Житель Самары решил вернуть России острова под Хабаровском
В последнее время представители высшего российского истеблишмента много говорят об «островном синдроме» дальневосточников и необходимости его преодолевать. Имеется в виду, естественно, многоплановая оторванность дальневосточных окраин от метрополии. Но ес
В последнее время представители высшего российского истеблишмента много говорят об «островном синдроме» дальневосточников и необходимости его преодолевать. Имеется в виду, естественно, многоплановая оторванность дальневосточных окраин от метрополии. Но есть и другой «островной синдром».
Мы имеем в виду без особого энтузиазма воспринятое на Дальнем Востоке решение Москвы о передаче Китаю долго считавшихся спорными островов на Амуре, у самого Хабаровска. Соглашение об этом было подписано 14 октября 2004 года в Пекине в ходе официального визита в Китай президента Владимира ПУТИНА, позже документ ратифицировали парламенты обеих стран, а еще позже министры иностранных дел Китая и России на встрече во Владивостоке обменялись ратификационными грамотами. Казалось бы, всё, поезд ушёл, поздно пить боржоми. Однако не все считают, что точка в этом территориальном споре России с Китаем уже поставлена. Житель Самары Александр АЛАДИН решил оспорить ратифицированное Госдумой соглашение и подал соответствующую жалобу в Конституционный суд РФ. Связавшись с Александром Анатольевичем, корреспондент «В» смог получить копию этого документа и ознакомиться с аргументацией заявителя.
«Сбалансированные, отвечающие взаимным интересам решения»Вкратце напомним очерёдность событий. «Дополнительное соглашение между РФ и КНР о российско-китайской государственной границе на её восточной части» было подписано в Пекине министрами иностранных дел России и Китая Сергеем ЛАВРОВЫМ и Ли ЧЖАОСИНОМ 14 октября 2004 года в присутствии глав обоих государств (в рамках официального визита президента Путина в КНР). В соответствии с этим документом Китаю полностью отошёл остров Тарабарова и наполовину – остров Большой Уссурийский, находящийся в непосредственной близости от центра Хабаровска, в пределах прямой видимости. Именно Большой Уссурийский считался перспективным направлением развития Хабаровска (как у нас сегодня – Русский), на нем находились не только воинские части, но и дачи хабаровчан. Всего Китаю передавалось более 300 квадратных километров спорной земли. Хотя незадолго до этого тогдашний полпред президента в ДВФО Константин ПУЛИКОВСКИЙ публично подтверждал бесспорную российскую принадлежность спорных территорий, а хабаровский губернатор Виктор ИШАЕВ активно способствовал развитию Большого Уссурийского как части Хабаровска.
По итогам работы в Китае президент Владимир Путин заявил, что Россия и Китай шли к решению пограничного вопроса 40 лет, проявили государственную мудрость и вышли на сбалансированные, отвечающие взаимным интересам решения. 20 мая следующего, 2005 года соглашение, как положено, ратифицировала Госдума, приняв соответствующий закон.
После этого, 2 июня 2005 года, состоялась историческая встреча министров иностранных дел России, Индии и Китая во Владивостоке. В Доме переговоров на Санаторной Сергей Лавров и Ли Чжаосин подписали протокол и обменялись друг с другом ратификационными грамотами. Разрешение территориального спора было «не отходя от кассы» обмыто шампанским. Те, кто считал, что этот бокал обернётся тяжелым историческим похмельем, пошумели и успокоились. Как говорится, где наше не пропадало?
«Островной синдром» и Основной законОднако успокоились, оказывается, не все. Житель Самары Александр Аладин, занимавшийся изучением российско-китайских проблем, решил пойти другим путем – не митинговать, а оспорить решение о передаче островов в суде. В результате появился на свет документ под названием «Жалоба о проверке конституционности дополнительного соглашения между РФ и КНР о российско-китайской госгранице на её восточной части, ратифицированного федеральным законом №52-ФЗ от 31 мая 2005 года «О ратификации дополнительного соглашения…». Заявитель Александр Аладин считает, что имели место факты «потери части территории РФ на российско-китайской границе без волеизъявления её многонационального народа» и «создания негативного прецедента по угрозе целостности территории РФ». Он добивается признания принятого в Пекине соглашения противоречащим Конституции РФ, а также декларации «О государственном суверенитете РСФСР» от 12.06.1990 №22-1, и на этом основании просит считать соглашение утратившим силу. «Согласно конституционным посылкам о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является её многонациональный народ, а высшим непосредственным выражением власти народа является референдум, территория страны не может быть изменена без волеизъявления народа, выраженного путем референдума, - говорит Александр Аладин. – Так как обжалуемое соглашение ратифицировано федеральным законом без учёта мнения народа и без проведения референдума, налицо нарушения положений Конституции и декларации о государственном суверенитете РСФСР».
Жалоба гражданина Аладина А. А. была направлена в Конституционный суд, зарегистрирована за входящим номером №14552 и попала на рассмотрение в секретариат Управления конституционных основ публичной власти и федерального устройства. Кроме того, Александр Аладин (кстати, член «Единой России») выступает с открытым обращением к президенту России и всем кандидатам в президенты, в котором, в частности, говорится: «Нужна ли нам такая дружба, когда мы теряем территорию, самоуважение, престиж ради мифических инвестиций? Получая сиюминутную выгоду, мы теряем территории, веру народа в Россию, в её целостность… Передача островов грозит стратегической безопасности Хабаровска, Дальнего Востока и всей России в будущем… Призываю пересмотреть договор о передаче части территорий Китаю, так как в будущем это грозит территориальными претензиями к России, дальнейшей экспансией Китая и захватом нашей земли».
Один в конституционном поле - не воинСам Александр Аладин оценивает судебные перспективы своего иска достаточно скептически: «В нашей стране идти против власти тяжело». Вместе с тем есть и другие – не политические, а сугубо юридические обстоятельства, из-за которых Конституционный суд, скорее всего, не сможет рассмотреть жалобу по существу. Во-первых, согласно ст. 3 федерального конституционного закона «О Конституционном суде», проверять на соответствие Основному закону можно лишь те международные договоры, которые ещё не вступили в силу. Во-вторых, даже до ратификации и вступления в силу таких договоров правом на обращение в КС РФ с запросом о проверке их конституционности обладают президент, Совет Федерации, Госдума, правительство и ряд других органов власти, включая администрации и Законодательные собрания субъектов РФ, но никак не простые граждане, что и требовалось доказать. Остается только выразить уважение жителю Самары Аладину, в одиночку вступившемуся за такие, казалось бы, далёкие от него острова на Амуре. Причём совершенно цивилизованным путем – через судебные инстанции. Это к вопросу о развитии у граждан правового сознания.
Автор: Василий Авченко Олегович