Человек бездомный: куда пойти, если пойти некуда?

Во Владивостоке нет ночлежек для людей, оказавшихся в такой вот безвыходной ситуации. И в ближайшее время не будет. Что же делать? Обратившись за комментариями, корреспондент «В» получил разъяснения...

15 янв. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2272 от 15 янв. 2008
06f6c9dfac075871d4d59d86acf4a9fc.jpg

Ветер завывал всё сильнее, холод всё ощутимее пробирался под одежду. Зима. И как хорошо, что сейчас можно спрятаться от этой зимы: сначала в автобусе, потом – в уюте родного дома. Он как живое существо, которое ждёт тебя. Там тепло.

- Не подкинете семь рублей? – вопрос паренька лет 20 возвращает меня в суровую действительность города, в котором наступила зима.

Глаза добрые, в них надежда, усталость и отстранённость….

- Что, на проезд не хватает?

Я уже с готовностью лезу в сумку. Студент, наверное, не рассчитал, последние деньги. Надо помочь. Всё в жизни бывает…

- Нет, не на проезд. На беляш.

Паренёк одет на вид прилично.

- Как же ты докатился до такой жизни? – мое искреннее удивление и заинтересованность его немного смущают.

- Да вот из дома выгнали. Да я бы и сам ушёл скоро от такой жизни.

- Пойдём пить чай. Поговорим за жизнь. Вон туда.

- Там дорогой чай. За поворотом на улице дешевле.

- На улице пить чай холодно. Не переживай. Я угощаю.

Завывание ветра на улице сменилось шумом оживлённого кафе. Два горячих чая с лимончиком. С пирожным – хорошее начало для беседы.

- Я Настя.

- Андрей.

- Из дома, говоришь, выгнали. Кто? Что случилось?

- Да мать родная и выгнала. Сказала: уходи.

- А за что?

- Просто так. Не сошлись мы с ней характерами. Я мешал ей. Она инвалид, сахарный диабет у неё. Но это не мешало ей дома пьянки устраивать. Квартира однокомнатная. Жить нормально было невозможно. Я уже сам собирался уходить. Но она опередила.

- И давно ты бездомный?

- Уже с полгода.

- А ведь не имела она права тебя выгнать. Ты же прописан там с ней.

- Имела. Не прописан я там. Как 18 исполнилось, выписала она меня из квартиры. Бомж я теперь…

- Разве так можно? Это ж незаконно…

- Раз она смогла это сделать, значит, законно, наверное.

- И где же ты теперь живёшь?

- То там, то здесь переночую. У знакомых. Недавно вот поселился в доме полуразрушенном. Там первый этаж сгорел, второй сохранился. Я там живу. Холодно вот только.

- А на жизнь чем зарабатываешь? У тебя ж прописки нет, официально не устроишься….

- Грузчиком иногда. За целый день работы рублей 300 можно заработать.

За соседним столиком вижу почти полную тарелку оставленного кем-то риса. Приношу ее вместе с чистой вилкой Андрею.

- Спасибо.

Он с аппетитом начинает есть…

- Да ты, наверное, сам так себе пропитание добываешь?

- Да, конечно. При тебе просто стеснялся взять. Только ж познакомились. Бывает, что и с витрины незаметно беру, когда продавцы отвлекаются.

- Понятно. Наверное, не только еду так берешь, когда продавцы отвлекаются?

- Да, не только. Приходится иногда. Вот куртка на мне ворованная…

- Да ты же ведь можешь 300 рублей в день зарабатывать. Как минимум половина населения страны зарабатывает не больше. Зачем воровать?

- Чтобы эти 300 рублей заработать, нужно весь день пахать. А потом после работы, усталому и голодному, возвращаться мне некуда…

Мы долго разговаривали. О жизни. О работе. О человеческом предназначении. О том, что такое счастье. Здесь мнения у нас совпали. Счастье – это когда у тебя есть дом, в котором ты любишь и любим, где тебя ждут.

Андрей остался на скамейке. Дул сильный ветер. Съёжившись, он наклонился над едой, которую вынес перед выходом на улицу из кафе. Ел он не торопясь. Дома его никто не ждал. У него нет дома...

Во Владивостоке нет ночлежек для людей, оказавшихся в такой вот безвыходной ситуации. И в ближайшее время не будет. Что же делать? Обратившись за комментариями, корреспондент «В» получил следующие разъяснения.

В краевом департаменте соцзащиты населения сказали, что герою нашего материала нужно обратиться в территориальный отдел социальной защиты населения. А там бы уже решали ситуацию на месте.

В Приморском центре социального обслуживания населения (тел. 22-43-61) сказали, что парню нужно обратиться в милицию с заявлением, что его выгнали из дома. Он может восстановить свою прописку, если обратится в прокуратуру.

~~Комментарий
Ольга ИГНАТЬЕВА, начальник юридического отдела ООО «Юридическая фирма «Балахнина и партнеры»:
- В любом случае выселение производится по решению суда. Данная категория дел слушается с обязательным участием прокурора, мнение которого учитывается судом. Решение суда о выселении приводят в исполнение судебные приставы-исполнители на основании исполнительного листа.

Собственник может выселить из жилого помещения бывшего члена семьи. Из смысла жилищного законодательства следует, что членом семьи является тот, с кем человек ведет совместное хозяйство. То есть нет привязки к кровному родству.

Если квартира находится в индивидуальной собственности матери и приобрела она это право до того, как вселила сына, то она имеет право выселить его, если сын перестал быть членом её семьи (когда они перестали вести совместное хозяйство).

Но когда ребенок на момент приватизации проживал в квартире и не был включён в договор, он имеет такие же права, как и собственник, и, соответственно, выселен быть не может.

Если квартира не приватизированная, то ситуация другая. Но мать всё равно не может выселить сына просто так. По общему правилу иск о выселении подаётся собственником жилья, например администрацией города, в том случае, если не уплачиваются коммунальные платежи более шести месяцев, или в том случае, когда нарушаются права граждан: лиц, совместно проживающих, или соседей.

В любом случае у молодого человека есть право на судебную защиту. Защита выстраивается в зависимости от ситуации. Это может быть обжалование судебных актов либо подача иска, предмет которого в целях восстановления жилищного права может быть разным. Истец может заявить требование о вселении, изменении договора приватизации, признании сделки недействительной. Внесудебные процедуры, к сожалению, не приведут к необходимому результату.~~

Автор: Анастасия ЖЕЛДАК