Какую радиостанцию вы слушаете?

Электронные версии
Ситуация

На «конструкторах» закручивают гайки

Упорные слухи о запрете «конструкторов» не на шутку переполошили автомобильное и околоавтомобильное Приморье. С конца весны и до осени включительно край лихорадило по причине дефицита бланков спецпродукции, вследствие чего пройти техосмотр, поставить маши
На «конструкторах» закручивают гайки

Упорные слухи о запрете «конструкторов» не на шутку переполошили автомобильное и околоавтомобильное Приморье. С конца весны и до осени включительно край лихорадило по причине дефицита бланков спецпродукции, вследствие чего пройти техосмотр, поставить машину на учет или оформить замену номерных агрегатов было крайне затруднительно. Теперь, жалуются автобизнесмены, пришла новая напасть: еще вчера вполне разрешимые проблемы, связанные с оформлением «конструкторов», сегодня становятся непреодолимым препятствием.

Свою «ложку дегтя» подлила недавняя передача из серии «Честный детектив» на центральном телевидении, в которой Приморье было представлено как полуанархический регион, практикующий гаражную сборку разваливающихся на ходу «пепелацев» из китайских запчастей. Собственно, и раньше государство в лице представителей различных органов власти не раз выражало, мягко говоря, неудовольствие распространенным на Дальнем Востоке (и не только) «конструктивизмом», но теперь речь уже идет о вполне конкретных шагах. Что же происходит с «конструкторами»? В беседе с корреспондентом «В» точки над i расставил полковник милиции Владимир ГОРБУНОВ - и. о. начальника отдела автотехнической инспекции и регистрационно-экзаменационных подразделений управления ГИБДД УВД Приморского края.

Секрет автомобильной молодости: как в 20 лет выглядеть на 10?

Естественно, ни в одном нормативном документе слова «конструктор» нет и не может быть. Де-юре ввоз и оформление «конструкторов» - не более чем замена номерных агрегатов, коими являются двигатель и кузов (или рама - например, на внедорожниках и грузовиках). На практике же выходит, что ввезенные отдельно друг от друга номерные агрегаты уже на территории России собираются вновь и оформляются под документы аналогичного автомобиля, который физически может уже и не существовать (а может пылиться где-нибудь на разборке или свалке). С точки зрения закона и практики регистрационных подразделений госавтоинспекции, оформленный «конструктор» - это тот же самый, старый автомобиль той же или практически той же марки, на котором были произведены замены устаревших либо разбитых номерных агрегатов на более новые. Фактически же мы получаем совершенно новый автомобиль - в другом кузове, с другим двигателем, а иногда даже другой марки. Основной смысл такой операции заключается в частичном уклонении от уплаты таможенных платежей: по существующему законодательству, относительно «божеские» (но все равно крайне высокие) пошлины взимаются при ввозе подержанных автомобилей возрастом от трех до семи лет. Но можно взять документы уже зарегистрированной в России, предположим, Toyota Surf какого-нибудь лохматого 1989 года выпуска, ввезти из Японии по частям Surf 1997 года (импортировать десятилетнюю машину целиком, под полную пошлину слишком накладно, она считается «непроходной») и уже здесь собрать из этих частей авто, оформив сей процесс как замену номерных агрегатов на старом транспортном средстве. Сам же предыдущий Surf, если он еще жив, может быть продан по запчастям, а его номера и документы перейдут к «наследнику».

Подобная практика после очередного повышения импортных пошлин приобрела в Приморье широкое распространение. И хотя представители госвласти относятся к ней без восторга (понятно, что это форма легального занижения таможенных платежей), запретить замену номерных агрегатов невозможно. В конце концов, замена «стуканувшего» двигателя - хоть и недешевая, но вполне рядовая ремонтная операция. Гораздо проще, если говорить об «интересах отечественного автопрома», вновь поднять пошлины, запретить эксплуатацию праворульных машин и т. д. С этой точки зрения, безусловно, «конструкторы» живы и будут жить.

Проблема в другом. Ни для кого не секрет, что под документы одной машины до последнего времени могли оформляться агрегаты автомобиля иной, пусть и родственной модификации. В итоге по дорогам спокойно бегают, к примеру, Toyota Mark II с паспортом Toyota Chaser, Subaru Leone, по факту являющаяся Subaru Forester, и т. д. Достаточно открыть любую газету объявлений, чтобы убедиться в том, что в Приморье действует развитый рынок автомобильных документов: профессиональные оформители «конструкторов» скупают их у населения, чтобы использовать по прямому назначению. На бумаге приморский автопарк гораздо старше, нежели в действительности: ни в каких документах не указано, что фактически чья-нибудь машина - не 1985-го, а 1995 года рождения.

Если исходить из слухов, курсирующих сегодня в автомобильных кругах, теперь оформлять «конструкторы» будут только «модель в модель» - при условии полного соответствия старых и новых двигателя и кузова. Однако, как рассказали в краевой госавтоинспекции, эти слухи преувеличены. Хотя почва для них, безусловно, имеется.

В приказном порядке

Итак, первое: никаких новых приказов по «конструкторам» из Москвы не поступало (хотя московская делегация во Владивостоке действительно серьезно поработала и дала ряд «цэу»). В своей работе госавтоинспекция по-прежнему руководствуется двумя основополагающими приказами МВД, которые хорошо знает тот, кто сталкивался с оформлением «конструкторов» - № 59 от 27.01.2003 «О порядке регистрации транспортных средств» и № 1240 от 7.12.2000 «Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность ГИБДД МВД РФ по техническому надзору». Так, согласно приказу № 59 транспортные средства, изготовленные в России из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, вообще не подлежат регистрации. Но «конструкторы» спасает то, что формально они не подпадают под этот пункт: де-юре мы имеем дело не со сборкой автомобилей, а с заменой их номерных агрегатов. Это подтверждает полковник милиции Владимир Горбунов: «Грамотнее будет сказать, что мы занимаемся теми транспортными средствами, владельцы которых решили провести переоборудование: заменить кузов и двигатель. Согласно действующим приказам изменение регистрационных данных, связанное с внесением изменений в конструкцию зарегистрированного транспортного средства, производится на основании свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства (СКТС) требованиям безопасности. Этот документ, в просторечии «эскатээска», требуется только в том случае, если изменяется модель транспортного средства. Если же агрегаты, к примеру, Toyota Corolla 2000 года меняются на аналогичные агрегаты Corolla 2001 года, которые имеют ту же марку, СКТС не понадобится: вы обращаетесь в ГИБДД и спокойно регистрируете изменения».

Если в конструкцию автомобиля при замене вносятся изменения, потребуется получить СКТС. В перечень документов для оформления СКТС, который установлен приказом №1240, входят, в частности, заявление и решение по нему, которое принимает госавтоинспектор, а также заключение ФГУП «НАМИ» (объявления типа «оформление справок НАМИ» тоже не редкость в приморских рекламных изданиях).

Но все это - конструкторская азбука. Что же реально изменилось или меняется в практике оформления «конструкторов»?

С автомобильными «мичуриными» разберется суд

Самое главное здесь - вот что. «Переоборудование разрешается производить только в пределах одного модельного ряда, - объясняет Владимир Горбунов. - То есть если мы берем автомобиль Toyota Corolla, то Toyota - это завод-изготовитель, а Corolla - базовая модель, от которой мы отталкиваемся. У Corolla множество модификаций - Corolla Spacio, Corolla Fielder, Corolla Ceres и так далее. Все эти модификации находятся в пределах одного модельного ряда, в этом случае мы выписываем свидетельство СКТС и принимаем в работу документы. В случае несоответствия марки автомобиля конкретному модельному ряду будем отказывать. По фактам нарушений сейчас проводится служебная проверка, лица, допустившие нарушения, будут наказаны».

А что будет с теми, кто уже эксплуатирует «конструкторы», оформленные с нарушением принципов соответствия модельному ряду? «В том случае, если в результате проверки будет установлено, что регистрация была проведена с нарушениями, законодатель дает нам право аннулировать регистрацию, - говорит Владимир Горбунов. - Эти наши действия, естественно, можно обжаловать в суде. В судебной практике Владивостока имели место случаи, когда наши действия признавались незаконными, но все же чаще всего суд соглашается с нашей позицией». То есть теоретически нельзя исключать, что в результате неких проверок начнется процесс по аннулированию регистрации «Марков», оформленных как «Чайзеры». В этом случае неудачливым владельцам таких «конструкторов» остается разве что продавать машину по запчастям или «скидывать» ее уже сейчас, как говорится - пока не началось. С другой стороны, очевидно, что основное внимание госавтоинспекции все же нацелено на вновь оформляемые «конструкторы», и можно надеяться, что однажды оформленным машинам позволят спокойно добегать по российским дорогам свой непростой век.

Кроме того, по словам Владимира Григорьевича, сейчас госавтоинспекция более внимательно подходит к справкам из НАМИ: «Были случаи, когда по нашему запросу в НАМИ выдача справки по конкретному автомобилю не подтверждалась. Такие материалы мы передаем в уголовный розыск для дальнейшей проверки». А если, к примеру, специалистами НАМИ одобрено внесение изменений в конструкцию транспортного средства, а госавтоинспекция, тем не менее, отказывает в выдаче СКТС? «Тогда вопрос нужно решать в суде», - говорит Владимир Горбунов.

Без судов не обойдется, это можно прогнозировать совершенно точно. Японские производители выпускают под разными наименованиями целый ряд одинаковых или почти одинаковых автомобилей. И если раньше оформить одно под документы другого было возможно, то сейчас в соответствии с изданным и. о. начальника краевой ГИБДД Игорем ЕФИМЕНКО еще в апреле распоряжением № 89 госавтоинспектора на территории всего Приморского края будут исходить из принципа соответствия модельному ряду, то есть названию базовой модели. «Если у вас 80-й Land Cruiser, агрегаты которого вы решили поменять на агрегаты Land Cruiser-100, - вопросов нет, базовая модель осталась той же. А если вы решили «скрестить» его с Land Cruiser Prado - это уже неправильно, это две параллельные модели, два разных модельных ряда, - говорит полковник милиции Горбунов. - Разумеется, нельзя ничего принимать за догму, по каждому конкретному вопросу будем разбираться отдельно».

Datsun Terrano не товарищ?

Очевидно, что в силу особенностей японского автопрома здесь открывается огромное поле для досудебных и судебных споров. Во-первых, ряд автомобилей с разными названиями и кузовами выпускается на одной платформе. Во-вторых, к примеру, сначала с конвейеров заводов Toyota сходила Corona, с 1996 года она стала именоваться Corona Premio, а с 2001-го - просто Premio, и таких примеров множество. Можно ли оформить Premio как Corona? И под какие документы можно оформлять универсал Toyota Mark Qualis, если от «Марка» у него только название, а все остальное, за исключением оптики - от Toyota Camry Gracia Wagon? Взаимозаменяемы ли такие «близнецы», как Sprinter Marino и Corolla Ceres, Camry и Vista, Tercel и Corsa? Фатальны ли внешние различия в облике Nissan Terrano и Nissan Datsun? Что делать с джипом Isuzu Bighorn и его «европейским» аналогом Isuzu Trooper? Есть вопросы и посложнее, например, Mazda Familia в свое время «одолжила» кузов у Nissan AD, а Mazda Levante Proceed - у Suzuki Escudo. Перечислять можно бесконечно, но смысл один: конфликт «бумаги» и «железа», когда по документам мы имеем разные автомобили, а фактически - аналогичные. Как будут вести себя в таких непростых случаях госавтоинспектора?

Здесь можно прогнозировать как минимум два варианта развития событий. Первый связан с будущей судебной практикой, которая (постепенно и очень болезненно) в итоге расставит точки над i. По второму варианту, может появиться единый документ, устанавливающий перечень взаимозаменяемых марок и модификаций. Тогда исчезла бы почва для злоупотреблений, та самая «вилка» (можно разрешить, а можно отказать), которая всегда способствует коррупции. В пользу такого каталога, утвержденного в ДОБДД МВД, выступает и Владимир Горбунов: «Действительно, модельный ряд меняется, по каждой модели приходится разбираться отдельно. Единого документа, обязательного для исполнения, пока нет. Естественно, его появление облегчило бы и нашу работу, и жизнь граждан». А пока такого каталога нет, сотрудники краевой госавтоинспекции советуют в случае необходимости обращаться на их сайт www.gai25.ru в раздел «Вопрос-ответ», а также использовать «Телефон доверия» (4232) 31-06-81.

Понятно, что издание каталога сразу бы решило многие проблемы. Другое дело, кто и как его будет составлять - всем памятны околотаможенные скандалы, связанные с так называемыми мини-каталогами. Тогда ситуация «устаканилась» лишь после того, как к составлению этого документа подключились сами участники внешнеэкономической деятельности, не понаслышке представляющие себе конъюнктуру японского рынка подержанных автомобилей. Хорошо, если сейчас произойдет нечто подобное и в стороне не останутся бизнесмены, занимающиеся импортом номерных агрегатов и их последующим оформлением. Правда, всем понятно, что оформление «конструкторов» - схема хотя и легальная, но все же имеющая четко выраженный «серый» оттенок. Но на эту проблему в свете озвученных планов Москвы по развитию Дальнего Востока можно взглянуть и шире: в федеральный бюджет все равно идут немалые налоги, а в Приморье создаются рабочие места. Импорт автомобилей, и в том числе «конструкторов», - серьезная отрасль региональной экономики. В конце концов, чем сборка и оформление «конструкторов» хуже отверточной сборки бюджетных иномарок в каком-нибудь Таганроге или Всеволожске? С этой точки зрения, Владивосток уже давно превратился в маленький дальневосточный Детройт, к тому же организованный снизу. Почему бы, к примеру, не присвоить этому производству статус особой экономической зоны? Но это уже другой вопрос. И он никак не входит в компетенцию госавтоинспекции.

Автор : Василий Авченко Олегович

В этом номере:
Саммит АТЭС во Владивостоке: новая точка роста на востоке России

Саммит АТЭС - это не только строительство объектов. Не менее важная задача - создать возможности инновационного развития приморской экономики. Какие конкретные шаги уже предпринимаются в этом направлении, рассказывает Алексей Кочетков, руководитель депа

Арсеньев – за план Путина
Арсеньев – за план Путина

10 ноября представитель Законодательного собрания Приморского края в Совете Федерации России Игорь Пушкарев и депутат Государственной думы РФ Василий Усольцев провели совместную встречу с жителями Арсеньева и руководством города.

Свет в Уссурийске дали. Ждут денег
Свет в Уссурийске дали. Ждут денег

В Уссурийск губернатор Приморья Сергей ДАРЬКИН прибыл, вернувшись из Японии, где проходила встреча пяти губернаторов стран АТР. И из вопросов экологического состояния Японского моря, грузопассажирских перевозок и разработки полезных ископаемых окунулся в

Уроки непогоды: отключений электроэнергии не будет
Уроки непогоды: отключений электроэнергии не будет

Циклон, прокатившийся по югу Приморья в октябре, наделал много шума. Cпустя несколько дней после него в редакцию «В» поступали бесконечные звонки с жалобами жителей, что в домах нет света. О том, какие уроки извлекли энергетики после непогоды и насколько

Паспорт готовности к зиме: сбои исключены

Созданная в рамках реформирования электроэнергетики Дальнего Востока ДРСК объединила сетевые комплексы Приморского и Хабаровского краев, Амурской области, юга Якутии и Еврейской автономной области. Операционную деятельность компания начала первого января.

Последние номера