Гламур с пэтэушным оттенком, или О чем сожалеет красивая женщина в эпоху безвременья

Жила-была девушка Хэрриет. И было у нее два любовника, которые о существовании друг друга просто не знали. И вот однажды в аккуратно налаженную жизнь Хэрриет ворвалась… рыба. Палтус. И все пошло кувырком...

2 нояб. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2237 от 2 нояб. 2007
d7db1499915bbe69593d02575e4c3c65.jpg

Жила-была девушка Хэрриет. И было у нее два любовника, которые о существовании друг друга просто не знали. И вот однажды в аккуратно налаженную жизнь Хэрриет ворвалась… рыба. Палтус. И все пошло кувырком.

Зрители рыдали от смеха. Аплодировали. И снова дружно хохотали. Спектакль «День палтуса» - откровенно нелепая, почти гротесковая комедия положений. А в центре ее - две актрисы, чье комедийное дарование стало для пришедших в зал откровением. Юлия Меньшова и Елена Проклова. Актрисы, мамы, красивые самостоятельные женщины…

- Юлия, эдакий нарочитый гламурный акцент вашей героини - он откуда взялся?


- Гламурный? А мне казалось, что он такой… пэтэушный. Наверное, у меня получился узнаваемый тип - эдакая «Рублевка для бедных», тон и манеры девочек, мечтающих о красивой жизни. В Москве таких блондиночек много: максимальное образование - девять классов, мечта - закольцевать олигарха сразу по приезде из Воронежа.

Чем привлек меня образ Хэрриет? Дело не в ней. У всех актеров разные подходы к выбору материала, я всегда внимательно читаю то, что мне предлагают, оцениваю не только пьесу или сценарий, но и команду, которая будет работать, режиссера. Роль может быть какая угодно привлекательная, но это еще не значит, что в итоге получится качественная постановка. Потому в «Дне палтуса» согласилась участвовать, что здесь все сошлось - режиссер, пьеса, партнеры. Тем более что с Романом Самгиным мы уже работали вместе над спектаклем «Бестолочь», который, кстати, три года назад привозили во Владивосток и который тоже имел огромный успех.

- У вас четко выраженный комедийный талант. Вы ощущали себя комедийной актрисой?

- Благодарю. Ощущала всегда. Обидно было, что режиссеры этого не видели. Спасибо Роману Самгину, что разглядел во мне это и дал открыться в такой ипостаси…

- Елена, а вы любите работать в комедии?


Елена Проклова: - Для меня каждый раз работа в комедии - своего рода испытание, я этого боюсь и удивляюсь тому, как хорошо встречает зритель, как ждет он именно комедий на сцене. Может, потому жанр так востребован, что живем мы непросто.

- Ваши героини аккуратно манипулируют мужчинами на сцене…

Юлия Меньшова: - Ну и в жизни тоже иногда приходится (улыбается). Я по своей дочери трехлетней сужу: братом, папой и дедушкой она манипулирует запросто. Мужчины такие доверчивые, и стоит ей захныкать - готовы на все. Врожденное качество (смеется).

- Елена, Юлия, вы обе - актрисы и мамы. Вступали ли эти ипостаси в конфликт?

Юлия Меньшова: - У меня конфликт профессии и материнства - постоянный. Я была самым счастливым человеком, когда работала на телевидении: там нормированный в большинстве своем рабочий график: три-четыре дня в месяц - съемки, все остальное время - работа в офисе, обдумывание сюжетов, поиск, мозговые штурмы, домой можно пораньше, суббота и воскресенье…

Вернувшись к профессии актрисы, лишилась всего - и выходных, и общения с детьми полноценного. Ну что ж, такая у меня работа.

Елена Проклова: - Человеку всегда есть, о чем сожалеть, и мечтать, чтобы что-то сложилось по-другому. Я в этом смысле не исключение. Мечтаю о времени, когда мне не надо было бы работать, а можно было бы быть мамой, женой, хозяйкой дома - и в этих ипостасях мне творчества хватило бы, поверьте! Сожалею, что детей приходилось рожать потому, что они рождаются, а не потому, что для этого есть время и понимание, возможность быть с ними рядом, сколько должно, давать то, что может дать только мать... Но я счастлива, что у меня две дочери, которых я обожаю, и горжусь тем, что я для них - авторитет. Поверьте, это тоже немало. Мы с Юлей, поверьте, не самые худшие мамы на свете. И наши дети это знают.

- Юлия, а ваш роман с телевидением - в роли телеведущей - закончен навсегда?

- Не знаю. Телевидение - это лотерея, по каким причинам оно человека убирает из обоймы, а потом возвращает или забывает навсегда - это никому неведомо. Я, кстати, получала предложения вести ток-шоу после завершения «Я сама», но отказывалась. И вот уже года два - затишье. Но, наблюдая тот уровень ток-шоу, который есть сегодня, я об этом затишье не жалею. Когда-то, лет 12 назад, этот жанр стал для нас открытием, а сейчас - самый растиражированный. И что имеем в итоге? Ненастоящие истории, люди с улицы, которые играют якобы случайных людей с улицы, картонные эмоции и темы, выеденного яйца не стоящие. Как пошутила одна моя подруга, которую позвали принять участие в то-шоу, тема была: «Как я в третьем классе нашла пять копеек».

Работа на таком телевидении для меня невозможна. Я навсегда отравлена телевидением прошлых лет, когда все было по-честному и всерьез: до «Окон» и «Дома-2». Нам казалось, что в передаче надо не просто выжать эмоции из зрителя, а исследовать проблему, сделать выводы, помочь.

Поймите правильно, я не ханжа и не перст указующий: вот так, дети, жить нельзя. Если то, что есть сегодня, пользуется популярностью и нравится аудитории, то почему нет… Телевидение - не искусство, а конвейер, я на конвейере работать не умею.

- Елена, а вы как раз востребованы сегодняшним ТВ…

Елена Проклова: - Мое отношение к телевидению куда более простое: это один из способов заработать деньги. И вообще ко всему, что я сегодня делаю, я отношусь именно так: это моя профессия, которая позволяет мне жить, кормить семью, а всякие высокие моменты, о которых говорит Юля, просто не вижу… У меня другая история…

Сейчас, как мне кажется, мы живем в эпоху безвременья, не только на телевидении, а вообще. Ее нужно переждать, я надеюсь, что что-то изменится. Пока же я просто работаю, потому что я - актриса.

Не считаю свое творчество особо удачным. Да, оно востребовано, оно на слуху, но сказать, что это то, к чему стремится актриса, - будет неправдой. Мне, как большинству актеров на сегодняшний день, не хватает серьезной творческой работы, которая совершенно не зависит от денег и популярности. Давайте разделим мою актерскую судьбу на две половины. Сейчас все достаточно прозаично…

А вот недавно посмотрела фильм «Единственная» - и плакала. В то время картины снимались всерьез и людьми, серьезно к этому относящимися. Это то, о чем говорила, кстати, Юля. Сегодня такого отношения не вижу…

«Единственная» - одна из моих любимых картин. Иосиф Хейфиц, к которому я попала в 19 лет, сразу после института… Он открыл мне новую историю существования в профессии - водил по музеям, заставлял слушать музыку, погружал в роль не словами - эмоциями. Все время говорил, что моя Танюша - богатейшая натура, истинно русская женская душа…

У меня не было никакого подобострастия по отношению к Хейфицу. С 11 лет я работала в кадре с такими людьми, что подобные чувства просто стерлись. Для меня и сегодня нет «известных» и «малоизвестных» актеров.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ