Игорь Старыгин: Терпению наших актеров можно позавидовать!

Четверка рыцарей без страха и упрека - Вениамин Смехов, Валентин Смирнитский, Игорь Старыгин и Михаил Боярский - вновь снялась вместе. На этот раз в фильме «Возвращение мушкетеров, или Сокровища кардинала Мазарини». Сейчас отснятый за четыре месяца матери

26 окт. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2233 от 26 окт. 2007
495be85bf3dfdab76f0d0a8695120f87.jpg


Четверка рыцарей без страха и упрека - Вениамин Смехов, Валентин Смирнитский, Игорь Старыгин и Михаил Боярский - вновь снялась вместе. На этот раз в фильме «Возвращение мушкетеров, или Сокровища кардинала Мазарини». Сейчас отснятый за четыре месяца материал монтируется на студии, а на широкий экран фильм выйдет в 2008 году. Зрителя ждут шикарные костюмы и красочные декорации, а также невиданный звездный состав - Алиса Фрейндлих, Дмитрий Харатьян, Ирина Пегова, Дмитрий Нагиев... Специально для картины Максим Дунаевский и Карен Кавалерян написали десять новых песен, а исполнят их в кадре Михаил Боярский и Антон Макарский.

- Игорь Владимирович, скажите, как изменились в «Сокровищах» образы мушкетеров?

- Веня Смехов стал, мне кажется, еще мудрее, герой Вали Смирнитского здорово посерьезнел и остепенился, и только Миша Боярский, как и прежде, играет все того же д’Артаньяна… Хотя мне сложно судить, картину целиком пока никто не видел, она монтируется. И потом, у нас ведь не главные роли, в главных ролях - актеры, которые играют наших детей. Фильм начинается с того, что мушкетеры погибают, оказываются на небесах и оттуда видят, как их дети ищут сокровища Мазарини, но безуспешно. Такой ход придумал Хилькевич, у Дюма этого нет. И д’Артаньян вымаливает у Бога, чтобы тот вернул их всего лишь на сутки на грешную землю, чтобы помочь детям. И вот тут-то начинается настоящий круговорот событий, из которых дети и мушкетеры выходят победителями и возвращают награбленные и вывезенные из России деньги кардинала Мазарини.

- А какие новые черты появились в образе Арамиса?

- Арамис стал жестче и даже, не побоюсь этого слова, кровожаднее. Конечно, сохранились романтичность образа, обаяние, галантность и любезность - то, что было в моем герое со времен «Трех мушкетеров». Но Арамис прекрасно понимает, что он - глава ордена иезуитов, у него есть политическая миссия, и это делает его характер бескомпромиссным и суровым. Я, кстати, такой образ хотел сыграть сразу, еще в «Мушкетерах». Однако у режиссера было свое видение, и Юнгвальд-Хилькевич тогда оказался прав, если судить по успеху фильма. А в этот раз, когда я предложил сделать Арамиса суровым и жестким, Георгий Эмильевич согласился без лишних обсуждений.

- Говорят, больше всех за продолжение съемок переживал Боярский - даже написал сценарий «Сокровищ»…

- Да, это благодаря его энтузиазму и любви к трилогии Дюма о мушкетерах были сняты и «Мушкетеры 20 лет спустя», и «Тайна королевы Анны», и «Сокровища Мазарини». Миша читал всего Дюма, это он на площадке всем нам рассказывал, какой типаж у Атоса, какой - у Портоса, какой - у Арамиса, и рассказывал лучше любого консультанта! Он действительно предложил свой сценарий «Сокровищ Мазарини», но фильм был снят не по нему. Для всех нас каждый новый фильм о мушкетерах был рискованным предприятием. Но нас вдохновлял Боярский, он как вечный двигатель, его энергии можно только позавидовать!

- Большинство трюков, по уверению режиссера, звездная четверка исполняла самостоятельно…

- Да, так оно и было. А представляете, что это такое в нашем-то возрасте? Поэтому нас, конечно, очень берегли, тщательно подстраховывали. Не дай бог Старыгин ударит плечо или Смехов подвернет ногу! А Миша Боярский к тому же и так снимался со сломанным пальцем. Его он, правда, повредил перед съемками «Сокровищ». Конечно, когда снимали «Мушкетеров», все было иначе - там приходилось и падать, и шпагой получать… Знаете, видел однажды, как на улицах Москвы снимают какой-то американский блокбастер. Когда актер ударился о чугунный забор на набережной, к нему тут же подбежали человек десять персонала - втирали мазь, массировали, прилаживали специальную накладку… А ушибся он, надо признать, не очень сильно, наши актеры терпят и не такое.

- Образ Арамиса изменился, а изменился ли актер Игорь Старыгин?

- С годами не в лучшую сторону. Те, кто отождествляет меня с моими романтическими киногероями, заблуждаются. С годами я стал раздражительнее, жестче и упрямее. Иногда это во вред близким - людям, которых я люблю всей душой, но ничего не могу с собой поделать. Можно сказать, что в «Сокровищах» я сыграл самого себя, и считаю, что настоящий Арамис и должен быть таким. А раздражает больше всего тотальное хамство. Знаете такой принцип: «Писай в глаза - божья роса»? Человеку открыто говорят: «Ты вор», а он продолжает заниматься своими неприглядными делами, отмахнувшись от этих слов, как от назойливой мухи. Дескать, говорите, мне-то что... Не могу себе представить, чтобы раньше терпели такое безобразие. Никто не осмеливается называть вещи своими именами. Государство бросило людей на произвол судьбы. Знаете, несколько лет назад у меня был крайне тяжелый период - обострились проблемы с сосудами, за полтора года я перенес пять сложнейших операций. А пенсия - около четырех тысяч рублей в месяц… Одиночество, безденежье. Помогла соотечественница, живущая в Турции. Только не подумайте, что я жалуюсь. Это плохой тон - жаловаться на власть. Я прекрасно понимаю, какие у нас в государстве проблемы. И вы понимаете: нищие пенсионеры, зато самые богатые в мире олигархи. И не приносить себя в жертву нужно, а менять жизнь. В молодости я был далек от любой политики, мой образ вряд ли встраивался в господствовавшую тогда идеологию. Конечно, я был и пионером, и комсомольцем, но коммунист-мушкетер? Смешно! Меня часто спрашивают: «Зачем ты вступил в «Справедливую Россию»? Что тебе на пенсии спокойно не сидится?». А я отвечаю: кто-то должен защищать элементарную справедливость? Знаете, в подъезде моего дома очень много старушек-пенсионерок. У одной кран течет, у другой пенсия мизерная, у третьей еще какая-то проблема. Приходится звонить в ЖЭК, пользоваться именем, чтобы Степаниде Андреевне кран починили, потому что на ее звонки просто никто не откликается. А таких старушек и стариков - полстраны. Скажите, разве законы капитализма справедливы? А у русского человека очень острое чувство справедливости, хоть его и стараются вытравить.

- Но наверняка в вашей жизни есть и то, что радует душу…

- Наша «мушкетерская» дружба. Мы действительно настоящие друзья уже 30 лет - это просто фантастика! Самый заботливый, самый чуткий - Володя Баллон, постоянно звонит: «Игорь, ты как? У тебя все хорошо?». И не проходит дня, ну хотя бы недели, чтобы я не созвонился с Мишей Боярским или с Валей Смирнитским. Чтобы Венька не звякнул: ребята, как дела? Сколько лет фильму, столько лет мы дружим. И, конечно, жена Катя - она не просто любимая женщина. Есть такой редчайший тип женщин - «женщина-мать». Вот она - такая… И потом, Катя может все: отремонтирует магнитофон, телевизор, с электрикой разберется в пять секунд, краны починит. А вот я технарь никакой. Гвоздь, конечно, могу прибить, но это не мое амплуа.

Автор: Елена САМОЙЛОВА