“Восток” пытается ориентироваться на запад

Большекаменский завод “Восток” - предприятие, которое всегда было окружено завесой секретности. Пожалуй, широкая публика узнала о его существовании только в позапрошлом году, когда рабочие, доведенные до отчаяния многомесячными задержками зарплаты, буксиром перекрыли выход в море новейшей атомной подводной лодке класса “Дракон”. После этого случая скрывать что-то уже не имело смысла. Если завод “Звезда” всегда занимался ремонтом атомных лодок, то “Восток” эти лодки строил. Точнее, достраивал. Сейчас о милитаристическом предназначении предприятия напоминают лишь строгий пропускной режим да счетчик радиации, расположенный прямо над “вертушками” проходной. О том, чем сегодня живет завод и что ждет его в будущем, наш разговор с директором - Анатолием АДАМЕНЕЙ.

23 сент. 1997 Электронная версия газеты "Владивосток" №226 от 23 сент. 1997

Большекаменский завод “Восток” - предприятие, которое всегда было окружено завесой секретности. Пожалуй, широкая публика узнала о его существовании только в позапрошлом году, когда рабочие, доведенные до отчаяния многомесячными задержками зарплаты, буксиром перекрыли выход в море новейшей атомной подводной лодке класса “Дракон”. После этого случая скрывать что-то уже не имело смысла. Если завод “Звезда” всегда занимался ремонтом атомных лодок, то “Восток” эти лодки строил. Точнее, достраивал.

Сейчас о милитаристическом предназначении предприятия напоминают лишь строгий пропускной режим да счетчик радиации, расположенный прямо над “вертушками” проходной. О том, чем сегодня живет завод и что ждет его в будущем, наш разговор с директором - Анатолием АДАМЕНЕЙ.

- Анатолий Иванович, все же интересно, чем закончилась та история с “Драконом”?

- Сюда немедленно прибыл заместитель министра обороны РФ Ситнов и пообещал рабочим, что деньги за выполненные работы будут перечислены заводу немедленно. Окончательно рассчитались через год.

- Очевидно, с тех пор положение завода ничуть не улучшилось...

- Оно стало гораздо хуже. Наше головное предприятие - “Амурский судостроительный завод”, который находится в Комсомольске-на-Амуре, может остаться зимой без тепла. А при морозах в 40 - 45 градусов фундаменты корпусов “поедут” и здания просто разрушатся. Недавно в Хабаровске и в Большом Камне побывала большая комиссия во главе с руководителем оборонных программ Минэкономики Олегом Ефимовым. Рассматривались и проблемы наших заводов. Было принято решение, что комиссия сразу же после приезда в Москву разработает проект решения правительства. Такой проект был подготовлен, но ни один из государственных мужей это решение не подписал.

- Почему?

- Потому что боятся. Подписывать ведь нужно не просто бумагу. Нужно, например, решить вопрос, что делать с нашим “заделом” в виде двух подводных лодок. Их резать на металлолом или достраивать? Или что делать с зарплатой и с налогами? Таких сложных вопросов много. Но как мне сказали в частной беседе: “Допустим, завтра сменится власть. Спросят, кто подписал решение о том, чтобы лодки пустить на металлолом? Найдут, конечно же...” Вот все и боятся. Вот если мы сами развалимся, то получится, что виновных вроде бы и нет. Поэтому и не подписывают решение о ликвидации, и денег не дают.

А с деньгами у нас в АО “АСЗ” ситуация доходит до абсурда. Нам не заплатили за сделанную работу. Мы должны Пенсионному фонду около 50 млрд. рублей. А пеня на эти 50 млрд. уже составила 210 млрд. Ну, уберите хотя бы пеню, ведь не мы виноваты в том, что нам не платят.

- Но ведь вы не государственное предприятие, а самостоятельное АО и в принципе можете делать то, что находите выгодным?

- Да, мы самостоятельные, но у нас есть госзаказ и есть закон, по которому директор не может отказаться от его выполнения. Если он откажется, он станет преступником. Мы не отказываемся, но и денег на выполнение этого заказа нам не дают. Объем госзаказа на этот год был утвержден только в августе. И только в августе мы узнали, что нам не запланировано в этом году ни рубля. Но ведь до этого времени мы работали... Они, видимо, там, в Москве, не знают, что такое каждый день в течение 9 месяцев отвечать людям, что денег нет и не будет.

- Тем не менее у вас все еще остаются огромные производственные мощности и высококлассные специалисты-универсалы. Что вам мешает выполнять гражданские заказы и зарабатывать деньги “на стороне”?

- Мы построили 2 современных судна для “ДВМП” и “Амурского пароходства”. В постройке строительство еще 6 пароходов, корпуса которых в Комсомольске находятся в разной степени готовности, причем 2 из них уже на воде, и их можно достраивать уже в этом году. Но, например, если судно определенного класса стоит в Корее или в Японии 15 миллионов долларов, то у нас оно будет стоить 25 миллионов. Зачем они будут покупать у нас, если за рубежом дешевле?

Когда мы строили судно “Амур” для “ДВМП”, у нас вообще сложилась критическая ситуация. Цены на металл подскочили в 2 раза выше мировых. Кабель, который мы покупаем на Украине, стал стоить в 18 раз выше мировой цены. Конечно, можно покупать комплектующие за рубежом. Но тогда из-за таможенных пошлин стоимость судна все равно будет выше мировой. Даже за югославские спасательные плоты, необходимые для любого корабля, с нас взяли акциз, посчитав их предметами роскоши. Никто не задумался о том, что мы создадим рабочие места, продадим судно, получим прибыль и заплатим с нее налоги в бюджет...

Кроме того, сегодня мы не можем предоставить таких выгодных условий, какие предлагаются за рубежом. Там нашему пароходству дают кредит, на несколько лет под льготный процент. Оно платит верфи лишь 20 процентов от стоимости контракта, а остальные деньги вносит, к примеру, в течение 8 лет, когда судно само уже начинает зарабатывать деньги.

Мы научились строить гражданские суда. Мы ведь делали только подводные лодки, затем освоили новые технологии. И теперь остановились... У нас в стране просто нет нормальных экономических условий для того, чтобы нормально работать.

- Известно, что в этом году “Амурский судостроительный завод” приступил к выполнению заказа от компании “Сахалинская энергия”, которая представляет интересы таких крупнейших корпораций, как McDermott, Shell, Mitsui, Mitsubisi и Marathon, заинтересованных в разработке месторождений нефти на шельфе Сахалина в рамках проекта “Сахалин-2”. Может быть, это шанс на выживание для вашего предприятия?

- Для “Сахалинской энергии” мы делаем спейсер - основание, на котором будет стоять нефтедобывающая платформа. Сегодня работы в Комсомольске уже закончены, и две из четырех частей этого спейсера уже прибыли к нам в Большой Камень, где мы будем собирать их вместе. Но работы по проекту “Сахалин-2” - это всего лишь пробный шар. Иностранцы должны посмотреть, на что способен завод. Пока мы идем с опережением контрактного графика. И если мы полностью выполним все условия контракта, то небольшие перспективы для нас открываются.

- И все же неужели нельзя заработать деньги на других, “непрофильных” для вашего предриятия видах работ, например на перевалке леса?

- Объем продукции, которую “Восток” обычно вырабатывал в год, составлял примерно 32 миллиарда рублей. На лесе мы зарабатываем 3 миллиарда. Разве можно на эти деньги поддерживать основное производство?

- Вы видите пути выхода из кризиса для вашего завода?

- На сегодня ВМФ должен “Востоку” 3,5 миллиарда. А всему акционерному обществу гораздо больше. Точную цифру назвать нельзя, потому что, как выяснилось, в этом году от уже выполненной нами работы практически отказались. Нужно решение правительства, которое не подписывают. А наша задача - пережить лихолетье, чтобы не развалиться и сохранить завод. Шансов выжить у нас практически не осталось.

Автор: Сергей ЧЕЧУГО, “Владивосток”