Лицом к культуре

Художники и вообще люди творческие, по сложившемуся стереотипу, всегда держатся в стороне от политики. И это на самом деле так. К сожалению, эта в целом похвальная отстраненность сыграла с творческими людьми и тем, что традиционно называется «культура», з

30 нояб. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2252 от 30 нояб. 2007
3409be67ddcaebf1c907ef1e141557db.jpg

Художники и вообще люди творческие, по сложившемуся стереотипу, всегда держатся в стороне от политики. И это на самом деле так.

К сожалению, эта в целом похвальная отстраненность сыграла с творческими людьми и тем, что традиционно называется «культура», злую шутку.

Именно они попали под раздачу. Под колесо законотворчества.

Может быть, поэтому накануне выборов - в том числе и в городскую думу Владивостока - художник Владимир Старовойтов решил разбить стереотипы и поговорить о наболевшем. Дать, так сказать, наказ будущим депутатам…

Напомним, именно мастерская Владимира Старовойтова оказалась первой в списке муниципального имущества, выставляемого на продажу. На очереди были и остальные мастерские членов Приморского отделения Союза художников России. Куда при таком раскладе должны были деться живописцы, скульпторы вместе с их работами, не уточнялось. Обратившись в городскую думу, руководители ПО СХР постарались объяснить: мастерская для художника - это как ноги для артиста балета. Отнять - значит лишить смысла жизни. Художники не просили подарить им мастерские, нет. Просили найти такое решение, которое разрешило бы ситуацию к взаимному удовольствию. Депутаты пошли навстречу - из списка приватизируемого имущества на 2007 год мастерские были исключены. Но вот уже 2008-й на пороге, а с ним - все те же проблемы. Которые депутаты предыдущего созыва оставили нерешенными…

- Я знаю, - говорит Владимир Старовойтов, - что будет дальше. Месяц-другой новые депутаты - городской ли думы, Государственной ли - будут входить в курс дела и решать оргвопросы. Еще месяц-другой уйдет на понимание первостепенных проблем. Поэтому хочу обратиться к законодателям заранее. Разъяснить суть вопроса, так сказать.

В своих предвыборных обещаниях и платформах почти все кандидаты обещают позаботиться о сирых и голодных. Обещают думать о пенсионерах, о детях. Это правильно. Но как-то обидно. У нас уже 200 лет есть Пушкин, а нас все еще считают убогонькими какими-то! Не надо. Нельзя все время говорить только о хлебе насущном и забывать о том, что, собственно, отличает человека от любого животного.

Но почему в предвыборных обещаниях речь либо вообще не заходит о культуре, либо - если заходит - то как-то уж слишком общо? Складывается впечатление, что наши избранники просто не владеют информацией, считая, что культура - это когда кто-то крестиком вышивает или детки на улице пляшут. На самом деле культура - это гораздо больше, чем народное творчество. Без развития профессионализма, без профессионального образования не может быть того, что модно называть «взлетом культуры». Кто и как будет взлетать, если крылья подрезают? Я говорю о необходимости сохранения материальной базы для профессионального творчества, которая обеспечивает свободу этого самого творчества. И речь не только о мастерских, хотя эта тема мне, как художнику, наиболее близка и понятна. Сохранение культурного достояния, о котором так много говорят, - это забота о социальных структурах, организующих культурный процесс. Во всех, даже самых процветающих странах есть творческие гильдии, которые поддерживаются либо меценатами, либо имеют законные основания для своей деятельности. У нас пока не возник класс меценатов и нет законов - «О культуре», «О творческих союзах», например. Таким образом, не обращая внимание на культуру, законодатели волей-неволей на себя налагают обязанность заботиться о ней.

В современной России проблем у культуры много больше, чем достижений. И в Приморье тоже. Посмотрите, как катастрофически мало молодых людей, даже окончивших академию искусств, идут в искусство. Этим не прокормишься. А чем, например, союз художников может поддержать талантливого начинающего живописца? В первую очередь - выделением мастерской. Недавно от нас уехал Павел Шугуров, а ведь мог бы стать гордостью Приморья, талантище у парня! Вот она, цена ошибок законодателей…

2008-й - год критический, именно в этом году должен быть завершен процесс приватизации муниципального имущества. Если подойти к делу формально, по-чиновничьи, можно спровоцировать такой взрыв, такие далеко идущие последствия… Об этом, пожалуйста, задумывайтесь, дорогие наши избранники, во время принятия решений!

Между прочим, я внимательнейшим образом, с карандашиком, прочел этот самый 131-й закон, согласно которому нас собирались и собираются лишить мастерских, согласно которому закрываются Дома культуры, библиотеки. Там многое отдано на усмотрение местных властей. И у наших избранников есть варианты - уверен, если поискать, их немало найдется - решения проблемы. Такие, которые удовлетворили бы и художников, и муниципалитет. Кстати, в законе нет ни слова о художниках. Мы, увы, для законодателей не существуем…

Весной, когда встал вопрос о приватизации мастерских, мы, члены ПО СХР, приходили в думу города, говорили с депутатами и нашли точки соприкосновения. Мы готовы начать такую же работу сначала. С думой нового созыва. Готовы встречаться, объяснять, доказывать. Но наши усилия не должны и не могут остаться односторонними, вам не кажется?

Конечно, меня могут упрекнуть: вот, мол, зациклился на мастерских. Да, зациклился. А как иначе - ведь речь идет о деле моей жизни, о том, что наполняет ее смыслом. Могут спросить: а почему это вам должны быть льготы? А мы не просим льгот! Не просим подачек! Мы просим, нет, требуем найти вариант решения проблемы. Оставить то, что по духу закона нам принадлежит. Просто давайте найдем такое решение, которое и для бюджета города, и для художников будет приемлемым.

Да, вот такой наказ будущим депутатам. Нужна простая и разумно устроенная структура управления и взаимодействия с творческими союзами. Нужна вразумительная культурная политика. Повернитесь лицом к художникам, музыкантам, актерам, уважаемые депутаты! А то ведь может так случиться, что к 2012 году театр оперы и балета построят, новую картинную галерею отгрохают - а писать картины, петь, играть, музицировать будет некому…

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ