Осколки Золотой империи

«Наверное, всего два раза в жизни у меня так дрожали от волнения руки: первый - когда я сама доставала из сохранившегося дымохода древний меч чжурчжэней, и несколько лет назад, когда студент-историк принёс мне обнаруженный на раскопках жезл. Его вкладывал

8 февр. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2287 от 8 февр. 2008
fa0395a02d638c8db93c7f478f71ea97.jpg


- Наверное, всего два раза в жизни у меня так дрожали от волнения руки: первый - когда я сама доставала из сохранившегося дымохода древний меч чжурчжэней, и несколько лет назад, когда студент-историк принёс мне обнаруженный на раскопках жезл. Его вкладывали в руку охранника буддийского монастыря: бронза, великолепная художественная работа! ХII век, Золотая империя чжурчжэней...

Надежда Артемьева, зав. сектором археологии средневековья городов Приморья ХII-ХIII веков Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, кандидат исторических наук, раскладывает на столе бесценные вещицы из древности: бронзовые зеркала, в которые смотрелись некие чжурчжэньские красавицы, черепки глиняной посуды, миниатюрные каменные скульптуры изумительной работы – нэцке. На взгляд ценителя – настоящие сокровища, включая даже невзрачные, насквозь проржавевшие наконечники стрел.

Тесный кабинет до потолка заставлен находками многолетних раскопок. Каждый летний сезон по Приморью отправляется несколько археологических экспедиций. Сектор средневековых городов работает в двух направлениях: первое - государство Бохай (VII-Х вв.), второе - Золотая империя чжурчжэней и государство Восточное Ся, тоже чжурчжэньское (ХII-ХIII вв.). Городищ этого периода на территории Приморья множество.

- Раскопки на Краснояровском городище под Уссурийском всерьёз изменили наши представления об истории, - рассказывает Надежда Артемьева. – Мы знали, что Золотая империя чжурчжэней погибла от монгольского нашествия в начале ХIII века. Но открылись любопытные обстоятельства. В первый же сезон раскопок на Красном Яре в 1995 году мы обнаружили государственную печать, которая выдавалась тысячнику (т.е. чиновнику, который заведовал тысячью дворов) во времена Золотой империи. Расшифровали надписи, сопоставили другие находки. И вот какая картина возникла. Когда Золотую империю чжурчжэней теснили монголы (борьба велась более 30 лет!) и в центральных провинциях империи уже понимали, что она погибает, один из князей, приближённый к императорскому роду, собрал войско и большое число народа и двинулся на территорию Приморья, чтобы уйти от монголов. В 1215 году он создаёт здесь своё государство Восточное Ся, люди строят новые города… И здесь, фактически на территории нынешнего Уссурийска, воздвигли столицу. Увы, государство продержалось лишь 19 лет: монголы захватили императора, и Восточное Ся распалось.

Замечательный подарок наших недавних предшественников нам, потомкам: в конце ХIХ - начале ХХ века сводку средневековых городищ составили первые исследователи Приморья – Буссе, Кропоткин, Марков, Арсеньев. Изучая территории, учёные замечали земляные валы – безошибочный знак городов тех времён. Что-то успели исследовать, но до серьёзных раскопок дело дошло лишь спустя десятилетия (приморской археологии – немногим больше 50 лет). Шайгинское городище (тоже времён Золотой империи) копают уже 40 лет – и несть числа новым удивительным находкам. В 1962 году прошлого века наш знаменитый ученый Эрнст Шавкунов начал раскопки Николаевского городища в Партизанском районе: первое, на что натолкнулся археолог, – остатки парадной арки Внутреннего города, которая была украшена драконами. Раскопки были отложены почти на 40 лет. И возобновились лишь в 2000 году.

- Площади наших городищ очень обширны, десятки гектаров! – продолжает Надежда Артемьева. – Приходится перелопачивать тонны земли. К сожалению, органических остатков – например, стен деревянных домов, бумажных памятников - почти не находим: почвы в Приморье кислые, всё исчезло. Но легко узнать, где стояли дома, - по остаткам очагов. Сохранились железные вещи – металл был очень высокого качества. Мы не просто ведём раскопки, а делаем социальную реконструкцию – то есть анализируем, как жил город, какие системы защиты использовались, где обитали представители тех или иных ремёсел и т.д. Ведя раскопки на Краснояровском городище, не раз удивлялись обилию находок – такое ощущение, что люди много веков назад уходили отсюда внезапно, не успев собрать свой скарб. Пожар, военное нашествие?

Любопытная деталь: возглавляют археологические экспедиции конечно же учёные, но, как признаётся Надежда Артемьева, многое в археологии делается силами студентов и школьников. Это руками юных помощников, которые всласть живут в палаточных городках, пополняются бесценные научные коллекции. Есть и категория взрослых любителей, порой настоящих фанатов истории – это люди разных профессий, давно знакомые с нашими археологами, которые специально берут отпуск и отправляются на раскопки.

Но есть и те, кто всерьёз наносит урон науке, – это «чёрные археологи»: сколько бесценных свидетельств ушедших эпох осело в чьих-то домашних коллекциях?! Наверняка большинство из них могли бы кое-что добавить в общую картину жизни далёких предков. И порадовать взгляд посетителей музеев.

В давно минувшие века интересно заглянуть: чжурчжэни многое знали и умели. Кстати, строили свои дома с учётом геомантии, то есть расположения небесных светил и земных природных объектов, отливали металл, умели амальгировать серебром зеркала и золотить вещи. И конечно, по традиции окружали свою жизнь оберегами.

Увы, символические эти вещицы не уберегли – целые государства исчезли с лица земли. Но многое созданное их умом и руками не кануло в небытие. И находок, так же, как и загадок, ещё хватит многим поколениям.

Автор: Марина Ивлева Сергеевна