что сможет несколько размыть персональную ответственность за возможные негативные последствия будущих переговоров. Кроме того, японский премьер сообщил, что во время очередного саммита лидеров «Большой восьмёрки», который в этом году пройдёт в Японии в июле, он намерен поднять вопрос о «спорных территориях» на двусторонней встрече уже и с новым президентом России.
Понятно, что Курилы – это не острова на Амуре. Но точно так же понятно, что опасный прецедент уже создан.
Автор: Василий Авченко Олегович