Налоговая полиция залезла в “Фонтан”

Очередное уголовное дело по факту мошенничества в бюджетообразующей сфере направили в суд следователи налоговой полиции края. На этот раз по обвинению директора ТОО “Супермези” З., совладельца известного во Владивостоке кафе “Фонтан”, расположенного в здании морского вокзала.

25 сент. 1997 Электронная версия газеты "Владивосток" №228 от 25 сент. 1997

Очередное уголовное дело по факту мошенничества в бюджетообразующей сфере направили в суд следователи налоговой полиции края. На этот раз по обвинению директора ТОО “Супермези” З., совладельца известного во Владивостоке кафе “Фонтан”, расположенного в здании морского вокзала.

Зарегистрированный в 1987 году кооператив общественного питания еще долго бы мог оставаться вне поля зрения налоговых органов, если бы - как это часто водится - между компаньонами не пробежала черная кошка.

Перерегистрировав в 1993 году кооператив в товарищество с ограниченной ответственностью и став его директором, З. взял на себя все распорядительские функции. В том числе и финансовые, а компаньона ограничил лишь фиктивной ролью главбуха - для представительской подписи на банковских документах, поставив его при этом бригадиром одной из трех смен, работающих в кафе. Но если с “подчиненностью” еще как-то можно было смириться, то оттирание от финансового рычага М. задевало, и между компаньонами возникали конфликты. Один из них и привел в 1996 году к тому, что скандал стал не только внутренним делом, но и объектом интереса налоговой полиции.

В первую очередь полицейских заинтересовали очень серьезные расхождения в рабочих записях М., ведущего свою “бухгалтерию”, и в данных, представляемых З. для налоговых органов. Поскольку “черновая” и “беловая” отчетности разнились с вероятностью до наоборот, пришлось просмотреть и другие бумаги: счета и приходные кассовые ордера контрагентов-поставщиков, а также изъять документацию из офиса самого “Супермези”.

Подключенному к расследованию отделу налоговых проверок УФСНП пришлось проделать огромную работу, пересмотреть множество документов, собрать воедино пояснения работников “Супермези”, чтобы вывести действительно реальный доход предприятия. А он оказался совсем иным, чем представлялся во Фрунзенскую налоговую инспекцию по месту регистрации ТОО. Даже отдельные факты, изложенные в обвинительном заключении, переданном следственным отделом УФСНП в прокуратуру Приморского края, позволяют понять: между мнимым и истинным положением дел в “Супермези” действительно огромная разница.

Для примера возьмем только эпизоды 1994-1996 годов. “...Первичные учетные закупочные документы на приобретаемые продукты реализации вручались директору лично, а он уже передавал их частично бухгалтеру Я. (заметим, не “главному бухгалтеру” М.), работающей на дому. Полученные от реализации неоприходованных продуктов деньги З. изымал и расходовал по собственному усмотрению, в том числе и на выплату дополнительной заработной платы, являющейся объектом налогообложения. При направлении бухгалтерской отчетности за указанные годы во Фрунзенскую ГНИ он подавал заведомо искаженные факты о доходах и расходах, неоднократно уклоняясь от уплаты налогов”. Так, закупая с 1 августа 1995 года по 24 декабря 1996 года бутылочное пиво в АО “Пивоиндустрия Приморья”, З. не оприходовал товара на 109 миллионов 224 тысячи рублей. Приобретая у ОАО “АКФЕС Коммодити” с 14 июня по 27 августа 1996 года мясо, не оприходовал всю партию в размере 12 миллионов 607 рублей. Та же картина при сделке с ТОО “ГиД”, когда оказались сокрытыми от налогообложения 4 миллиона 295 тысяч рублей.

...Всего в указанный период ТОО “Супермези” было не оприходовано товара на сумму около 130 миллионов рублей, одна сокрытая выручка от реализации его превысила 2 миллиарда рублей. А прибыль - разница между покупной и продажной ценой товара с учетом торговой наценки - составила 1 миллиард 218 миллионов рублей. Как подсчитали налоговики, в этот период З. не внес в бюджет свыше полумиллиарда рублей, что превышает 1000 минимальных размеров оплаты труда на декабрь 1996 года.

Позже в налоговой полиции З. заявил, что вину признает лишь частично, поскольку: “При уплате налогов в полном объеме его предприятие не имело бы прибыли и не могло бы существовать”. Что же касается всех сокрытых средств, то: “Он употреблял их только на развитие производства и не имел в этом никаких лично корыстных интересов...”

Тем не менее, по данным следствия, только зарплата за январь 1994 - декабрь 1996 года, выданная из этих денег, составила 216 миллионов 248 тысяч рублей. И не будь “трудового конфликта” между компаньонами, неизвестно, насколько бы затянулась “партизанская война” между предпринимателем и бюджетом.

На основании собранных доказательств З. предъявлено обвинение по статье 199 ч. 2 УК РФ - “в уклонении от уплаты налогов с организаций путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах и расходах и путем сокрытия других объектов налогообложения, совершенном в крупном размере неоднократно”. Дело направлено в суд.

Автор: Владимир ПАЛАГУТИН, пресс-группа управления налоговой полиции по Приморскому краю