Как вы думаете, будет ли эффективна нынешняя борьба с суррогатом алкоголя в Приморье?

Электронные версии
Ситуация

Черный ход на материк, или Столетний юбилей проекта «Туманган»

Проект «Туманган», о котором мы, дальневосточники, так много говорим в последнее время, на самом деле имеет свою более чем продолжительную, а точнее сказать, столетнюю историю. Первая попытка создать в долине пограничной реки анклав с особым международно-
Черный ход на материк, или Столетний юбилей проекта «Туманган»


Проект «Туманган», о котором мы, дальневосточники, так много говорим в последнее время, на самом деле имеет свою более чем продолжительную, а точнее сказать, столетнюю историю. Первая попытка создать в долине пограничной реки анклав с особым международно-правовым статусом была сделана в 1907 году. В ней участвовали три страны: Китай, Япония и Корея.

Как корейские крестьяне оказались в Китае

Плодородные земли долины реки Туманган на китайской стороне гораздо раньше китайцев стали заселять и осваивать корейцы (с середины ХIХ века): им стоило лишь переправиться через реку Туманган. Гражданам Поднебесной сделать это было гораздо сложнее - из-за труднодоступности этих мест, обнесенных горным хребтом. Вот почему к началу ХХ века китайская территория, прилегающая к пограничной с Кореей реке, оказалась заселенной крестьянами-иммигрантами из Страны утренней свежести. Этот регион получил название Цзяньдао.

По переписи 1907 г., здесь проживало свыше 72 тысяч корейцев, а китайцев всего около 22 тысяч. К слову, этот корейский национальный район в составе Китая должен стать территорией реализации современного проекта «Туманган».

После победного окончания Русско-японской войны 1904-1905 гг. Страна восходящего солнца, установив протекторат над Кореей, учредила в феврале 1906 г. в Стране утренней свежести должность генерального резидента с широкими полномочиями. Тогда же был разработан план экспансии в Цзяньдао.

Опасное двоевластие

Контроль над долиной реки Туманган был жизненно необходим Японии. Во-первых, со стратегической точки зрения: Цзяньдао называли «черным ходом на материк» (в отличие от Ляодуна, именовавшегося «парадным»). Опять же через Цзяньдао проходил путь из Кореи в Россию. Во-вторых, Япония рассчитывала сделать этот район, богатый плодородными землями и большими запасами полезных ископаемых, своим сырьевым придатком. В-третьих, японцам было необходимо в корне пресечь антияпонскую агитацию на этой территории.

В июле 1907 г. корейскому правительству был навязан кабальный договор «Об административном управлении Кореей». Он сделал японского генерального резидента полновластным хозяином страны. Месяц спустя экспедиция, состоявшая из чиновников отделения и полусотни жандармов, вышла из корейского г. Хверен, переправилась через реку Туманган на территорию Китая и, заняв деревню Лунцзинцунь, объявила ее отделением корейского генерального резиденства.

Китайским властям было передано письмо, где указывалось, что отныне отделение будет защищать корейцев, населяющих эту территорию и страдающих от набегов хунхузов и произвола властей, пока Китай и Япония не решат вопрос о территориальной принадлежности Цзяньдао. Власти Поднебесной, понятно, возражали против таких действий.

Таким образом, в долине реки Туманган сложилась ситуация, которую можно назвать двоевластием. Здесь далеко не мирно стали сосуществовать две администрации, которые в течение последующих двух лет вели перманентную «холодную войну» в политической, экономической и идеологической сферах. Япония пыталась установить административно-правовой контроль в Цзяньдао, китайские власти этому активно противодействовали.

Отделение стало создавать в крупных поселках жандармские участки с прикомандированными к ним корейскими чиновниками и полицейскими, а также альтернативную систему местных органов власти, параллельно существовавшим китайским. Цзяньдао был разбит на округа и районы, во главе которых ставились старосты. Вскоре был также открыт филиал прояпонского общества Ильчинхве (созданное в 1904 г. в Корее, оно существовало как пятая колонна японского империализма и насчитывало несколько тысяч человек). Старост назначали как раз из их числа. На них же в первую очередь обрушивались и репрессии китайских властей.

Мини-конституция для Цзяньдао

В сентябре 1908 г. была опубликована «Памятка корейца Цзяньдао». В этой мини-конституции, составленной японскими колонизаторами, была сделана попытка закрепить за японцами право на защиту корейцев, так как это давало право высокого порядка - на экспансию Японии в этом регионе Китая.

Китайские власти, в свою очередь, активно сопротивлялись утверждению японцев в Цзяньдао. В 14 важнейших населенных пунктах региона были созданы прокитайские административные органы, а количество китайских войск здесь увеличилось почти в три раза - до 4300 человек (на 200 японских жандармов и 63 корейских полицейских). Между ними время от времени происходили столкновения - жертвы были немногочисленны.

Еще одним камнем преткновения в японо-китайских отношениях был правовой контроль японцев над корейцами. В частности, запрещалось переходить из корейского подданства в китайское. Ведь натурализация корейцев означала утрату предлога для японского присутствия в этом регионе Китая.

Китайский губернатор, со своей стороны, заявлял, что все корейцы Цзяньдао начиная с 1890 г. стали китайскими подданными, а в 1907 г. был издан указ об одинаковой юрисдикции над китайцами и корейцами, проживающими в Поднебесной. Кроме того, китайские власти также запрещали вывоз из Цзяньдао в Корею зерновых, руды и рубку леса. Японские экспансионисты эти запреты игнорировали.

Новые времена – новые задачи

Дипломатические переговоры сдвинулись с мертвой точки в начале 1909 г., когда проблема Цзяньдао была «пристегнута» к ряду вопросов, решение которых помогало Японии утвердиться в Маньчжурии. Среди них - перестройка Аньдун-Мукденской железной дороги на широкую колею, право эксплуатации Аньшанской и Фушуньской шахт и другие.

В обмен на эти уступки Япония пообещала отказаться от притязаний на Цзяньдао. Однако, чтобы ускорить решение вопроса, на китайское правительство было оказано давление: начальник отделения подполковник Сайто официально уведомил китайского губернатора - с этого времени, то есть с 3 августа 1909 г., Цзяньдао рассматривается как корейская территория. Договор о Цзяньдао был подписан 4 сентября того же года.

После его заключения позиции Японии в этом регионе продолжали укрепляться. Для сравнения: если в 1909 г. на Северную Корею и Японию приходилось лишь 20 процентов торговли Цзяньдао, то в конце 20-х годов - 50 процентов сельскохозяйственной продукции региона вывозилось в Японию.

Таким образом, под видом защиты жизни и имущества корейцев в Цзяньдао Страна восходящего солнца поощряла переселение японцев на эту территорию, а также развитие здесь сельского хозяйства, промышленности и торговли, то есть создания базы японской колониальной экспансии в Китае.

Фарс может превратиться в трагедию

Для нас, приморцев, нелишним было бы учесть этот печальный зарубежный соседский «опыт». Он, в частности, показывает, как опасно иметь на территории страны автономный район, населенный этническими представителями сопредельного государства. Сейчас, когда стали возвращать на Дальний Восток корейцев, выселенных из Приморья в 1930-х годах, нужно помнить, что все же не следует селить их на приграничных с Китаем и Кореей территориях. А также избегать создания национальных районов даже в глубинке края. Российский «Карабах» не нужен ни европейцам российского Дальнего Востока, ни самим корейцам, обладающим врожденной политической активностью.

Если говорить о современном проекте «Туманган», он не предвещает нам ничего хорошего. Во-первых, в «тылу» Владивостока может возникнуть мощный порт-конкурент. Речь идет о строительстве так называемого Евразийского транспортного коридора с конечным пунктом - Туманган, «двойника» нашего Транссиба. В результате грузопоток Европа - Восточная Азия пойдет мимо России.

Правда, некоторые благодушные обозреватели считают, что Транссиб имеет более выигрышное положение за счет того, что он короче «коридора». Увы, наши географические преимущества не выдерживают конкуренции с восточноазиатским экономическим динамизмом развития и организацией производства. Более длинный «Евразийский транспортный коридор» наверняка будет более скоростным, чем Транссиб. И обеспечит действительно «сквозное» движение контейнеров. В результате Владивосток из потенциальной «Восточной столицы» России может превратиться в ее «Далекую окраину».

Кроме того, помимо экономической существует еще более серьезная - геополитическая опасность, связанная с проектом «Туманган». Согласно одной из концепций в конце ХХI века возможна «Расовая война» (монголоиды-европеоиды), которая может стать самым страшным конфликтом в истории человечества, ведь главная ее цель - полное уничтожение всего населения расы-антагониста.

«Евразийский транспортный коридор» (как часть проекта «Туманган»), проходящий по территории основных монголоидных государств - Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Монголии, Китая, Кореи, Японии - объединит монголоидное сообщество и станет катализатором раскола мира на два враждебных расовых лагеря.

Как писал один из классиков: «В истории события происходят дважды. Первый раз - в виде трагедии, второй - фарса». В случае с проектом «Туманган» история выкинула фортель. Фарсом был первый проект «Туманган» (1907-1909 гг.), трагедией для человечества может стать осуществление современного одноименного проекта.

~~Тем временем
В эти дни во Владивостоке проходят мероприятия Расширенной Туманганской инициативы. В их числе - 9-я сессия Консультативной Комиссии, организационная сессия делового Консультативного Совета и Инвестиционный форум. Как сообщили в департаменте международного сотрудничества и туризма Приморского края, в мероприятиях участвуют делегации пяти стран - России, Китая, Республики Корея, КНДР и Монголии. Все эти страны осуществляют региональное сотрудничество под эгидой Программы развития ООН в районе бассейна реки Туманган.

Во время 9-й сессии Консультативной Комиссии намечено обсудить вопросы реализации новых инвестиционных проектов по развитию территории, создание трастового фонда Расширенной Туманганской инициативы, бюджет на 2008 год и ряд других.

По мнению экспертов, проведение этих мероприятий во Владивостоке предоставит Приморскому краю дополнительную возможность для расширения международных связей и привлечения иностранных инвестиций, будет способствовать укреплению роли и влияния Российской Федерации в регионе.

Напомним, соглашение России с четырьмя странами Северо-Восточной Азии - КНР, Республикой Корея, КНДР и Монголией о реализации под эгидой Программы развития ООН проекта «Программы развития бассейна реки Туманной» было подписано в декабре 1995 года. Цель соглашения - расширение экономического сотрудничества Российской Федерации со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и ускорение социально-экономического развития Приморского края.~~

Автор : Виктор ГАЙКИН

comments powered by Disqus
В этом номере:
18 ноября – День ракетных войск и артиллерии
18 ноября – День ракетных войск и артиллерии

65 лет назад родился ваш праздник, когда под Сталинградом именно мощная поддержка тысяч артиллерийских орудий и минометов, сотен реактивных установок обеспечила грандиозное контрнаступление советских войск и перелом в войне...

Саммит АТЭС-2012: нужны кадры
Саммит АТЭС-2012: нужны кадры

Подготовка к проведению саммита АТЭС во Владивостоке потребует большого притока квалифицированных кадров. Какие специальности будут востребованы уже сегодня-завтра на рынке труда? Комментирует Наталья Балакирева и. о. начальника управления государственной

Развитие нефтегазовой отрасли откроет новую эру в Приморье

Среди крупных проектов развития Приморья один выделяется особо: строительство нефтегазовых магистралей и нефтеперерабатывающего завода.

Строителей забирают влет

Знаете, какие специалисты сейчас – самые дефицитные? Рабочие строительных профессий высокой квалификации. Именно таких готовят во Владивостоке в профессиональном училище № 49.

Все на слушания!

19 ноября в 16 часов в помещении кинотеатра «Нептун» согласно федеральному законодательству пройдут первые общественные слушания, посвященные строительству моста через пролив Босфор-Восточный из Владивостока на остров Русский, с полуострова Назимова на

Последние номера