Саммит может «взлететь на воздух». Если перед строителями не пройдут водолазы

Саммит АТЭС 2012 года во Владивостоке – сегодня, без преувеличения, самая горячая тема. А то, что губернатор Приморского края Сергей Дарькин утвердил концепцию архитектурно-планировочного решения делового центра форума, разработанную специалистами санкт

2 нояб. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2237 от 2 нояб. 2007
38bf5047b3dc27d9cc4019384938bef2.jpg

Саммит АТЭС 2012 года во Владивостоке – сегодня, без преувеличения, самая горячая тема. А то, что губернатор Приморского края Сергей Дарькин утвердил концепцию архитектурно-планировочного решения делового центра форума, разработанную специалистами санкт-петербургского ОАО «НИИПГрадостроительства», лишний раз свидетельствует о серьезности намерений и реальности задуманного.

Теперь уже известно, что основные объекты форума будут расположены на острове Русском в районе бухты Аякс, а также в районе бухты Патрокл. Однако, как считает Генрих Костин, профессиональный водолаз (один из немногих в стране, кто имеет водолазный стаж 50 лет), прежде чем приступить к работе - строительству, следует досконально обследовать дно прилегающих акваторий. Для того чтобы саммит не «взлетел на воздух».

Об этом Генрих Костин говорил, придя в редакцию газеты «Владивосток», - с тревогой, болью, реальными предложениями и совсем не для того, чтобы рассказать «страшилку» по очень серьезному поводу.


~~Справка «В»
Генрих Петрович Костин – 1936 года рождения, водолазный специалист (провел под водой в общей сложности 17 тысяч часов), инструктор подводного плавания: 20 лет обучал молодежь искусству «общения» с аквалангом. Известный исследователь, руководитель клуба «Восток», который занимается подводным поиском затонувших кораблей, следов древних цивилизаций по побережью Дальнего Востока. И уже сделал немало сенсационных открытий. В числе самых свежих – английское судно, пролежавшее в наших водах более ста лет.

Костин участвовал в сооружении подводных пирсов и других глубинных объектов как для гражданских, так и для военных нужд. Обследовал и латал днища плавбаз, которые без постановки в док в считанные дни уходили на путину. Он бессменный в течение почти 20 лет капитан «Ретвизана», бывшего военного гидрографического промерного бота, который связывает остров Рейнеке с большой землей.

Известный французский исследователь океана Ив Кусто звал его работать в свою команду.~~

Каждый снаряд ждет своего часа

- По заданию Института защиты моря МГУ им. Г. И. Невельского я в течение нескольких лет занимался обследованием бухт острова Русского. Так что имею определенное представление о том, что делается там, на дне. Плюс личный многолетний опыт подводной работы: специальной и поисковой. Поэтому, как говорится, не могу молчать. Не имею права. На что считаю себя старым волком, и то волосы на голове зашевелились, когда однажды наткнулся на минную «банку».

Собственными глазами не раз видел (и не только я один - это могут подтвердить многие водолазы) снаряды, торпеды, мины: старые и новые, которые лежат на дне Золотого Рога, а также в непосредственной близости от острова Русского: на банке Нахимова, на острове Святой Елены, в Новике… А еще - на дне залива Петра Великого. Встреча с минным оружием начинается с Улисса и заканчивается на открытых участках Японского моря, до Аскольда. Разумеется, само оружие уже потеряло некоторые свои начальные свойства, но боевые его качества остались без изменений.

Некоторые из этих опасных «экземпляров» попали в «кадр», когда в нынешнем году снимали на камеру подводную жизнь бухты Золотой Рог (вот уже восемь лет я с коллегами - подводниками клуба «Восток» провожу на участке в районе чуркинской переправы эксперимент - и, как показывает практика, успешный - по биологическому очищению бухты за счет заселения ее гребешком, мидией, морским ежом, трепангом). Их можно увидеть.

Самые старые снаряды лежат с момента появления в наших водах крупнокалиберных пушек. Это произошло еще до Русско-японской войны 1904-1905 гг. И в последующие годы такое случалось нередко: снаряд по какой-то причине не сработал - его просто выбрасывали в море. Никто не знает точно количества смертоносного «запаса». Но то, что он содержит определенное количество тротила - материала, который может сработать под действием электрического тока, - это факт.

И вот представьте, идет большая стройка - это экскаваторы, крупные сварочные системы, высокое электрическое напряжение, а в это время где-то в мелководном ковше лежит необезвреженный снаряд, готовый в любой момент сдетонировать… Следует также учесть, что при мощности современных технологий вероятность взрыва увеличивается. А ведь будут еще проводиться специальные взрывные работы на скальных грунтах, чтобы создать опорные базы для гидротехнических сооружений - мостов, причалов и новых видов фундаментов для высотных зданий.

Из больших снарядов, с огромной огневой мощностью, которые доводилось видеть, это - калибра 210-152 мм. Они - с наших старых крейсеров типа «Свердлов». Не меньшую опасность представляют собой мины. На многих из них воздушные банки проржавели, они уже не висят в воде, а давно опустились на дно и глубоко зарылись в ил. При этом сам снаряд полностью сохранен, но обнаружить его сегодня можно только «вручную», как это проделали англичане после окончания Второй мировой войны. Их водолазы проползли на коленках вдоль всего побережья страны и по рекам. И сняли все минные поля вручную. По-другому это просто невозможно.

У нас нужно сделать то же самое, прежде чем начинать такое грандиозное строительство. То есть тщательно обследовать все территории, где планируется вести строительство мостов, крупных отелей, бизнес-центров. И «сопредельные» территории.

А вот еще один факт для размышления. В бухте Новик в довоенные годы взорвался минный заградитель «Ворошилов» (там даже памятник установлен). Часть мин сдетонировала, часть - разлетелась по всей округе. Где они сегодня могут оказаться… Хорошо, чтобы не на будущей стройплощадке.

А на острове Рейнеке до сих пор можно увидеть таблички с предупреждением: «Внимание! Невзорвавшиеся боеприпасы», вокруг которых мирно пасутся коровы. Как долго еще фортуна побережет?.. У снаряда есть одно коварное свойство ждать, чтобы в конце концов сработать. Пример тому - катастрофа в августе 1991 года, когда во Владивостоке, в районе Второй Речки, стали рваться склады со старыми снарядами. И дело не только в несоответствующей дисциплине хранения, еще - в ветхости оружия.

Опять же в бухте Золотой Рог, поперек нее, сейчас лежит более 400 якорей. За что зацепится цепь с якорем, когда судно тащит ее по дну, - большой вопрос.

Нужны спецы экстра-класса

Нужно создать группу, человек 20, специально обученных специалистов современного водолазного дела. Это можно сделать на базе МГУ им. Г. И. Невельского, при Институте защиты моря.

Сразу хочу сказать, ни в рядах МЧС, ни в ФСБ, ни у военных моряков таких специалистов нет. Здесь требуется особая подготовка. Лично мне посчастливилось пройти ее в 1972 году у легендарного инструктора Нехорошева, капитана первого ранга, автора учебника «Водолазное дело», который широко применялся в водолазных школах ДОСААФ в советское время. Учебник до сих пор остается крупнейшей творческой разработкой подводно-технических методик, которые используются во всем мире. Она как нельзя лучше подходит для подготовки водолазов экстра-класса, о которых мы говорим. Сегодня они требуются и для обслуживания нефтепроводов, и для сверхсложной работы.

Если говорить конкретно о саммите, то на подготовку таких подводных специалистов потребуется не менее полугода (при очень интенсивном режиме). И почти столько же времени, если не больше, чтобы вручную обследовать побережье. Лично я готов всячески участвовать в этом деле.

Чтобы планы в отношении развития Дальнего Востока удались, требуется огромная дисциплина. И смелость. Нужно не замалчивать подобные проблемы, а решать их. Причем без малейшего промедления. Иначе оно действительно может стать смерти подобно…

Автор: Тамара Калиберова Николаевна