Задачи на перспективу вполне ясны

Уходящий год стал для одной из ведущих судоходных компаний бассейна – корпорации «РИМСКО» юбилейным. В сентябре многотысячный коллектив отметил пятнадцатилетие со дня основания фирмы. Всё ли удалось? Все ли поставленные задачи выполнены? Насколько прочен

25 дек. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2265 от 25 дек. 2007
795009d7be40d1c2834800fb4958593d.jpg

Уходящий год стал для одной из ведущих судоходных компаний бассейна – корпорации «РИМСКО» юбилейным. В сентябре многотысячный коллектив отметил пятнадцатилетие со дня основания фирмы – кто на берегу, в многочисленных и бурно развивающихся подразделениях предприятия, кто, как всегда, в море, на вахте – на ходовом мостике или в машинном отделении. Можно махнуть рукой: 15 лет – что за юбилей? Однако в компании, созданной абсолютно с нуля, сумевшей выжить и закалиться в непростой конкурентной борьбе, ставшей на сегодня, по сути дела, многопрофильным холдингом, по праву считают, что есть чем гордиться.

Да и сам праздник стал лишь одним из многих напряжённых трудовых дней уходящего года. Потому что слишком многое было задумано, много надо было успеть сделать. Всё ли удалось? Все ли поставленные задачи выполнены? Насколько прочен созданный фундамент и вполне ли ясен перспективный план? Об этом и многом другом размышляет сегодня на страницах «В» президент корпорации «РИМСКО» Фазил АЛИЕВ:


- Наивно думать, конечно, что мы сделали всё, что хотели, добились всего, о чем мечтали. Так, на мой взгляд, могут говорить лишь чрезвычайно самонадеянные люди. Потому что, если кто-то произносит подобный рапорт, я сразу начинаю думать: значит, у этого человека (или коллектива) были слишком «заниженные» цели.

Может быть, это слишком громко звучит, но мы всегда стараемся работать «по максимуму». Иначе нам бы попросту не удалось за каких-то полтора десятка лет – срок-то, согласитесь, не самый великий – построить многопрофильную компанию, бренд которой сегодня хорошо известен не только в России, но и во всём мире. Мы начинали буквально с одного стола и стула и оказывали лишь сюрвейерские услуги; сегодня в корпорации десяток департаментов, которые способны предоставить клиенту едва ли не весь спектр универсальных услуг, касающихся, заметьте, не только морского транспорта.

Чем в этом плане запомнился, чем отличался от преды-дущих уходящий 2007 год? Не могу сказать, что менялось что-то радикально, нет. И я, и мои коллеги – мы против революционных преобразований. Наша цель скорее выглядит, как поступательное движение вперёд; движение, в котором каждый последующий шаг взвешен и продуман. Так, десять лет назад все наши силы были направлены на развитие судоходного бизнеса: мы активно пополняли рефрижераторный и нефтеналивной тоннаж, собирали по всему бассейну и структурировали вспомогательный флот. Точно так же пять лет назад мы – ни на минуту не забывая о флоте – чуть изменили вектор развития и начали вкладывать все силы и средства в развитие береговой составляющей. Ведь, согласитесь, на двух ногах всегда стоишь увереннее и прочнее, чем на одной. Оба эти направления мы продолжали продвигать и в 2007-м. И та, и другая наши «половинки» развиваются параллельно, придавая друг другу новые импульсы и предоставляя новые возможности.

Наша береговая «часть» поработала на славу. Бегло скажу лишь о том, что были продолжены работы по расширению наших собственных причальных площадей, этим мы будем заниматься и в наступающем году. Было сдано в эксплуатацию и очередное офисное здание общей площадью более трёх тысяч квадратных метров с перспективой расширения в ближайшие годы до 14 тысяч квадратных метров. Фронт работ и поставленные задачи ясны, дело будет продолжено.

Что касается флота, то здесь был сделан весьма существенный и достаточно новый для нас шаг вперёд. Наши суда и прежде активно работали в Арктике – бывало, что и получали ключи от некоторых портов и портпунктов, а значит, открывали в них навигацию, бывало, что и уходили из Восточного сектора или чукотских портов последними, уже закрывая навигацию. Опыт и имя, которые мы заработали в полярке, в этом году дали серьёзный, хотя и ожидаемый эффект. Наши танкеры – «Ренда», «Кашира» и «Вентспилс» - начали активно оперировать в Арктическом бассейне, а танкер «Ренда» впервые совершил в одну навигацию сквозной рейс и по заказу якутского правительства доставил 5 тысяч тонн нефтепродуктов и ГСМ из Архангельска в устье Яны.

В результате мы начали работать с очень серьёзными клиентами по арктическому завозу. Так, по линии Газпрома у нас поступил заказ о постановке с февраля двух танкеров на линию Архангельск - Дудинка. Уже подписаны предварительные контракты о завозе нашими танкерами в арктические порты и портпункты России с обеих сторон – и с запада и с востока – наливных грузов в объёме порядка 50 тысяч тонн. А ведь ещё и традиционный чукотский завоз! Задача более чем серьёзная и ответственная; чтобы её достойно выполнить, потребуются незаурядное мастерство и опыт наших судоводителей. И я не сомневаюсь, что они справятся – так же, как справлялись и с другими, не менее сложными задачами.

Завершая разговор о танкерном флоте, хочу сказать, что в наших ближайших планах – модернизация всей группы танкеров типа «Лукоморье» и танкера «Вентспилс», принадлежащих компании. После соответствующего ремонта и обновления все они будут иметь двойные корпуса, что будет полностью отвечать требованиям соответствующих международных конвенций. Заказанный нами проект уже готов, не сомневаюсь, что в ближайшие годы в целом будет решена и означенная проблема. Мы относим себя к добропорядочным перевозчикам, а потому любые решения, принимаемые в области мореплавания – отечественные ли или международные, – принимаются нами как закон, которым мы должны руководствоваться в повседневной работе.

Не простаивал без дела в уходящем году, как, впрочем, и всегда, и наш рефрижераторный флот. «Оранжевые риферы», как называют их моряки, работали преимущественно с отечественными добытчиками и производителями рыбной продукции, принимая её на борт и вывозя из Охотоморского и Беринговоморского промысловых районов, Курильской промзоны. Понятно, что высокая востребованность на рынке рефрижераторного флота позволяла активно задействовать его и на других направлениях. Параллельно с традиционной работой в промрайонах мы по заказу руководства Чукотского автономного округа завозили сюда снабжение (преимущественно продукты), требующее «холодной» доставки; в это же время по поручению иностранного фрахтователя мы перевозили рыбопродукцию с Аляски (США) в Испанию.

Не могу не поделиться и своими размышлениями о судьбе нашего вспомогательного флота, который в течение ряда лет мы буквально с бору по сосенке собирали по всему Дальневосточному бассейну. Знаете, с точки зрения нормального капиталиста мы бы должны были порезать его на гвозди или продать. Потому что последние год-два он задействован, честно скажу, процентов на 30-40 от своих потенциальных возможностей. То есть «железо» простаивает у причалов. При том, что мы поддерживаем его в абсолютно рабочем состоянии, исправно и без задержек платим людям зарплату и так далее. Грубо говоря – сплошные убытки.

Но! Мы все хорошо знаем о перспективах, которые ожидают южное Приморье. О них не раз было публично сказано с самых высоких трибун. Ожидаемое в самое ближайшее время строительство мостов через Золотой Рог и Босфор-Восточный, автомобильной эстакады с Де-Фриза на Седанку, многие другие запланированные гидротехнические работы во Владивостоке и Восточном - всё это просто немыслимо без задействования наших плавкопра (а он единственный на всём бассейне!) и плавкрана, шаланд и многочисленных буксиров. Понятно, что вместо нас в субподрядчики можно «забить» аналогичные компании из Японии, Южной Кореи, Сингапура и так далее, что неминуемо приведёт к общему удорожанию проектов, которые оплачиваются преимущественно из федерального бюджета, т. е. всеми нами как налогоплательщиками. Ра-зумно ли, правильно ли это? Ближайшее время – а судя по срокам так оно и будет – всё покажет: насколько искренни разговоры о необходимости создания новых рабочих мест, привлечении отечественных производителей тех или иных услуг и расширении налоговой базы.

В этом крайне сложном вопросе – на Дальнем Востоке, мне кажется, ещё не решались столь масштабные задачи – мне бы очень не хотелось быть пессимистом. Наоборот, я и мои сотрудники, мы все с нетерпением ждём завтрашнего дня; надеемся, что будем востребованы и сможем внести свою лепту в реализацию грандиозных планов по превращению Владивостока в реальный форпост России на Тихом океане.

Вместе с тем, прямо скажу, что некоторые последние шаги госструктур вызывают неоднозначное отношение. Я знаю мнение коллег по судоходному бизнесу и могу отметить, что разговоры о необходимости создания в регионе государственной судоходной компании вызывают – как бы помягче сказать – очень настороженные чувства. Ну, во-первых, во всём мире частная (акционерная) собственность управляется значительно эффективнее государственной; сильно сомневаюсь, что мы докажем здесь что-то обратное. Во-вторых, создание такой реально действующей компании обойдётся в миллиарды (не меньше!) долларов. Ужели государство решило все остальные проблемы, чтобы так «сорить» деньгами? Можно привести и массу других аргументов, место которым, впрочем, скорее не на страницах общественно-политической газеты, а в специальном издании.

При этом, поверьте, речь вовсе не идёт о страхе конкуренции. Вряд ли задуманная гос-компания сможет решительно ворваться на те международные рынки, где сегодня с успехом оперируют дальневосточные судоходные компании. Речь о другом – о продуманности решений и их эффективности.

Элементарный пример. В центре Владивостока, на памятнике морякам торгового флота, отлиты в металле известные слова: «Когда опасность Родине грозит, торговый флот становится военным». Абсолютно правильно. Но сам по себе флот не «переделается», для этого нужны соответствующие структуры. Мы это хорошо понимаем. И у нас, как и в других ведущих судоходных компаниях бассейна, есть мобилизационные отделы. Это – не гостайна. Такие структуры есть в крупных американских судоходных компаниях, в других странах. Все они, естественно, независимо от вида собственности активно поддерживаются государством, причём цена вопроса – в той же Америке – сотни миллионов долларов. Знаете, сколько нам перечислил бюджет за содержание моботдела и на поддержание мобготовности в этом году? Только не смейтесь. 70 тысяч рублей. Да дело, собственно, не в деньгах. Мы нормальные люди, патриоты своей страны, и всё понимаем. Но, как говорят в таких случаях, «осадочек остаётся»…

Известное недоумение вызывает и нерешительность государства в вопросах морского образования. Практически всё оно осуществляется сегодня – как у нас в МГУ им. Невельского и Дальрыбвтузе – за государственный счёт (включая обмундирование, питание, проживание, обучение, мореплавательские практики и т. д.). Однако где гарантия того, что выпускник придёт работать к отечественному судовладельцу, под российский флаг? Фактически он свободен в своём выборе. И получив диплом, может незамедлительно оказаться, условно говоря, в Греции, Панаме и ещё чёрт знает где. Мы не единожды поднимали этот вопрос на заседаниях Союза российских судовладельцев, ставили его и перед правительственными структурами. Пока – никакого движения.

Таких вопросов – масса. С ними мы уходим в наступающий 2008 год. Очень надеюсь, что со временем они будут решены, потому что пока висят, как гири на ногах, сдерживая движение вперёд.

Я уж не говорю о куда более мелких вопросах, таких, как наша старая судебная тяжба по поводу одного из зданий в центре Владивостока: ваша газета не раз об этом рассказывала. Не хочу даже называть фигурантов этой некрасивой истории; знаю, что сейчас - после вмешательства Генеральной прокуратуры РФ - в деле появились совершенно новые документы, надеюсь, что всё это придёт к логичному и справедливому решению.

Тем более что предновогоднее чувство - это всегда ощущение праздника, вера в то, что всё плохое останется в уходящем году, а с собой мы заберём только хорошее. Жизнь, конечно, сложнее и многомернее наших пожеланий и надежд. Но, если не будет надежд, к чему тогда вообще стремиться?

Поэтому я от души желаю всем читателям газеты «Владивосток» в наступающем году счастья и – что самое главное – здоровья; пусть сбудутся ваши мечты и станут реальностью ваши планы. Пусть процветают наш город и наша страна. А мы приложим к этому все усилия.

Автор: Андрей Островский Вадимович