Когда и как мы будем выбирать мэра?

Одним из наиболее ярких политических событий Владивостока конца 2007 года стал приговор, вынесенный 24 декабря в отношении Владимира НИКОЛАЕВА – главы администрации краевого центра, ещё 28 февраля временно отстранённого от должности на период следствия в

26 дек. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2266 от 26 дек. 2007
e8ffa30ceaf72b5342c0cb4af6e4b2a8.jpg

Одним из наиболее ярких политических событий Владивостока конца 2007 года стал приговор, вынесенный 24 декабря в отношении Владимира НИКОЛАЕВА – главы администрации краевого центра, ещё 28 февраля временно отстранённого от должности на период следствия в связи с возбуждённым в отношении него уголовным делом. Если до сих пор дискуссии шли в плоскости «посадят – не посадят» и «сколько дадут», то теперь гораздо интереснее другое: когда пройдут выборы нового главы Владивостока?

В марте будет рано, в октябре - поздно

Это не самый простой вопрос. Во-первых, обратимся к Уставу Владивостока – «городской конституции». Согласно данному документу полномочия главы администрации краевого центра прекращаются досрочно в нескольких случаях, среди которых – и «вступление в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда», то есть с момента вступления судебного решения в силу Владимир Николаев из «временно отстранённого» превратится в прекратившего свои полномочия досрочно. Если ни со стороны защиты, ни со стороны обвинения не будет подано кассационных жалоб, то решение вступит в силу спустя 10 дней после 24 декабря - то есть 8 января (с учётом новогодних праздников). В случае досрочного прекращения полномочий главы города выборы нового мэра, как гласит Устав приморской столицы, назначаются думой Владивостока «не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий», то есть в нашем случае – не позднее 22 января. Идем далее по тексту устава: «голосование на выборах депутатов Думы города Владивостока, главы города Владивостока в указанном случае должно быть проведено не позднее чем через три месяца со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении полномочий Думы города Владивостока, главы города Владивостока», иначе говоря – не позднее 22 апреля. Впрочем, во Владивостокской городской муниципальной избирательной комиссии, куда «В» обратился за разъяснениями, не стали делать предположений о дате будущих выборов, сославшись на то, что решение ещё не вступило в законную силу. Зато ясность в этот вопрос внесла член Избирательной комиссии Приморского края Елена ГУЩИНА, указавшая на требования Избирательного кодекса Приморского края.

Главный посыл таков: муниципальные нормативные акты, к которым относится и Устав Владивостока, не могут противоречить безусловно доминирующему над ними Избирательному кодексу Приморского края. Следовательно, и в вопросе назначения даты выборов мэра Владивостока в случае нормативных противоречий необходимо руководствоваться именно Избирательным кодексом Приморского края. А этот документ предусматривает отличный от Устава Владивостока срок для назначения даты выборов. Согласно Избирательному кодексу выборы должны пройти не позднее чем через шесть месяцев после досрочного истечения полномочий (то есть, если решение суда вступит в силу уже в январе, не позднее июля). Другая норма Избирательного кодекса, получившая в юридическом обиходе название «правило 90-80», уточняет рамки временной «вилки»: выборы должны назначаться не ранее чем за 90 и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. То есть, если даже дума Владивостока, которая должна назначить выборы, сделает это сразу же после вступления решения в законную силу (и то в том случае, если последнее вступит в силу в начале января), выборы смогут пройти никак не раньше конца марта. Другими словами, последняя возможность назначить выборы мэра на 2 марта (ближайший единый день голосования, на который уже назначены выборы президента РФ) и совместить их с президентскими была упущена ещё две недели тому назад. С другой стороны, следующий, октябрьский единый день голосования тоже не подходит в силу превышения вышеупомянутого шестимесячного срока. Поэтому в данном случае возможно исключение из правил и проведение выборов в иное воскресенье, удовлетворяющее «правилу 90-80», но в любом случае уже после 2 марта.

Кто на «Серый дом»?

Впрочем, пока это не более чем теоретические выкладки. Сейчас ни о чём нельзя говорить определённо ввиду наличия нескольких неизвестных. Во-первых, неизвестно, подадут ли стороны кассационные жалобы (кстати, уже в понедельник, сразу же после вынесения судебного решения, представитель обвинения – зампрокурора Владивостока Дмитрий ПРАСЛОВ – пообещал обжаловать слишком мягкий, по его мнению, приговор Николаеву), во-вторых, неизвестно, когда решение вступит в силу, и в-третьих, многое будет зависеть от разворотливости городской думы. Если она не назначит в срок выборы главы администрации Владивостока, за неё это сделает городская муниципальная избирательная комиссия или вообще суд. Только после этого начнутся выдвижение кандидатов, агитационная кампания и т. д. Свято место в любом случае пусто не бывает, хотя сегодня говорить о его святости можно с большой натяжкой: «плохо кончали» едва ли не все владивостокские мэры от Виктора ЧЕРЕПКОВА, отстранённого от власти указом президента, до осужденных решением суда (пусть и на условные сроки) Юрия КОПЫЛОВА и Владимира НИКОЛАЕВА.

Впрочем, новая городская дума в принципе может внести изменения в городской устав, и тогда всеобщих выборов мэра Владивостока может вообще не быть: градоначальника в этом случае будут наделять полномочиями по какой-либо другой схеме. Например, избирать из числа депутатов силами депутатов же. Другой, более радикальный вариант – перемещение «центра силы» от главы администрации Владивостока к спикеру городской думы, когда первым лицом городского округа будет считаться руководитель не исполнительной, а представительной власти краевого центра. Тогда администрацию возглавит наёмный работник, каковыми сегодня являются, к примеру, вице-мэры Владивостока. С этой точки зрения сегодня как никогда многое зависит от краевой исполнительной власти, получившей практически абсолютные рычаги влияния на избранную 2 декабря городскую думу.

Правда, есть один нюанс, продиктованный п.5 ст. 59 Устава Владивостока и предохраняющий основополагающий нормативный документ городского самоуправления от перекраивания каждым новым депутатским созывом «под себя». Например, прежний созыв ограничил число работающих на постоянной основе депутатов тремя штатными ставками, а в следующем созыве депутатскую зарплату и надбавку к трудовой пенсии захотели получать тридцать думцев. Упомянутый пункт гласит: «Внесённые в Устав города Владивостока изменения и дополнения, касающиеся структуры органов местного самоуправления, полномочий органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, вступают в силу после истечения срока полномочий Думы города Владивостока, принявшей решение об их внесении». Получается, что действующий созыв, изменяя устав в части выборов главы администрации, должен будет самораспуститься ради проведения этих выборов.

Автор: Василий Авченко Олегович