Будете ли вы купаться в море после сообщений об акулах в акватории Владивостока?

Электронные версии
Акция «В»

Простите, Анна Ивановна!..

Сегодня уже в пятый раз под рубрикой «Вернём Владивостоку имя ЩЕТИНИНОЙ!» на страницах «В» выходит целая полоса, посвящённая этой удивительной женщине, сумевшей ещё при жизни стать легендой. Смысл всех этих публикаций сводится к одной простой и ясной идее
Простите, Анна Ивановна!..


Сегодня уже в пятый раз под рубрикой «Вернём Владивостоку имя ЩЕТИНИНОЙ!» на страницах «В» выходит целая полоса, посвящённая этой удивительной женщине, сумевшей ещё при жизни стать легендой. Смысл всех этих публикаций сводится к одной простой и ясной идее: добиться, чтобы в краевом центре появилась улица, носящая имя Анны Ивановны Щетининой. Тем более что 26 февраля 2008 года исполняется ровно сто лет со дня её рождения.

Собственно говоря, идея уже давно витала в воздухе. И поэтому нет ничего удивительного в том, что в канун юбилея в адрес городских властей и редакции газеты «Владивосток» стали поступать официальные письма, подписанные руководителями весьма уважаемых в Приморском крае и за его пределами предприятий и организаций. В этих письмах содержалось одно и то же предложение: увековечить память прославленной женщины, ставшей первой в мире капитаном дальнего плавания, и назвать её именем одну из городских улиц. Сразу подчеркнём: ни в одном из опубликованных на страницах «В» писем не шла речь о какой-то конкретной улице, которую требовалось бы переименовать; их авторы, надо полагать, резонно считали, что главное - выдвинуть или поддержать саму идею, а какая именно улица станет носить имя Щетининой – это вполне компетентно могут решить члены городской комиссии по топонимике, депутаты думы Владивостока, представители городской администрации.

Напомним, что с такими письмами в редакцию обратились (от имени своих порой многотысячных коллективов) руководители Транспортной группы FESCO, ОАО «Владивостокский морской торговый порт», судоходной корпорации «РИМСКО», ОАО «Преображенская база морского флота», ОАО «Находкинская база активного морского рыболовства», госадминистрации морского порта Владивосток, Дальневосточной ассоциации морских капитанов, Совета Почётных граждан города Владивостока. Аналогичные письма продолжают поступать в редакцию и сейчас – не далее как в этом номере публикуется письмо руководства одного из крупнейших и авторитетнейших в стране морских вузов – Морского государственного университета (бывшее ДВВИМУ) имени адмирала Г. И. Невельского.

По сути дела, за этими письмами стоит практически вся морская общественность Приморья, представители той самой отрасли, которая по праву считается для региона фундаментальной и наиболее перспективной; не случайно такое внимание уделяется сегодня созданию здесь государственной судоходной корпорации.

И все эти уважаемые руководители (порой непримиримо спорящие между собой в производственных, профессиональных вопросах) оказались абсолютно единодушны в том, что оказалось вынесенным на страницы нашей газеты: улица Щетининой во Владивостоке обязательно должна быть!

Механизм принятия такого решения (уже описанный в нашей газете) выглядит следующим образом: предложение рассматривается сначала на заседании городской комиссии по топонимике, затем её рекомендации выносятся на сессию городской думы, а на основании её решения глава администрации Владивостока принимает соответствующее постановление.

И в минувший четверг заседание комиссии по топонимике (которое и должно было стать приводным рычагом) состоялось в администрации города. «Защищать» вопрос должны были трое: представители ОАО «ВМТП», ОАО «ДВМП» и ваш покорный слуга. Уже изначально насторожила формулировка вынесенного на обсуждение вопроса – предполагалось рассматривать исключительно обращение коллектива Владморторгпорта. Я с огромным уважением отношусь к этой организации с более чем вековой историей, однако сразу же возникло недоумение: а куда делись остальные, «не замеченные» чиновниками, но опубликованные на страницах «В» обращения? Между тем согласно федеральному законодательству должны рассматриваться не только обращения, поступившие в конкретный орган власти в письменной форме, но и опубликованные в СМИ. Это, кстати, хорошо знают органы прокуратуры, которые, как правило, стараются оперативно реагировать в аналогичных случаях. Чиновники же с законом, видимо, ознакомлены куда хуже. Поэтому авторы всех остальных писем – включая сопредседателя Совета Почётных граждан Владивостока Виктора МИСЬКОВА – останутся, надо полагать, без ответа; их попросту не заметили и не услышали.

Впрочем, ближе к обсуждению, которое оказалось весьма коротким. После получасовых дебатов члены топонимической комиссии пришли к единодушному (!!!-Ред.) заключению о том, что сейчас присваивать какой-либо из улиц имя Щетининой несвоевременно.

Приводить аргументы «топонимистов» представляется здесь неуместным, тем более что мы о них уже не раз писали – сложности, которые непременно возникнут у юридических и физических лиц, отсутствие «подходящих» улиц и так далее. Тем не менее любой официальный ответ городской комиссии по топонимике мы с готовностью опубликуем на страницах «В».

Писали мы и о другом: для того, чтобы во Владивостоке появилась улица Щетининой, нужны всего два условия – способность власти прислушиваться к мнению людей и желание той же власти проявить соответствующую волю.

Людей не услышали, воля не проявлена.

Простите, Анна Ивановна! Видит бог, мы искренне хотели как лучше. А оказались оплёванными – вместе с Вами.

Морская общественность теперь может «умыться» и забыть, что Владивосток – морской город и славу ему создавали в первую очередь моряки, среди которых одно из первых мест по праву занимает легендарная Анна Ивановна Щетинина.

Как бы то ни было, точка в этой истории всё же ещё, похоже, не поставлена. Мы по-прежнему ждём реакции представительной и исполнительной власти краевого центра. Мы по-прежнему получаем и планируем публиковать письма наших земляков. Ну и наконец, насколько нам стало известно, несколько общественных организаций, крайне неудовлетворённых решением городской комиссии по топонимике, планируют обратиться с открытыми письмами к Борису Вячеславовичу ГРЫЗЛОВУ. Не как к председателю Государственной думы Российской Федерации. И не как к председателю партии «Единая Россия». А как к Почётному гражданину города Владивостока.

Может быть, его голос поможет?

И эти открытые письма мы тоже полагаем опубликовать на страницах «В».

* * *

Главе администрации города Владивостока
Председателю Думы города Владивостока

26 февраля 2008 года исполняется 100 лет со дня рождения Анны Ивановны Щетининой, чью героическую биографию хорошо знают жители нашего города.

Имя Анны Ивановны Щетининой, первой в мире женщины-капитана дальнего плавания, стало поистине легендарным. Своим Учителем считают её и молодые моряки, и убелённые сединами «морские волки». Она - автор и соавтор учебников по судовождению, многие годы активный член Комитета советских женщин, председатель Приморского филиала Географического общества СССР, Герой Социалистического Труда, Почётный гражданин города Владивостока, член Союза писателей России, Почётный работник морского флота, Почётный член Географического общества СССР, Почётный член Дальневосточной ассоциации морских капитанов, Почётный член Международной федерации ассоциаций морских капитанов в Лондоне. За многолетний труд была награждена орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны 2-й степени, медалью «За трудовую доблесть», многочисленными Почётными грамотами.

Свою трудовую деятельность Анна Ивановна начала в 1926 году, в 18 лет, палубным учеником на пароходе «Симферополь» в годы обучения во Владивостокском морском техникуме. 25 января 1934 года получила диплом капитана дальнего плавания и с марта 1935 года по 5 апреля 1938 года работала капитаном парохода «Чавыча». В 1936 году была награждена орденом Трудового Красного Знамени «за перевыполнение производственных заданий».

В апреле - октябре 1938 года Анна Ивановна - начальник Владивостокского рыбного порта. С 1938 по 1941 год - студентка Ленинградского института инженеров водного транспорта.

Во время Великой Отечественной войны командовала судами «Бира» и «Сауле» Балтийского морского пароходства и была награждена орденом Красной Звезды «за образцовое выполнение задания правительства и военного командования и проявленное мужество в операциях на Балтике».

Участник героических рейсов в период Великой Отечественной войны, она в сложной боевой обстановке не раз проявляла выдержку, хладнокровие и высокий патриотизм, командуя судами «Карл Либкнехт», «Родина», «Жан Жорес», которые перевозили грузы из портов США и Канады на Дальний Восток, а также обеспечивали десантные операции во время войны с Японией.

С 1946 по 1949 год командовала судами Балтийского морского пароходства «Днестр», «Псков», «Аскольд», «Белоостров», «Менделеев», «Баскунчак»,

С 1949 года Анна Ивановна перешла на преподавательскую работу в ЛВИМУ и ДВВИМУ, постоянно занималась общественной работой, возглавляла кафедру «Управление судном»ДВВИМУ, была деканом судоводительского факультета ЛВИМУ.

С 1939 по 1960 год трижды избиралась в Совет депутатов трудящихся г. Ленинграда. С 1965 по 1969 год была депутатом Приморского краевого Совета депутатов трудящихся. Она - делегат многих Всесоюзных конференций и съездов. В 1949 году участвовала в I съезде сторонников мира в Москве. В июне 1963 года стала делегатом от Приморского края на Всемирном конгрессе женщин в Москве.

В 1968 году была издана книга Щетининой «На морях и за морями», которая переиздавалась три раза. В 1994 году вышла еще одна её книга - «По разным морским дорогам». В том же году Анна Ивановна стала членом Союза писателей России.

Анна Ивановна Щетинина была неравнодушным, деятельным человеком, она постоянно выступала с беседами в школах, институтах, клубе моряков. Её беспокоили транспортные и экологические проблемы, проблемы воспитания подрастающего поколения, о чём она постоянно говорила в своих беседах, выступлениях. А ещё она была бесконечно добрым, бескорыстным человеком. Её жизнь - образец отношения к служебному долгу, замечательный пример для вступающих в жизнь командиров российского морского флота.

Учитывая её самоотверженный труд на флоте, широкую общественную деятельность, огромную работу по подготовке командных кадров для флота, бескорыстное и сердечное отношение к людям, обращаемся к вам с предложением назвать именем Анны Ивановны Щетининой одну из улиц города Владивостока, увековечить память об этом замечательном человеке - первой в мире женщине-капитане.
И. о. ректора Морского государственного университета имени адмирала Г. И. Невельского
С. А. ОГАЙ

Автор : Андрей Островский Вадимович

comments powered by Disqus
В этом номере:
Рецепт развития от консерваторов
Рецепт развития от консерваторов

Позавчера «Центр консервативной политики. Дальний Восток» под председательством первого заместителя председателя комитета Госдумы по проблемам Севера и Дальнего Востока Василия УСОЛЬЦЕВА провёл очередное заседание. На этот раз темой дискуссии стала полит

Депутатов – всё меньше, вопросов повестки – всё больше

Вчера Законодательное собрание Приморского края (ЗС ПК) провело первое в этом году очередное сессионное заседание с повесткой, включавшей в себя рекордно большое число вопросов: 73 основных и ещё более 20 дополнительных. В том числе – вопрос о досрочном п

Государство не обманешь, а оно тебя?

Льготники края возмущены. Они считают, что их обманули. Забрали льготу на оплату электроэнергии за один месяц в 2006 году, а в 2007-м её не компенсировали.

«Золотым» кирпичам нашли место только на свалке
«Золотым» кирпичам нашли место только на свалке

В руках Нелли Григорьевны Мизь – ярко-красный кирпич с клеймом «Кларксон и Ко». Остатки бывшей черепановской школы, в советские времена – библиотеки имени Фадеева. В прошлом году закрылись двери профсоюзной библиотеки имени Фадеева. Приговор Арбитражного

Транспорт преткновения

Проблемы пассажирских транспортных перевозок и развитие оптимальной транспортной схемы приморской столицы во вторник обсудили в Думе города Владивостока.

Последние номера