Вдохновляет ли вас весна на творчество, дает энергию, силы и новые идеи?

Электронные версии
Народный, 13

Атомная катастрофа была рядом

Уважаемая редакция! Хочу рассказать в газете «Владивосток» об одной истории, которая произошла ровно 30 лет назад и чуть было не привела к страшной трагедии. Может быть, кто-нибудь откликнется из тех, кто участвовал в той смертельно опасной операции.

Уважаемая редакция! Хочу рассказать в газете «Владивосток» об одной истории, которая произошла ровно 30 лет назад и чуть было не привела к страшной трагедии. Может быть, кто-нибудь откликнется из тех, кто участвовал в той смертельно опасной операции.

Это случилось 8 сентября 1977 года. В то время я был командиром бригады противолодочных кораблей Камчатской военной флотилии. В час ночи мне позвонил командующий Камчатской военной флотилией вице-адмирал Иван Матвеевич КАПИТАНЕЦ и приказал прибыть на СКР «Сторожевой». Вскоре я был на корабле, которым командовал капитан 3-го ранга Александр Дмитриевич ПЕЧКОРИН, и по телефону получил команду сниматься с якоря, следовать к мысу Козак, там встретить аварийную атомную подводную лодку и конвоировать ее в безопасное место.

Вскоре мы узнали подробности. Дело нешуточное – авария в отсеке, где баллистическая ракета с ядерной боеголовкой. Причина, как бы сейчас сказали, – человеческий фактор. При вентиляции шахты был подан воздух под давлением, во много раз превышающим допустимые нормы. В результате – нарушилась герметичность отсека с компонентами топлива. Обстановка становилась угрожающей.

Наконец показалась аварийная лодка (командиром здесь был капитан 1-го ранга Анатолий БРИЧКОВ, я хорошо его знал по академии). Над рубкой – след дыма.

Приступили к конвоированию в район с малыми глубинами, чтобы можно было работать водолазам в случае необходимости. И такая необходимость не заставила себя ждать. После того как мы пришли в указанный район и стали наблюдать за маневрами лодки, находясь на ее траверсе в 45 кабельтовых и докладывая обстановку в штаб флота, над лодкой вдруг появилось облако дыма. Как оказалось, произошел выброс боеголовки аварийной ракеты. В сущности, теперь на дне Тихого океана лежала атомная бомба.

Мы полным ходом направились к месту, где лодка «выстрелила». И начали ставить все буи и вехи, которые только имелись в наличие. Медлить было нельзя, в большом районе искать боеголовку сложнее, чем иголку в стоге сена. Затем, соблюдая все меры предосторожности, взяли пробу воды. В районе к тому времени скопилось уже больше десятка кораблей и судов – для охраны участка.

Вскоре начался сильный шторм, мы только утром прибыли в бухту Саранная. Чуть раньше нас сюда зашла и виновница происшествия – подводная лодка Бричкова. Некоторое время спустя в кают-компании «Сторожевого» уже заседала экстренная комиссия под руководством адмирала Николая Николаевича АМЕЛЬКО (он много лет командовал ТОФ, а в ту пору представлял Министерство обороны СССР). Здесь же были командующий ТОФ адмирал Владимир Петрович МАСЛОВ, ряд военных и гражданских лиц, как потом оказалось, крупных ученых, среди них - академик Виктор МАКЕЕВ, один из самых секретных учеников академика Сергея КОРОЛЕВА. Потом они отбыли на катере на подводную лодку. Прошло уже больше суток с момента выброса боеголовки, но шахта аварийной ракеты все еще продолжала дымить.

Сверху поступил приказ: все переговоры вести, как по поиску обычной торпеды. Министру обороны обстановку докладывали ежедневно, первому лицу страны БРЕЖНЕВУ – еженедельно. На поиск ракеты с ядерной боеголовкой были собраны крупнейшие специалисты страны, задействованы корабли, подводные лодки, авиация, водолазы. Меня сменил заместитель командующего флотилией контр-адмирал СКВОРЦОВ, потом старшим в районе стал первый заместитель командующего ТОФ вице-адмирал СПИРИДОНОВ. Боеголовку нашли почти месяц спустя, в октябре. Подняли, но никто из принимавших участие в той опасной операции поощрен не был. За исключением одного – водолаза, обнаружившего и поднявшего боеголовку с морских глубин. Контр-адмирал Александр Иванович Скворцов вручил ему собственные золотые часы, сняв их с руки.

Впрочем, мы и не ждали поощрений. Как говорится, дай бог голову сносить.

А сейчас по прошествии стольких лет хотелось бы найти участников той секретной операции, кто еще жив. Они заслужили, чтобы о них знали. Даже страшно подумать о последствиях, которые могла иметь эта история, развернись события по-другому.

Автор : Михаил Петрович ХРАМЦОВ

comments powered by Disqus
В этом номере:
Приморье и Кангвон-до дружат парламентами
Приморье и Кангвон-до дружат парламентами

В минувший понедельник в Приморье с четырехдневной рабочей поездкой прибыла делегация Законодательного собрания провинции Кангвон Республики Корея. В истории межпарламентских отношений двух практически соседних (в силу наличия прямого сообщения) регионов

Начался процесс против таможенного руководства

Во Владивостоке начались слушания по уголовному делу в отношении экс-начальника Дальневосточного таможенного управления Эрнеста БАХШЕЦЯНА. Также к уголовной ответственности привлечены четверо сотрудников ДВТУ и работник частной компании Вадим ВАДИЧ.

Большая энергетика готова к большим нагрузкам

Все ведущие теплоэлектроцентрали края - Владивостокская ТЭЦ-2, Артемовская ТЭЦ и Партизанская ГРЭС на 100 процентов готовы к несению максимальных нагрузок предстоящей зимой. Накануне руководство Приморской генерации в торжественной обстановке получило пас

Вице-премьер Иванов занялся судьбой дальневосточного леопарда

Всемирный фонд дикой природы (WWF) приветствует поручение вице-премьера Сергея ИВАНОВА проработать вопрос о создании единой охраняемой территории на Дальнем Востоке для сохранения последних 30 дальневосточных леопардов.

Сколько лет ждать Находке особой зоны?

Несмотря на наличие законопроекта о создании в России особых экономических зон портового типа, в данном вопросе еще существует много непонятного. О создании такой зоны в Находке говорить можно, но то, что она появится в ближайшее время, - маловероятно, от

Последние номера