Забытая война. Дуэль США и Японии у советских берегов (окончание)

...С самого начала высадка десанта столкнулась с многочисленными трудностями. Каменистые отмели, сложный рельеф берега затянули высадку северной группы десанта до вечера...

26 окт. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2233 от 26 окт. 2007
f598878cfb67c673413301ddc4639afe.jpg

Начало в номерах за 19, 23, 24 и 25 октября

Битва за острова


С самого начала высадка десанта столкнулась с многочисленными трудностями. Каменистые отмели, сложный рельеф берега затянули высадку северной группы десанта до вечера. Только вечером оба десантированных полка доложили о закреплении на берегу в заданных районах, а коммандос вышли к заснеженным вершинам господствующей горной гряды. Пока японцы сопротивления не оказывали. Но это была всего лишь тактическая уловка. Как только американские пехотинцы стали втягиваться в долины, прилегающие к южной и северной точкам высадки десанта, японцы открыли по наступающим ураганный огонь из минометов и стрелкового оружия. Штабные работники отвели три дня на овладение островом - неделю шли ожесточенные бои, прежде чем американцам удалось овладеть перевалом Джарлин. Низкая облачность и туман делали невозможной поддержку наступающих с воздуха и с моря. Только 26 мая, когда погода немного улучшилась, американская авиация смогла облегчить выполнение задач пехотинцам.

Японцы сопротивлялись с ожесточением обреченных. К 29 мая, на 19-й день сражения, в подчинении полковника Ямасаки остались только 800 человек. Сдаваться в плен японцам запрещал закон воина - «Бусидо». Поэтому Ямасаки решил бросить остатки своего войска на прорыв и попытаться захватить американскую батарею горных орудий, при помощи которых переломить ситуацию и сбросить американцев в море. Раненых, которые в этой самоубийственной затее были обузой, он приказал прикончить. Кому-то ввели смертельную дозу морфина, кто-то сам рванул на груди кольцо гранаты. Остатки гарнизона Атту двинулись на позиции второй роты (роты «Б») 32-го пехотного полка. Прорвать с ходу боевые порядки не удалось, японцы откатились, преследуемые американскими пехотинцами, и, потеряв всякую надежду на победу, совершили акт массового самоубийства - более 500 японских военнослужащих подорвали себя гранатами. Сам полковник Ямасаки отстреливался до конца, оставив последний патрон для себя.


К утру воскресенья, 30 мая, битва за Атту была завершена. Из гарнизона в 2650 японских солдат и офицеров в живых было захвачено в плен только 28, среди них - ни одного офицера. Погибли 549 американских солдат, около двух тысяч были ранены и обморожены. Пропорционально числу участников сражения - это была самая кровопролитная битва американских войск на Тихом океане за всю Вторую мировую войну.

После падения Атту генерал Бакнер и адмирал Кинкейд получили возможность приступить к осуществлению планов дальнейшего обустройства Алеутских островов в интересах решения главной задачи - нанесения ударов по японской территории, подготовки вторжения на Японские острова. Неудивительно, что одним из островов, на который американские военные инженеры обратили свое пристальное внимание, был небольшой и совершенно плоский остров Шемия, находящийся в 25 милях от Атту. Его природный рельеф позволил в самое короткое время создать на нем такую взлетно-посадочную полосу, что могла принимать даже стратегические бомбардировщики «В-29», «Суперкрепости», совершавшие впоследствии отсюда налеты на Токио. Но те полеты «В-29» были еще экспериментальными, самолет только обкатывали, а вот «В-24» «Либерейтор» использовали новый аэродром в полной мере для осуществления регулярных налетов на военно-морскую базу императорского флота на Парамушире и на удерживаемую пока японцами Киску.

Эвакуация

С моря Киска была надежно блокирована - линкоры «Айдахо», «Миссисипи» и «Нью-Мексико» и еще пять крейсеров оперативной группы постоянно как обстреливали из своих мощных дальнобойных орудий береговые укрепления японцев на острове, так и на пушечный выстрел не подпускали японские транспорты к гавани Киски.

Предвидя вполне реальную возможность того, что и гарнизон Киски может постичь судьба подчиненных полковника Ямасаки на Атту, японский генеральный штаб наконец пришел к решению о полной эвакуации японского контингента с Алеутских островов. Операция по эвакуации была поручена вице-адмиралу Широ Кавасе, сменившему отправленного в отставку после битвы у Командорских островов адмирала Хосогайя. И здесь, как и во многих других перипетиях войны, легче было сказать, чем сделать.

Гарнизон японцев на Киске насчитывал около 6000 человек. Поначалу адмирал Кавасе рассчитывал вывезти весь гарнизон на подводных лодках. Но с учетом того, что количество субмарин в распоряжении адмирала было ограниченным - всего восемь, да и число эвакуируемых за один рейс было весьма небольшим, вся эта затея с подводными лодками выглядела проблематичной. В июне с Киски были отправлены в путь на подводных лодках 820 человек, но экипажи американских эсминцев не даром ели хлеб - три японские лодки класса «Ай» были потоплены, не успев далеко отойти от острова. Вместе с экипажами свою смерть в пучине нашло около 300 беглецов. Адмиралу Кавасе нужно было срочно искать другой выход.

И он его нашел - на закате 21 июля 1943 года Кавасе вывел отряд в составе четырех крейсеров, танкера и одиннадцати эсминцев со своей главной базы на Парамушире. В оперативном смысле план действий был довольно прост: подойти к Киске с юга, держась от нее как можно дальше, чтобы не оказаться обнаруженными с американских патрульных самолетов, и, дождавшись густого тумана, под его прикрытием прорваться в Киску и эвакуировать гарнизон. Несмотря на всю простоту и отчаянность плана, как это бывает на войне, благодаря воле случая и военному везению 28 июля основная часть японских кораблей без шума вошла в гавань Киски. Задолго до этого момента гарнизон острова взорвал основные сооружения, ходы, укрытия, тяжелые орудия - все, что нельзя было унести с собой и оставалось на острове. В течение часа все пять тысяч человек были погружены на суда, и так же тихо, без единого выстрела, прикрываясь низким и густым туманом, караван японских судов выскользнул из гавани Киски и спустя четверо суток благополучно достиг Парамушира.


Американцы же тем временем продолжали подготовку к операции «Коттедж» - вторжению на Киску, назначенному на 15 августа. Сомнения у некоторых военачальников, правда, были - не бросили ли японцы остров? Уж больно тихо там было. Вполне резонным было предложение высадить сначала на остров группу разведчиков, проверить. Но адмирал Кинкейд принял решение о проведении полномасштабной десантной операции в соответствии с имевшимся планом. Ну а если японцы ушли, значит, получится хорошая тренировка «в условиях, приближенных к боевым».

В составе первой волны десанта на Киску должно было высадиться около 35 тысяч солдат, уже получивших опыт на Атту, из состава 7-й моторизованной дивизии и 4-го пехотного полка. Кроме того, здесь были 87-й горнопехотный полк, который будет потом воевать в Италии, а также 5 тысяч солдат из состава 13-й канадской пехотной бригады. В рамках операции планировалось выбросить 2500 американских и канадских парашютистов, которые первыми должны были ступить на остров.

Когда же 15 августа в соответствии с планом операции они приземлились в районе гавани, им навстречу бросились только с полдюжины оголодавших псов, единственные живые существа на острове, чудом выжившие под непрекращающимися бомбардировками американской авиации и обстрелами корабельной артиллерии. После своего ухода японца оставили массу мин-ловушек, которые при высадке собрали обильный урожай. В тумане, в неразберихе первых минут высадки были случаи ведения огня по своим, что тоже приводило к потерям. Но самые тяжелые потери в ходе операции понесли американские ВМС, когда эсминец «Эбнер Рид» наскочил в гавани на морскую мину. Всего в ходе «тренировочной» операции потери - погибшие, раненые, покалеченные - составили 306 человек.

Закономерный финал

Как бы ни критиковали генерала Бакнера и адмирала Кинкейда за проведение этой операции, за бессмысленные жертвы в то время, как их войска были так нужны силам коалиции на Соломоновых островах и в Новой Гвинее, факт остается фактом: еще за год до этого японцы захватили плацдарм на территории США, угрожая полномасштабной интервенцией на континент, а теперь уже сама Япония замерла в ожидании решительных действий Америки.

Логическим продолжением действий Америки в этом регионе должен был стать удар по Северным Курилам, по базе японцев на Парамушире. Но этого не произошло, и тому был целый ряд причин. Одной из них и, пожалуй, самой главной было то, что такую операцию в то время можно было осуществить только вместе с Советским Союзом, при мощной поддержке с Камчатки. Но о совместных действиях с СССР против Японии речь тогда не шла - Сталин начал войну на Тихом океане только в ее последний месяц.

Алеутские острова, очищенные от японцев, стали надежной базой для совершения последующих налетов американской авиации на Японские острова и подготовки наземного вторжения американских войск на Окинаву. Именно там, на Окинаве, весной 1945 года, за четыре дня до окончания боевых действий за этот японский остров, длившихся два с половиной месяца, погиб, попав под огневой налет японской артиллерии, генерал Саймон Бакнер.

В течение заключительных месяцев войны Аляска все больше и больше становилась эдакой «тихой заводью», хотя японские бомбардировщики и пытались наносить удары по Атту - в отместку за регулярные налеты американцев на Парамушир. Постоянно была загружена боевой работой и радиолокационная станция на острове Адак: с конца 1944 года японцы в качестве «оружия возмездия» против Америки стали применять беспилотные воздушные шары, снабженные минами (всего было запущено в сторону Америки более 100 тысяч таких японских «гостинцев»), сбивать их, получив целеуказания станции радиолокационного слежения, для пилотов американских истребителей было своеобразным спортом.

Когда же атомные взрывы над Хиросимой и Нагасаки поставили точку в войне на Тихом океане, а советские войска заняли Курилы, война для Аляски не заканчивалась, а только начиналась. Холодная война…

Автор: Перевод Валерия МОНАХОВА