Музыканты хотят. Дирижер тоже

Раз в два года (иногда чаще) как по расписанию в Тихоокеанском симфоническом оркестре меняется художественный руководитель и главный дирижер. Это стало уже печальной традицией. Все понимают механизм процесса: приходит новый дирижер, в первый год он полон

26 окт. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2233 от 26 окт. 2007
faece5015c96fb874e7f7fd8232c9690.jpg

Раз в два года (иногда чаще) как по расписанию в Тихоокеанском симфоническом оркестре меняется художественный руководитель и главный дирижер. Это стало уже печальной традицией. Все понимают механизм процесса: приходит новый дирижер, в первый год он полон надежд и только вникает в проблемы оркестра - нехватка инструментов и музыкантов, низкие зарплаты, отсутствие квартир или хотя бы общежития для музыкантов и многое другое. На второй год он пытается начать эти проблемы решать - и тут-то понимает, что все безнадежно. И на третий год с ним не продлевают контракт. Или он сам уезжает… Идут ли все эти скачки на пользу оркестру? Нет. Есть ли у Тихоокеанского симфонического, чьи проблемы за последний десяток лет практически не решаются, будущее? Сложно сказать. Возможно, у него есть последний шанс. Новый дирижер Михаил Аркадьев - известный в России и за ее пределами в музыкальной среде человек полагает, что этот шанс еще можно использовать… Следует сказать, что никогда раньше у нашего оркестра не было дирижера такого уровня.

Первая пресс-конференция Михаила Александровича именно в роли постоянного дирижера Тихоокеанского симфонического (в июле-сентябре он работал с оркестром как куратор и приглашенная звезда) как раз и была посвящена обсуждению печальной реальности и возможных светлых перспектив коллектива.

~~Справка «В»
Михаил Аркадьев, доктор искусствоведения, заслуженный артист России, дирижер, пианист, композитор, теоретик музыки, музыкальный деятель, философ, родился в 1958 году в семье с древними музыкальными и художественными корнями (дед со стороны отца - создатель и главный художник Санкт-Петербургского Ботанического музея, прадед со стороны матери был кантором Московской синагоги, дед - скрипачом в оркестре Большого театра). Окончил академию музыки имени Гнесиных, занимался композицией с Альфредом Шнитке, работал в тесном сотрудничестве с Георгием Свиридовым. Работал как пианист с Дмитрием Хворостовским на всех основных сценах мира. Ведет большую педагогическую (доцент кафедры специального фортепиано РАМ им. Гнесиных) и научную работу. Известен не только как музыкант, но и как философ, автор оригинальной философско-антропологической концепции «лингвистической катастрофы».~~

Перспективы. Pacific – это звучит!

- Вместе с Тихоокеанским симфоническим оркестром мы отработали уже четыре программы. Контакт с оркестром произошел мгновенно, на первых репетициях, и это очень важно и очень приятно. Музыканты хотят работать, заниматься творчеством, несмотря на все сложности, понимаете? Я работал с разными коллективами. Были такие, в которых процветал цинизм. Здесь, слава богу, ничего похожего нет. Так что виды на перспективу у меня самые светлые.

Что хочу и собираюсь сделать? Планы большие. Вот 23 октября мы сыграли с прекрасным скрипачом Графом Муржа, а 31 октября состоится концерт с пианистом Владимиром Мищуком. Эти солисты обладают высочайшим уровнем музицирования. Очень важно, что во Владивосток приезжают музыканты с европейским именем. Я вижу, как предложение сотрудничества с Тихоокеанским симфоническим вызывает в Москве у известных музыкантов самые положительные эмоции, прилив энтузиазма. Многие хотят приехать и выступить. Дмитрия Хворостовского могу хоть завтра привезти.

Одновременно с работой с приезжими солистами мы будем вести солидную, серьезную симфоническую программу, в которой будет несколько произведений, впервые исполняющихся в Приморье. Одно из них отзвучало 23 октября. Тихоокеанский - значит Pacific, хорошее название, если поедем на зарубежные гастроли, даже не придется искать новое имя оркестру. Насколько я смог понять, это модное слово во Владивостоке. Так вот композитор Артюр Онегер написал симфоническую поэму «Pacific 231», ее мы и сыграли 23 октября. Я хочу, чтобы это произведение стало символом, музыкальной эмблемой нашего оркестра.

Задуман рождественский фестиваль: хотим начать серию концертов в дни европейского Рождества и завершить на старый Новый год. Программа задумана разнообразная: Бах, итальянское барокко… Думаю и о проведении пасхального фестиваля, но это пока весьма отдаленные планы.

Реальность. Выход из тупика – вместе с филармонией!

- Конечно, есть трудности, например, у оркестра нет репетиционной базы. Приходится работать без нее. Убежден, что это не скажется на качестве игры, но работу усложняет…

Да, я знаю, что у оркестра часто менялись дирижеры, что многие не находили общего языка с руководством филармонии, но, раз я согласился здесь работать, значит, сделал это с открытыми глазами и с надеждой, что многое удастся изменить. Еще будучи в Москве, я попросил концертмейстеров оркестра выписать все проблемы, требующие решения, и в ближайшие дни мы их обсудим.

Разумеется, меня никак не устраивает комплектация оркестра, потому что не иметь инструментов или музыкантов - это как играть на рояле без десятка клавиш.

На что надеюсь? На свои связи и знакомства, на позитивное отношение к оркестру моих коллег. Надеюсь, что руководство филармонии будет помогать. Буду использовать любой благоприятный момент, чтобы общаться с губернатором края. Вообще бы мне хотелось, чтобы Тихоокеанский симфонический стал губернаторским оркестром, понимаете? В лучшем смысле слова. Думаете, прожектерство? Не знаю… Может быть, я смогу проявить себя как дипломат.

Очень важно решить такие вопросы, как зарплата музыкантов и квартиры для них. Это, заметим, не уникальная приморская проблема, с подобным сталкиваются многие оркестры. Руководство филармонии идет в этом отношении навстречу...

Надеюсь и на то, что ситуация с саммитом 2012 года как-то поможет - ведь много же говорят об организации театра оперы и балета во Владивостоке. А у меня есть опыт: я превратил антрепризный оперный проект Волгограда в Царицынскую оперу. В общем, хотелось бы верить, что в рамках реализации саммита оркестр получит шанс. Собственно говоря, на мое решение согласиться сильно повлиял факт 2012 года. Мне показалось, что у Владивостока есть шанс. Кроме того, мне нравится город. Мне здесь хорошо.

Попытаюсь искать спонсоров под конкретные проекты, например, покупку инструментов. Поймите, руководство филармонии ничего от меня не утаивало, не пыталось приукрасить. Но есть главное - огромное желание музыкантов работать. Ведь даже в недоукомплектованном оркестре Чайковский звучит как Чайковский!

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ