Цивилизованное общение или непримиримая война?

Изобилие продуктов на рынках, в крупных супермаркетах и магазинах поменьше не всегда предполагает качество, высокий уровень обслуживания и честность по отношению к покупателю. В этом убедился корреспондент «В».

10 янв. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2270 от 10 янв. 2008
b21db429a3ada7b100ccdfc8df01f609.jpg

Изобилие продуктов на рынках, в крупных супермаркетах и магазинах поменьше не всегда предполагает качество, высокий уровень обслуживания и честность по отношению к покупателю. В этом убедился корреспондент «В».

Рынок

Многим знакома ситуация, когда, покупая на рынке те же фрукты, вы обнаруживаете, что озвученная продавцом сумма больше той, которую вы прикинули в уме. Разница бывает как не очень существенной, так и весьма значительной. Далеко не каждый возвращается и просит пересчитать стоимость и перевесить товар. Мало кто знает, что на каждом рынке должен находиться торговый инспектор, в чьи обязанности входит контроль за соблюдением норм торговли и обслуживания клиентов. К тому же у вас есть возможность взвесить купленные продукты, пройдя в помещение для персонала рынка и воспользовавшись контрольными весами.

В моей практике был показательный случай, когда я покупала фрукты к новогоднему празднику. Девушка-продавец, посчитав, что на фоне достаточно приличной суммы в 350 рублей дополнительные девяносто будут незаметны, приплюсовала их к начальному варианту. Но ситуация все же была решена – я перевесила фрукты и пригласила торгового инспектора для урегулирования вопроса.

Супермаркет

С рынками все ясно – бывают продавцы честные, бывают не очень. Гораздо больший интерес вызывают места с солидной репутацией, которая, как показывает практика, не всегда оправдывается. Я имею в виду супермаркеты. Они вызывают большее доверие, нежели рынки или небольшие магазины. Покупателя привлекают огромный выбор и возможность рассмотреть каждую упаковку, узнать, не вышел ли срок реализации продукта. Это, на первый взгляд, должно решить все возможные проблемы. На практике все иначе…

Если говорить о сроке годности товара, то во многих супермаркетах существуют уловки по его «продлению». Например, сладости - конфеты, печенье и т. д. - фасуют в полиэтиленовую упаковку в самом супермаркете неоднократно, и при этом каждый раз дата изготовления может выставляться более поздняя, чтобы заставить человека думать, что он приобретает свежий продукт.

Есть еще интересный прием, позволяющий вводить человека в заблуждение. Если те же сладости упакованы не в магазине, а на фабрике, то, если срок годности вышел, а списывать товар так не хочется, на упаковке его просто стирают. Мне как-то довелось купить козинаки с прогорклым запахом (это выяснилось после вскрытия упаковки). Установить, что продукт просрочен, я сразу не смогла: цифр на пакете было не разглядеть. Когда я обратилась к администратору, та убеждала меня, что ума не приложит, куда делся срок годности. После картинных ахов она выдвинула версию, что этих цифр на упаковке и быть не должно (хотя было видно, что они затерты), а дата изготовления скорее всего указана на бумажке, а она в коробке, в которой сладости были доставлены в магазин. Женщина предложила подождать ее буквально пять минут: она разберет ситуацию с товароведом. Ожидание затянулось на полчаса. Я попросила кассира позвать администратора, но та все расставила на свои места: «Зачем? Они нас так же уважают, как и вас». Позже показалась другая девушка-администратор с десятками пачек этих сладостей. Выложив их на стойку, она попросила сотрудницу убрать этот продукт с витрины. Мне пообещали вернуть деньги, но, узнав, что товар куплен вчера, затребовали документ, удостоверяющий личность.

По словам эксперта отдела защиты прав потребителей Татьяны Павловны Смирновой, продавец не вправе требовать никакие документы для возврата товара. Покупатель предоставляет чек, если он у него сохранился. Если же по каким-то причинам чек предъявить не может, продавец не имеет права отказать в возврате денег. В противном случае потребитель может привести показания свидетелей.

…Приносить паспорт я не стала. А на следующий день в том же супермаркете обнаружила те же сладости с тем же стертым сроком годности на том же прилавке, с которого их вчера демонстративно унесли. То есть накануне я была зрителем на спектакле…

Неудачная покупка - это всегда неприятно, но чаще покупатель не считает нужным как-то решить проблему. Прежде в каждом районе Владивостока работал отдел по защите прав потребителей, куда можно было обратиться за консультацией или написать претензию. Сейчас такая организация одна (Роспотребнадзор). Его сотрудники должны обеспечивать контроль за соблюдением норм обслуживания клиентов и разрешать возникающие конфликты. Но, как мне в ней сообщили, заявлений много, специалистов мало, сразу проверить магазин они не смогут. Этим, похоже, и пользуются те, кто хочет сбыть товар – в буквальном смысле – любой ценой…

Автор: Марина ЧЕРНОМОРДИК