Анна Терехова: Меня всегда сравнивают с мамой

Спектакль «Сергей и Айседора» – одна из самых ярких, самых обсуждаемых и самых красивых постановок театра Романа Виктюка – наконец-то добрался и до Владивостока. Трагическую, яростную любовь двух ярких талантливых людей для приморской публики сыграли Анна

20 нояб. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2245 от 20 нояб. 2007
838a7e493c1d076a35714124932dfafe.jpg


Спектакль «Сергей и Айседора» – одна из самых ярких, самых обсуждаемых и самых красивых постановок театра Романа Виктюка – наконец-то добрался и до Владивостока. Трагическую, яростную любовь двух ярких талантливых людей для приморской публики сыграли Анна Терехова и Дмитрий Малашенко, а «живым музыкальным оформлением» спектакля выступил великолепный тенор Вячеслав Стародубцев, солист «Геликон-опера».

Анна Терехова не похожа на Айседору Дункан внешне – яркая блондинка, в чертах лица проступает что-то невероятно знакомое. Ну конечно! Миледи, «дивная Диана»… Трудно, наверное, быть дочерью Маргариты Тереховой, да еще так похожей на мать…

– Фамилия Терехова помогла вам в жизни?

– Меня часто об этом спрашивают. Не могу сказать, помогла или нет. С одной стороны, что-то облегчила. С другой – нас с мамой все время сравнивают, и от этого никуда не деться. Да, я похожа, но я другая, не стремлюсь быть как мама. И слава богу, у меня другой путь. В театре, грех жаловаться, все в порядке. А в кино – да, тянется шлейф маминых образов, все время каких-то миледи предлагают сыграть (улыбается).

Маме я благодарна – за то, что, снимая фильм «Чайка», где она же играла Аркадину, меня пригласила на роль Нины Заречной. Снимали мы «Чайку» в доме-музее Чехова, так что наш Треплев писал за настоящим чеховским столом. И еще – в Переяславле-Залесском, на Плещеевом озере. Оно прямо идеально совпадает с описанным у Чехова – по воде бегут барашки, погода меняется резко, как на море, чайки летают… Мы готовились к этой постановке, много репетировали. Для мамы – поскольку она считает своими учителями и Тарковского, и Завадского – воссоздание атмосферы очень важно.

Фильм получился потрясающий! Но все равно считаю себя театральной актрисой. Хотя и в кино сниматься надо – это законы профессии, чтобы узнавали. Однако работа в сериалах для меня неприемлема.

С кем хотела бы поработать в кино? Хотела бы сняться в чем-то таком костюмном, с лошадьми, романтическом… Мне это почти удалось, кстати. У Светланы Дружининой, в продолжении «Гардемаринов» – оно называется «Виват, Анна Иоанновна», – я сыграла Регину, фрейлину царицы. Моими партнерами были Инна Чурикова, Александр Лазарев-младший, Владимир Коренев – очень повезло!

– Маргарита Борисовна говорила, что Тарковский перевернул ее жизнь. Есть ли у вас такой режиссер?

– Перевернул? Для меня это пока что слишком сильно. Есть знаковые режиссеры – разумеется, Роман Виктюк. Алла Сигалова. Сергей Проханов, который взял меня в театр Луны. И мама. С нею как с режиссером я работала и под крышей театра Моссовета, она ставила спектакль «Когда пройдет пять лет» – по Гарсиа Лорке.

– То есть мнение мамы для вас важно. А чье еще?

– Я такой человек – обращаю внимание на любое мнение, даже тех, кто просто подходит после спектакля, например. Причем речь не только о похвалах, но и о критике, это заставляет меня анализировать, копаться в себе. Важно мнение сына. Младшего брата (кстати, он сейчас снимает свой первый фильм, очень талантливый человек). Мы с ним разные, но нам так душевно хорошо вместе. Друзей и близких мнением интересуюсь – и они мне не льстят, а говорят правду.

– Как дочь актрисы и как мама-актриса вы пожелаете сыну актерской судьбы?

– Нет (смеется). Но я – как мама. Она никогда ни на чем не настаивала. И Миша принял свое решение сам. Он не будет актером, интересуется психологией, хотя он творческая очень личность.

– Работа – это основная часть вашей жизни?

– Да. Но я стараюсь не жить только работой, укрепляю и налаживаю тылы. Мой тыл – мой дом. Я там расслабляюсь. Это важно для души. И для работы, кстати.

– Вы не так давно приезжали к нам с комедией «Серебряная корова». И вот на этот раз – такая трагичная роль Айседоры. Какой жанр вам ближе?

– Играть интересно все. Поэтому я в последнее время стала охотнее соглашаться на комедийные роли – специально. Так получилось, что после института у меня были роли героического плана, а я чувствую в себе некую характерность. И вообще мне кажется, что в наше время стираются грани актерского амплуа, мы пробуем себя в разном, и это правильно, это хорошо и – главное – интересно.

– Трудно было вживаться в роль Айседоры?

– Очень. У меня есть несколько ролей, которые дались крайне сложно. После института я попала в театр Аллы Сигаловой, и первая моя роль – Дездемона. У Сигаловой особый театр, такую же нагрузку и такую же отдачу я с тех пор нигде не ощущала – только вот когда стала работать с Романом Виктюком.

Затем в театре Луны, где я служу, была роль Таис в спектакле «Таис Сияющая». И вот – Айседора. Почему я их соединяю? Эти роли даже физически непросто мне давались. Во время репетиций «Таис Сияющей» были проблемы с коленом, во время работы над Айседорой стала болеть шея… Мистика.

Но эти испытания меня только подстегивают, делают азартнее. Хорошо, что роли не даются легко, – тем сильнее они запомнятся.

А у Виктюка репетиция – это преодоление. У него нельзя использовать только часть способностей, он вытащит из тебя все, заставит выложиться на сто процентов. И для актера это счастье.

Моя мама много работала с Романом Григорьевичем, это были ярчайшие постановки. В «Царской охоте» они играли с Леонидом Марковым, спектакль шел больше 20 лет… И я маленькой видела, как мама уважает Виктюка-режиссера, Виктюка-человека. Лет в 10 Роман Григорьевич пригласил меня на главную роль в телеспектакль по пьесе Рощина «Девочка, где ты живешь». До сих пор помню эту работу, как он тонко помогал мне понять роль… Жаль, что спектакль этот уже нигде не посмотреть. И Роман Григорьевич – по просьбе мамы – помог мне готовиться в институт. Ездила к нему через всю Москву в какие-то ДК, где он ставил Петрушевскую, благоговела на репетициях, он приносил мне из своей библиотеки стихи, басни… Потом – уже в институте – я раз 50 смотрела его «Служанок». И вот работаю с ним. Это счастье, повторюсь.

– Вы играли таких знаменитых женщин, ярких. А какие качества Айседоры Дункан близки вам как женщине?

– «Сергей и Айседора» – это про любовь, про яростную страсть, про неземное чувство, если хотите. Про необыкновенные судьбы. Вот эта судьба Айседоры мне более всего интересна – и как женщине, и как актрисе. Судите сами, у нее было тяжелое детство, голодное, у нее трагически погибли дети. Она жила стремлением принести в мир новую пластику, новые танцы. Она никогда не любила заурядных мужчин – все они были выдающимися личностями!

Кстати, моя бабушка в детстве ходила в школу Дункан, они ведь были организованы почти по всей России. И рассказывала мне об этом. Я читала про Айседору, восхищалась ее глубочайшим женским началом. Есенин – это драматический знак ее судьбы…

– Что вы увезете на память о Владивостоке?

– Вид из окна на Амурский залив. Сделала снимок, буду показывать в Москве. Осеннее море – это дивно.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ