Строить дороги, «строить» нарушителей

Около 80 проц. учётных ДТП, произошедших в 2007 году на территории Приморского края, случились по вине водителей, нарушающих правила дорожного движения. Порядка 15 проц. аварий происходит по другим причинам, связанным с неудовлетворительным состоянием дор

25 янв. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2279 от 25 янв. 2008

Около 80 проц. учётных ДТП, произошедших в 2007 году на территории Приморского края, случились по вине водителей, нарушающих правила дорожного движения. Порядка 15 проц. аварий происходит по другим причинам, связанным с неудовлетворительным состоянием дорожной сети, отсутствием освещения и т. п.

Эти данные были озвучены на днях в ходе пресс-конференции, которую провели начальник управления ГИБДД Приморского края Юрий Оборин и ряд других высоких чинов краевой госавтоинспекции. Исходя из показателей аварийности, госавтоинспектора строят свою работу в нескольких направлениях, среди которых – контроль как за соблюдением ПДД, так и за надлежащей организацией дорожного движения.

Приморцев ждут камеры

Известно, что только за последнее время дважды – с 11 августа 2007 года и с 1 января 2008 года – повысилась ответственность за нарушение ПДД. Третий пакет поправок в административное законодательство вступит в силу 1 июля 2008 года. Одним из наиболее интересных нововведений станет практика привлечения к административной ответственности владельца автомобиля, нарушение которым правил дорожного движения зафиксировано техническими средствами – фото- или видеокамерами. «В рамках краевой целевой программы «Электронное Приморье» осуществляется оборудование основных перекрёстков, мест скопления граждан и автотранспорта камерами, технические возможности которых обеспечивают возможность документирования и распознавания номерных знаков транспортных средств, – сообщил начальник отдела информационно-аналитической работы УГИБДД Приморского края полковник милиции Александр Шакуро. – Самым больным для граждан здесь будет то, что в случае с нарушениями, зафиксированными при помощи технических средств надзора и контроля, принцип презумпции невиновности применяться не будет». Другими словами, безразлично, находился ли за рулём в момент совершения нарушения сам владелец автомобиля или его доверенное лицо: к ответственности автоматически будут привлекать собственника. «В этой связи ещё раз напоминаю: прежде чем выписывать доверенность на управление вашим транспортным средством, хорошо подумайте, кому вы её даёте, - говорит главный госавтоинспектор Приморского края полковник милиции Юрий Оборин. - Если вы докажете, что за рулём находилось другое лицо, вы сможете избежать наказания, но обязанность доказывать этот факт будет лежать на вас».

Если эта практика ещё только ждёт своего внедрения, то другое нововведение, предусматривающее административный арест сроком до 15 суток за некоторые наиболее вопиющие нарушения ПДД, уже действует. Но если, к примеру, в Находке, Уссурийске, Артёме, Арсеньеве имеются специальные учреждения для содержания административно арестованных, то во Владивостоке такого заведения просто нет. Помещать же таких нарушителей, к примеру, в СИЗО закон не разрешает. «По Владивостоку принимаются меры, администрация Приморского края знает об этой проблеме», - сообщила начальник отдела по исполнению административного законодательства полка ДПС краевой госавтоинспекции Галина Колтунова.

Наложить штраф – полдела

Другая проблема, которой сегодня озабочены в краевой госавтоинспекции, - собираемость штрафов. По информации Александра Шакуро, в 2007 году взыскиваемость штрафов в Приморье составила порядка 52 проц. Сотрудники ГИБДД предупреждают, что за несвоевременную оплату штрафов предусмотрены серьёзные наказания. В этом направлении госавтоинспекция работает в тесном контакте со службой судебных приставов.

Интересный нюанс: вплоть до недавнего времени действовала норма, согласно которой водитель, добросовестно оплативший штраф, должен был самостоятельно (лично или письмом) уведомить об этом подразделение ГИБДД, наложившее данное взыскание. Сейчас водители делать этого не обязаны. Однако Галина Колтунова всё же советует автомобилистам ответственно подойти к вопросу: «Многие так и делают - после оплаты штрафа присылают нам квитанцию письмом либо, если речь идет о краевом полке ДПС, просто оставляют «квиток» на любом КП. Если к нам не поступит уведомление о том, что штраф оплачен, мы направим материал в службу судебных приставов. В результате у нарушителя могут возникнуть проблемы, например, при выезде за границу».

Другими словами, учитывая работающую, мягко говоря, с перебоями систему межведомственного взаимодействия, законопослушным гражданам предлагают добровольно брать на себя одну из обязанностей соответствующих органов и уведомлять госавтоинспекцию об оплаченном штрафе, хотя закон прямо этого не предписывает. Но есть и хорошие новости: как ожидается, в скором времени, с внедрением системы «Город», процедура оплаты штрафов будет упрощена. Это можно будет сделать не только в банке или на почте, как сейчас, но и через специальные терминалы – по той же схеме, по какой оплачиваются, к примеру, услуги ЖКХ или сотового оператора.

Знаковый вопрос

«В наступившем году мы продолжим работу над организацией дорожного движения, - также рассказал на пресс-конференции Юрий Оборин. - Будут построены новые пешеходные переходы, дополнительно установлены новые светофоры, дорожные знаки». Речь идёт, в частности, об участке федеральной трассы на выезде из Владивостока, где регулярно происходят ДТП с трагическим исходом. Так, ожидается, что на Садгороде (где местные жители, возмущённые обилием наездов на пешеходов, некоторое время назад устраивали настоящие манифестации), а также в районе Седанки появятся надземные пешеходные переходы. В самом Владивостоке планируется ввести в эксплуатацию три новых подземных перехода, установить два новых светофора, решить вопросы по освещению «зебр».

«Мы два раза в год проводим ревизию всех дорожных знаков на территории Приморского края и в ходе каждой проверки фиксируем порядка 350 пришедших в негодность знаков – погнутых, поломанных, расстрелянных охотниками. Это тоже говорит об уровне культуры участников дорожного движения!» - говорит Юрий Оборин. По его словам, во Владивостоке на протяжении нескольких последних лет на установку знаков, обновление разметки и подобные мероприятия выделялось примерно в три раза меньше средств, нежели в соседнем и сопоставимом по размерам Хабаровске. Тем не менее соответствующая работа ведётся. Определённые надежды в госавтоинспекции связывают и с вновь избранной думой Владивостока.

Ещё один больной вопрос, в 2007 году как никогда сильно волновавший автомобилистов, - это обеспеченность подразделений ГИБДД спецпродукцией. Как заверил Юрий Оборин, сегодня со спецпродукцией в Приморье полный порядок, но с целью недопущения нежелательных эксцессов уже в конце января будет объявлен новый конкурс на изготовление соответствующих документов.

Автор: Василий Авченко Олегович