Цвет небесный

Во Владивостоке впервые будет полностью расписана церковь. Храм в честь Казанской иконы Божией Матери, который находится на полуострове Шкота (народное название - Эгершельд), сегодня словно превратился в иконописную мастерскую.

21 дек. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2264 от 21 дек. 2007
0159011d1c24ce126c8771a7da342f7c.jpg

Настоятель храма отец Ростислав Мороз:

- Роспись в храме - это норма. Приморские церкви пока не имеют её только потому, что это дорогое удовольствие. Нам трудно было выбрать композицию, которая бы отвечала всем канонам и выглядела достойно. Дело в том, что наш храм по форме необычный. Изображение иконы - дело непростое.

Это не копия реальности. Это окно в духовный мир.

Во Владивостоке впервые будет полностью расписана церковь. Храм в честь Казанской иконы Божией Матери, который находится на полуострове Шкота (народное название - Эгершельд), сегодня словно превратился в иконописную мастерскую.

Предварительно в здании храма, или, проще сказать, в бывшем вестибюле кинотеатра «Вымпел», строители завершили отделочные работы, а сейчас здесь выросли леса. На них трудится бригада иконописцев из Москвы.

Художники Леонид Полетаев, Марина Кашина и руководитель проекта Юрий Захаров прибыли во Владивосток в середине октября. Выпускники суриковского института и знаменитой «строгановки» не новички в храмовой живописи. Юрий Николаевич - ученик профессора Евгения Максимова. После третьего курса у всех студентов была практика в Ростове Великом по копированию стенописи, а потом в Оптиной Пустыни. Так случилось, что после учёбы Юрий Николаевич занялся росписью этого знаменитого храма, колокольни, святых врат. Тогда и полюбил это дело. После светской живописи в храмовом искусстве для него было много интересного.

Самые яркие воспоминания у Леонида Полетаева остались от храма в деревне Гудово Липецкой области. В конце 30-х годов прошлого века строение уцелело только благодаря тому, что его отстояли местные жители. Они отказались освободить помещение, которое хотели стереть с лица земли. Подрывники долго уговаривали непослушных, а когда поняли, что это бесполезно, махнули рукой и ушли. Храм выстоял.

- Почему вы приехали именно во Владивосток?

- Настоятель храма Ростислав Мороз сначала обратился в Свято-Тихоновский университет, - отвечает Юрий Захаров. - В нём работает мой коллега, который в то время был загружен и посоветовал обратиться ко мне. Мы встретились в Москве, обсудили проект. Так и оказались с друзьями во Владивостоке.

Правда, когда собирался в дорогу, мучили сомнения, что писать будет трудно. В это время в центральной России пасмурно, рано темнеет и приходится работать при искусственном свете. А оказалось, во Владивостоке много солнечных дней. Для художника это очень важно.

В Казанском храме подготовились к приезду столичных художников. Местный столяр смастерил специальные лежаки, которые помогают в работе. Без них расписывать потолок было бы сложно.

- Они с золотыми петельками, - шутят богомазы. – Даже у художников храма Христа Спасителя таких не было. Они б позавидовали нашему комфорту.

Да и сами мастера - народ изобретательный. Они надевают на кисточку маленький кусочек поролона, чтобы краска не капала.

Роспись будет выполнена в древне-византийском стиле, в сербских, греческих и болгарских традициях. В ней не будет тяжёлых тонов. Все колера яркие и светлые. Их готовят сами художники.

Они и мастера, и подмастерья - всё в одном лице. Это раньше была специализация: знаменщики размечали рисунки, другие выводили лики, расписывали одежды….

Мастера используют итальянские акриловые краски. Только благодаря их цветовой гамме можно достичь эффекта фрески. Сусального золота не будет. Это дорогое удовольствие. Поэтому вместо него будет акриловый заменитель.

- Они идеально ложатся на качественную штукатурку, - заверяют художники, - и если предыдущий слой держался полсотни лет, то надеемся, что и этот прослужит не меньше.

- Я слышала, не каждому дано писать иконы?

- Раньше существовала специальная комиссия, которая строго следила за тем, какой человек берётся за работу, - рассказал Юрий Захаров. - А сейчас многое зависит от настоятеля храма. Понятно, случайный человек не сможет написать образ. Необходимы знания, опыт, время и духовный настрой. Такая работа не требует суеты. К примеру, рисовать с жены или друга образ – это дилетантство. Иконописью занимаются не от ущербности, а по зову души.

Во время работы прохлаждаться некогда. Ведь предстоит расписать 300 квадратных метров. Сейчас художники работают вдвоём. Марина отправилась работать в Оптину Пустынь и расписывает скитской храм Архангела Михаила, над фресками которого работал и Юрий Захаров. Уже выполнена половина работ по росписи потолка. Все работы планируют завершить летом к празднику иконы Казанской Божией Матери. После чего Юрия Захарова ждут в Тайнинском, где он будет расписывать храм.

Автор: Татьяна ГРИГОРЬЕВА