Вдохновляет ли вас весна на творчество, дает энергию, силы и новые идеи?

Электронные версии
Экономика

Ярославка: 2008 год станет рубежным

Ярославский ГОК, ныне – РГРК (Русская горно-рудная компания), частый гость на страницах «В». Не раз и не два рассказывали мы об истории его крутого падения и не менее решительного взлета. В середине 90-х годов прошлого века в силу целого комплекса причин
Ярославка: 2008 год станет рубежным

Ярославский ГОК, ныне – РГРК (Русская горно-рудная компания), частый гость на страницах «В». Не раз и не два рассказывали мы об истории его крутого падения и не менее решительного взлета. В середине 90-х годов прошлого века в силу целого комплекса причин предприятие пришло в полное запустение, и фактически готовилась его ликвидация. Причем вместе с градообразующим предприятием на явную гибель был обречен и многотысячный поселок.

Однако именно здесь благодаря умелым действиям новых управляющих был создан едва ли не уникальный для региона, да и для отрасли в целом прецедент: за несколько лет шаг за шагом ГОК удалось не только вывести из тяжелого кризиса, но и сделать одним из лидеров горнорудного бизнеса. Именно об этом, редком опыте, когда процедура банкротства приводит к реальному оздоровлению, краевые СМИ писали не единожды и с нескрываемым восхищением. Но сегодня та синусоида – с резким падением и трудным, но успешным обратным подъемом – стала вчерашним днем. Встав на ноги и расправив плечи, в Ярославке задумались о дальнейшем, в первую очередь – о необходимости мощного, качественного рывка вперед. Тактику и стратегию такого рывка здесь продумывали и готовили не один день. Сейчас предприятие напоминает стайера, изготовившегося к решительному ускорению на долгой дистанции. Именно об этом рассказал в беседе с нашим корреспондентом генеральный директор ГОКа Глеб ЗУЕВ:

– Наверное, сравнение с бегуном на длинную дистанцию правильное. Нам действительно в ближайшее время предстоит осуществить программу радикального по своей сути технического перевооружения, расширения и обновления производства, причем по целому ряду направлений. Стратегия выработана на годы вперед, шаги просчитаны. Впрочем, обо всем по порядку.

В начале этого месяца в Москве прошло заседание совета директоров РГРК. Оно стало знаковым не только потому, что в нем приняли участие ключевые фигуры в нашем руководстве – председатель совета директоров Эдуард ЯНАКОВ и депутат Государственной думы РФ, председатель научно-технического совета группы компаний «ЭСТАР» («Электросталь России») Вадим ВАРШАВСКИЙ. На этом заседании были рассмотрены и утверждены рубежные показатели для нашей компании на следующий год и основные параметры инвестиционной программы комбината на обозримую перспективу.

По всем ключевым направлениям нашей деятельности запланирован существенный рост показателей; по некоторым из них этот рост должен стать кратным. Судите сами.

Реальная фантастика

Один из ключевых критериев работы горно-обогатительного предприятия – объем вскрышных работ. В уходящем году наша «вскрыша» составит порядка 1 миллиона 200 тысяч кубометров. Задача на 2008 год – 2 миллиона 700 тысяч кубометров. Рост более чем в два раза. Понятно, что эти цифры – не самоцель, они преследуют решение вполне конкретных задач. Во-первых, мы твердо намерены наверстать то, что было упущено в трудные 90-е годы; во-вторых, и это самое главное, нам предстоит выйти на фантастический по сегодняшним меркам рубеж в добыче флюоритовой руды – 1 миллион 250 тысяч тонн. Именно столько мы планируем взять на обоих наших основных карьерах – «Вознесенском» и «Пограничном». Для сравнения скажу, что сейчас годовая добыча руды составляет порядка 650 тысяч тонн. То есть опять же предстоит более чем двукратный рост.

Понятно, что решение столь серьезных задач требует не менее серьезного технического и технологического обеспечения. Именно этим мы сейчас вполне предметно и занимаемся.

Так, в минувшем году предприятие получило пять новых «БелАЗов», в этом году уже получены три тяжелые машины, еще две находятся в процессе отгрузки из Минска. Еще шесть «БелАЗов» мы получим в 2008 году. Такого масштабного обновления карьерного автопарка в Ярославке не было, пожалуй, со времени основания предприятия.

Сейчас мы получаем новый тяжелый карьерный бульдозер – «Катерпиллар». Эта модель собственным весом в 50 тонн (!) представляет собой самое современное поколение горной техники. В следующем году пополнится парк буровых станков новым «СБШ-250», запуск которого и нацелен на активизацию вскрышных работ.

Параллельно мы планируем вложить порядка 80 миллионов рублей в реконструкцию собственного топливно-энергетического комплекса, в частности перейти с дорогого нынче мазута на более экономичный уголь. Одновременная с этой реконструкцией установка собственных генерирующих мощностей позволит нам закрыть – по нашим подсчетам – 20 процентов энергетических потребностей комбината.

В планах ближайшего времени – обновление технологического парка на обогатительной фабрике; здесь будут смонтированы новые классификаторы, флотационные машины, другое оборудование.

Щебень для АТЭС

Задачи, о которых я рассказал выше, казалось бы, уже сами по себе говорят о серьезности поставленных перед нами рубежей. Однако это – лишь малая часть из того, что предстоит сделать коллективу в ближайшие годы.

На том же самом заседании совета директоров была утверждена программа, включающая в себе четыре принципиальных для нас инвестиционных проекта. Вот о них, пожалуй, следует сказать особо.

Во-первых, уже в начале 2008 года мы полагаем запустить на полную мощность собственный завод по производству габброидного щебня. Это великолепный и абсолютно уникальный для нашего региона строительный материал; во всяком случае, ничего подобного на Дальнем Востоке нет. Вы, очевидно, знаете, что в нашем климате один из главных критериев для стройматериалов – это морозостойкость. Так вот, для габброидного щебня этот критерий определяется в 300 циклов. Т.е. он выдерживает 300 зим. Отличается этот материал и по другим параметрам.

Специально для его производства мы разработали новый карьер, сейчас в Ярославку доставляется современное итальянское оборудование, на январь запланирован монтаж, и, я думаю, к весне заработает. Его мощность – 400 тысяч кубометров в год. Серьезная цифра. Боюсь, впрочем, что и этого может оказаться мало. Потому что такой щебень активнейшим образом применяется в дорожном строительстве, в гидростроительстве, а также активно используется как высококачественный наполнитель для бетона. Учитывая те объемы строительства, которые запланировано выполнить в ближайшие годы в Приморском крае и в рамках подготовки к саммиту АТЭС-2012 и по ряду других направлений, мы ни секунды не сомневаемся в высокой востребованности нашего продукта.

Ориентир – брикеты

Это – достаточно новое для нас производство. Но понятно, что ничуть не меньшее, если не большее внимание будет уделяться основному виду нашей продукции – флюориту. И здесь появляется второй инвестиционный проект. Он связан с началом выпуска брикетированного флюорита. Это – давняя наша идея, частично она уже опробована на полупромышленной установке по выпуску брикетированного флюоритового концентрата. На сегодня разработаны уже и соответствующие технологии, есть конкретные договоренности с немецкими партнерами, которые будут поставлять и вести монтаж технологической линии на 100 тысяч тонн брикетов в год. Согласно нашим планам на следующий год намечен монтаж оборудования, а на 2009 год – выпуск брикетов. Реализация этого проекта позволит нам выйти на перспективный металлургический рынок не только России, но и Японии, и Южной Кореи. Так, уже сегодня очень серьезный интерес к этому проекту проявляют южнокорейская POSCO (пятый в мире производитель стали) и японская «Сумитомо корпорейшн», которая готова помогать в продвижении продукции на японские рынки производства металла и цемента.

С другой стороны, реализация «брикетного» проекта позволит нам более полно использовать имеющуюся сырьевую базу – как говорится, мы не так богаты, чтобы позволять себе «размашисто» относиться к нашим ресурсам. А это – следующий инвестиционный проект, связанный с внедрением современного метода подготовки и сортировки руды – рентгенорадиометрия. Дело в том, что, как и у многих других горных предприятий, руды наши постепенно беднеют. Еще пару лет назад было 40 процентов флюорита в руде, а сейчас уже – чуть за 30. Новый метод позволит нам прямо в карьере отделять руду от пустой породы. Именно там, в карьере, будет построен рудосортировочный комплекс, что, как мы полагаем, позволит резко увеличить эффективность. Оборудование это из Красноярска, его делают сибирские машиностроители, которые работают с очень серьезными заказчиками, такими, к примеру, как «Норильский никель». Согласно нашим планам до конца следующего года новый комплекс будет смонтирован и начнет работать, мощность его составит порядка полумиллиона тонн в год.

Миллионы с неба не упадут

И, наконец, еще один проект связан с реконструкцией дробильно-измельчительного отделения на обогатительной фабрике комбината. Представьте: у нас сейчас в этом отделении стоят четыре головные мельницы, и каждая из них потребляет больше электроэнергии, чем весь поселок Ярославский! Понятно, что, когда комбинат строился, с такими затратами никто не считался. Сегодня другое время, когда требуется высокая эффективность при наименьших затратах, иначе вопрос о твоей конкурентоспособности повиснет в воздухе. Мы провели испытания принципиально новых роторных дробилок, которые планируем использовать в этом отделении. Если удастся внедрить наши планы в жизнь, а мы в этом не сомневаемся, то экономия на одних только энергозатратах составит порядка 70 миллионов рублей в год. Сейчас идет выбор поставщика оборудования – скорее всего, это будут или немецкие производители, или наши машиностроители из Санкт-Петербурга. Решение будет принято в течение ближайшего месяца, до конца года, и уже на 2008-й запланирована серьезная реконструкция.

Для реализации всех этих проектов понадобятся инвестиции в размере более 10 миллионов долларов. С неба они, понятно, не упадут, и потому финансовый план просчитан нами достаточно скрупулезно. Структура финансирования ясна: частично это будут средства наших ключевых акционеров, частично – привлеченные банковские кредиты.

Приходи, работай, живи

Следующий год во многом станет рубежным. Причем не только для инженерно-технического персонала, но и для всего коллектива, насчитывающего сегодня 1.700 человек. С 1 января – и об этом уже объявлено публично – зарплата будет увеличена на 15 процентов. Наверное, этого недостаточно. Но мы не скрываем, что потенциал для роста зарплаты есть, и он достаточно велик. Главное – реализовать этот потенциал через растущую эффективность труда каждого работника, обеспечить прямую заинтересованность всех членов трудового коллектива в высоких конечных результатах.

Понятно, что только «рубля» для этого недостаточно. Здесь нужен целый пакет мер социального характера, который мы сегодня стараемся реализовывать. И это тоже прописано в инвестиционной программе отдельной строкой. Пожалуй, впервые с советских времен (благо, что наконец-то комбинат снова встал на ноги) принято решение о строительстве для молодых специалистов жилого 30-квартирного дома. Это, конечно, потребует от нас серьезных затрат, но мы готовы на них пойти, чтобы привлечь молодые «мозги». Другой путь привлечения молодых «итээровцев», который мы начали использовать, – приобретение для них жилья за счет комбината на вторичном рынке. Приходи, работай, живи. 10 лет нормально отработал – квартира твоя.

И я уж не говорю о такой вещи, как образование. Мы давно и в обязательном порядке оплачиваем обучение в ДВГТУ (на том же горном или механическом факультетах) наших работников. Главное, чтобы у людей было желание учиться. К счастью, это желание есть. А значит, есть и будущее у всего комбината.

Автор : Андрей Островский Вадимович

comments powered by Disqus
В этом номере:
Строительство моста на Русский обещают начать в следующем году
Строительство моста на Русский обещают начать в следующем году

К февралю 2008 года проект моста на остров Русский должен быть завершен, а к июню – утвержден Главгосэкспертизой. Такие сроки поставлены перед организацией-проектировщиком – НПО «Мостовик» из г. Омска заказчиком – департаментом дорожного хозяйства админис

Дело Николаева направлено в суд

Заместитель генерального прокурора РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Гулягин утвердил обвинительное заключение по уголовному делу в отношении главы Владивостока Владимира Николаева.

Владивосток продолжится в Надеждинском районе

Концепция строительства новой автодороги аэропорт – Владивосток была представлена губернатору Приморского края Сергею Дарькину. Проект презентовали недалеко от поселка Нового Надеждинского района, где планируются крупная транспортная развязка и микрорайон

Чтобы ехали переселенцы, нужны рабочие места
Чтобы ехали переселенцы, нужны рабочие места

Еще семь километров автодороги Раздольное-Хасан было торжественно сдано в эксплуатацию в минувшую пятницу. Окончательного асфальтирования всей трассы в Хасанском районе с нетерпением все ждут уже пятый год. В прошлом году асфальтом покрылся участок в райо

Кораблекрушение в Японском море: новые трагедии лесовозов

Сигнал SOS разнесся над Японским морем в воскресенье в 17.30 по владивостокскому времени. На теплоходе «Кастор-1» (название одной из двух наиболее ярких звезд в созвездии Близнецов, в древнегреческой мифологии так звали героя-близнеца), следовавшем из Нах

Последние номера