Колокол от папы Римского

Семьдесят лет назад, 3 февраля 1938 года, во Владивостоке – после зверских допросов - были расстреляны Марцин Малиневский, Антон Герасимук, Валерий Герасимук, Сигизмунд БржезинскиЙ и Ян Струдзинский.

1 февр. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2283 от 1 февр. 2008
e6c41beb9b0e28ba33a47d2461355869.jpg

Семьдесят лет назад, 3 февраля 1938 года, во Владивостоке – после зверских допросов - были расстреляны Марцин Малиневский, Антон Герасимук, Валерий Герасимук, Сигизмунд БржезинскиЙ и Ян Струдзинский.

По версии НКВД, это была «контрреволюционная подпольная религиозная польская организация». На самом деле эти пятеро были людьми верующими – католиками, которые не отказались от своих убеждений даже после того, как фактически был разогнан католический приход Владивостока, а священник Георгий Юркевич был арестован. Для прихожан католического прихода Пресвятой Богородицы 3 февраля стало особым днём. И потому именно этот день был выбран для повторного освящения храма.

- В 1921 году был освящён каменный храм в неоготическом стиле, - рассказывает отец Мирон, настоятель прихода Пресвятой Богородицы. – Но достроить его до конца так и не успели. Приход был разогнан, здание передано городским властям. Внутри были сделаны перекрытия, частично его даже перестроили.

Когда костёл был возвращён римско-католической церкви, нам так и не удалось найти изначальные чертежи, каким был задуман храм. Известно только, что он должен был стать подобием храма в Самаре – это очень известное и красивое сооружение. Я побывал там, сделал снимки, собор Пресвятой Богородицы будет и правда похож на самарский. Но очень жаль, что мы не знаем, каким был первоначальный замысел архитектора…

План реставрации и окончательной достройки здания собора был выполнен архитектором Павлом Мамоновым.

Практически с того момента, как здание собора вернулось в руки истинных владельцев, началась и реставрация. Сегодня собор Пресвятой Богородицы – одно из самых ярких и красивых зданий Владивостока. А ведь оно ещё не приняло задуманный вид.

- Во время реставрации в подполье притвора, - рассказывает отец Мирон, - мы нашли краеугольный камень, который был закрыт плитой в советские времена. На камне – дата закладки храма, 1899 год. Между ризницей и большим залом мы нашли дверь, про которую никто ничего не знал. В притворе на полу был обнаружен рисунок, сделанный на камне. К сожалению, восстановить изображение не удалось – годы и старательные уборщицы сделали своё дело.

Особый вид зданию костёла придают витражи. Собственно говоря, именно с реставрации окон и начался ремонт храма.

- Они были ужасны, - не без дрожи в голосе вспоминает отец Мирон. – По зданию летали птицы – столько было разбито стёкол! А деревянные рамы не менялись шестьдесят лет! Витражи были заказаны в Бресте – первый же их вариант нам очень понравился. Сюжеты на витражах отражают жизнь Богородицы: рождение, Благовещение, венчание, Успение. В часовне и библиотеке – детство и распятие Иисуса Христа.

Одним из главных украшений храма Пресвятой Богородицы во Владивостоке станут башни и колокольня. С колоколом, который будет там установлен, связана интересная история.

- Когда я был в Новосибирске на освящении тамошнего кафедрального собора, мне рассказали, что колокол им подарили польские католики. Я, разумеется, спросил, возможен ли подобный дар Владивостоку. Мне ответили – посмотрим. Но тут же начали сбор денег: в нашем колоколе есть частичка средств «Солидарности», есть пожертвования польских братьев по вере. Наш колокол благословил папа Иоанн Павел II во время своего последнего визита в Польшу. А потом колокол везли скауты – в грузовике через всю Россию…

Башни собора вряд ли будут готовы к празднику переосвящения: работать на высоте зимой опасно, и потому окончательный вид храм обретёт, как надеется отец Мирон, летом. К тому же времени, вероятно, закончится и монтаж духового органа.

- Пока это будет небольшой орган, и он будет звучать вместе с цифровым, который сегодня установлен в храме. Мне, между прочим, больше нравится звук цифрового, - улыбается отец Мирон. – Вообще работы впереди много – отремонтировать крышу, построить малые башни…

Дочь одного из мучеников, расстрелянных в 1938 году - Сигизмунда Бржезинского, - жива и живёт во Владивостоке. Её мать, София Михайловна, подарила приходу уникальный снимок: епископ Кароль Сливовский и дети, пришедшие к первому причастию. На этом снимке видно внутреннее убранство храма, каким оно было в начале прошлого века, видно и распятие, которое десять лет назад с таким трудом вернулось на законное место: в советские времена оно было передано художественному училищу.

Проблемы дня сегодняшнего не обходят кафедральный собор стороной. Алтарь, без которого невозможно повторное освящение (проводить его будет епископ Кирилл Климович), застрял на таможне.

- Мы надеемся, что всё будет хорошо, - вздыхает отец Мирон. – Чудеса случаются.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ